news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

На Кубе сегодня отмечают День национального восстания

Исторические события дня и памятные даты.

(Казань, 26 июля, «Татар-информ», Нина Нарыкова). Сегодня – Национальный праздник Республики Куба – День национального восстания.

В 1952 году, когда Фульхенсио Батиста установил на Кубе диктаторский режим, повстанческое движение в республике возглавил доктор Фидель Кастро Рус, молодой адвокат родом из провинции Орьенте, выпускник Гаванского университета. 26 июля 1953 года группа вооруженных лиц во главе с Кастро попыталась захватить армейские казармы в крепости Монкада в городе Сантьяго-де-Куба. Большинство участников этой акции были арестованы. Кастро со своими сподвижниками предстал перед судом, где произнес свою знаменитую речь «История меня оправдает».

В тюрьме на острове Пинос участники штурма Монкады провели два года и в 1955 году были высланы за пределы Кубы. За границей (в США и Мексике) Кастро организовал «Движение 26 июля», ставившее своей целью вооруженное свержение режима Батисты. 2 декабря 1956 года Кастро и 80 его сторонников совершили плавание на яхте «Гранма» от Мексики к берегам Кубы. В первом бою с правительственными войсками революционеры были разгромлены, но 12 человек во главе с Кастро пробились в горы Сьерра-Маэстра. Кастро организовал повстанческую армию, которая в течение 1956-1958 годов распространила свои действия на другие районы Кубы. В решающих боях в конце 1958 года армия Фиделя разгромила правительственные войска.

1 января 1959 года повстанцы вступили в Гавану. Кастро сформировал новое правительство Кубы из числа своих соратников-революционеров.

***

В 1925 году в этот день впервые поднялся в воздух самолет «К-1» конструкции Константина Калинина.

Самолет «К-1» строился с 1923 года во внеплановом порядке на авиаремонтном заводе в Киеве. Выбранная инженером и конструктором Константином Калининым схема пассажирской машины стала типовой для его самолетов первого поколения. Это был подкосный моноплан, двигатель – маломощный («Сальмсон» в 170 лошадиных сил), форменный фюзеляж впервые в отечественной практике был сварен из стальных труб. В трехместной кабине размещались удобный диван и два кресла. Характерно, что все первые самолеты Калинина имели эллиптические в плане крыло и хвостовое оперение. Такие несущие поверхности имеют меньшее аэродинамическое сопротивление, и конструктор сознательно шел на усложнение технологии производства ради повышения летных качеств.
Постройку «К-1» запрещали, откладывали, но все же 26 июля 1925 года самолет поднялся в воздух. Успешно пройдя все испытания, он стал первой отечественной пассажирской машиной, рекомендованной к серийному производству (до 1926 года пассажирские самолеты у нас в стране серийно не строились вообще).

Выпуск самолетов Калинина решено было развернуть в Харькове, где в сентябре 1926 года на базе авиаремонтных мастерских акционерного общества «Укрвоздухпуть» был создан авиационный завод. Под руководством К.А.Калинина были созданы пассажирские самолеты «К-4» и «К-5», обслуживавшие в 1930-х годах авиалинии СССР, а также ряд опытных самолетов. По-настоящему фантастическим достижением Калинина стало строительство двух самолетов-гигантов «К-7» и «К-12» – крупнейших в мире на тот период. Первый из них был рассчитан на 120 пассажиров и 12 членов экипажа. Так называемый военный вариант «К-7» был способен нести не менее 10 тонн бомб при вооружении в 12 пушек. Что же касается «К-12», то он стал первым в мире бесхвостым бомбардировщиком дальнего действия – прототипом сверхзвуковой авиации (получил название «Жар-Птица»).

Последним детищем Калинина стал самолет «К-13» – тоже бомбардировщик, но простейшей конструкции. В 1938 году талантливый создатель новой авиатехники, как и многие его коллеги той поры, был ложно обвинен и погиб в застенках НКВД.

***

15 лет назад, 26 июля 1993 года, в России началась денежная реформа.

Первая денежная реформа советского правительства была проведена в 1922-1924 годах, одновременно проведены две деноминации, укрупнившие номинал совзнака – бумажного денежного знака, выпускавшегося Наркомфином для покрытия бюджетного дефицита.

Реформа имела растянутый характер. В это время появился знаменитый русский червонец – банковский билет, который обеспечивался золотом и активами Государственного банка России. Он приравнивался к царской монете достоинством 10 рублей. Осуществлялась чеканка золотых червонцев, которые использовались во внешней торговле.

Червонец 1922 года был единственной российской конвертируемой валютой. В марте 1924 года денежная реформа была завершена, рубль нового образца был равен 1/10 червонца и обменивался на 50 тысяч рублей совзнаками 1923 года или на 50 миллионов дензнаков всех более ранних образцов.

Деноминация 1947 года была вызвана избыточной денежной массой – следствие эмиссий во время второй мировой войны. В 1947 году правительство отменило карточки и провело денежную реформу, обмен рублей проводился из расчета десять к одному. Золотое содержание рубля соответствовало 0,222161 грамма золота. Обмену подлежали только бумажные деньги, мелочь оставалась в обращении. Новые деньги были большими и неудобными. В 1961 году произошла хрущевская денежная реформа. С 1 января 1961 года были введены купюры нового образца, одновременно проводилась деноминация из расчета десять к одному. Деньги обменивались в течение трех месяцев. Золотое содержание рубля увеличено в 4 раза и составило 0,987412 грамма чистого золота. Медные деньги достоинством 1, 2 и 3 копейки не менялись. То, что стоило и до, и после реформы копейки, подорожало в 10 раз. Новые деньги были меньше и удобнее старых. Обмен денег в апреле 1991 года, названный «павловской реформой» (по фамилии премьер-министра СССР), преследовал цель избавиться от лишних купюр в налично-денежном обращении и хотя бы частично решить проблему дефицита на товарном рынке. Реформа проводилась под предлогом борьбы с фальшивыми рублями, якобы завозимыми из-за рубежа, из обращения изымались 50- и 100-рублевые купюры образца 1961 года. Пострадавшей стороной было население, поскольку обмен крупных купюр сопровождался сильнейшими ограничениями: сжатые сроки обмена – три дня; обмену подлежало 51,5 миллиарда рублей из 133 миллиарда наличных, или 39 процентов.

С января 1992 года в России объявляется либерализация цен и свободный обменный курс рубля. Инфляция достигает от 12 до 35 процентов в месяц. К концу 1992 года доллар стоил 415 рублей. С 26 июля по 7 августа 1993 года в России была проведена очередная денежная реформа. Вызвана она была галопирующей инфляцией (нулей на деньгах становилось все больше, но угнаться за ценами они не могли) и необходимостью обмена оставшихся денежных билетов образца 1961-1992 годов на купюры нового образца. Граждане России могли обменять деньги в течение всего срока. На руки выдавались обмененные купюры на сумму не более 100 тысяч рублей. Все деньги свыше этой суммы зачислялись на счет в Сбербанке на полгода с начислением установленного процента по вкладу. Об обмене делалась отметка в паспорте. Не граждане России могли обменять деньги только 26 июля 1993 года, сумма обмена была меньше. Предприятия могли обменять наличные в пределах кассовых остатков на начало дня 26 июля и обязаны были сдать их в банк в течение банковского дня 26 июля. Сумма сдаваемых денег не должна была превышать лимит, установленный для кассы данной организации, и суммы торговой выручки, поступившей в кассу на конец дня 25 июля. В ходе реформы 1993 года изъято 24 миллиарда банкнот.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400