news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Музей Тукая в Кырлае: шурале из леса, могучие дубы и дух поэта

В преддверии дня рождения Габдуллы Тукая корреспонденты «Татар-информа» побывали в его музее в деревне Кырлай. Директор музея Дамир Абдуллин рассказал, какие изменения произойдут в мемориале к 140-летию великого поэта, а также привел множество редко упоминаемых фактов из его жизни.

Музей Тукая в Кырлае: шурале из леса, могучие дубы и дух поэта
Кырлай в годы юности Тукая был окружен густыми лесами, зелеными лугами с пышной травой
Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»

Кырлай сохраняет дух Тукая

В своей знаменитой поэме «Шурале» Тукай посвятил целую главу великолепной природе Заказанья. «Эта сторона лесная вечно в памяти жива. Бархатистым одеялом расстилается трава», – пишет он о Кырлае. В этой деревне будущий поэт прожил всего три года, однако именно здесь он не просто познал красоту родного края, но и познакомился с сокровищницей устного народного творчества и всей душой полюбил настоящий, живой народный язык.

Кырлай в годы юности Тукая был окружен густыми лесами, зелеными лугами с пышной травой – стоят ли эти леса сейчас, спустя столетие? Как там родной дом поэта, как дом Сагди абзый, в котором маленький Апуш провел редкие для своего детства счастливые годы?

Предвкушая встречу с краем, насквозь пропитанным духом великого Тукая, мы приехали в Кырлай. Безусловно, сердце Кырлая – это литературно-музейный комплекс, посвященный жизни и творчеству поэта. У музея – старые, величественные деревья, которые, несомненно, помнят многих. Автора романа «Тукай», писателя Ахмета Файзи, который именно здесь создавал свое произведение. Знаменитого скульптора Баки Урманче, автора проекта этого комплекса и непосредственного участника его строительства. Выдающихся писателей, которые год за годом приезжали сюда, на землю Тукая, чтобы в душе побеседовать, проникнуться духом великого поэта.

Прямо за музеем среди травы и мелкого камня протекает река Ия, а на другом ее берегу начинается лес – леса здесь до сих пор стоят густые, величественные.

Сердце Кырлая – это литературно-музейный комплекс, посвященный жизни и творчеству поэта

Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»

Как Баки Урманче искал в арских лесах шурале

Наш разговор с директором музейного комплекса Дамиром Абдуллиным проходил во дворе музея, рядом с фигурами лесных духов – шурале, которых когда-то для музейного комплекса изготовил знаменитый скульптор Баки Урманче.

«Баки ага не общался лично с Тукаем, но, как он пишет в воспоминаниях, был его почитателем и в годы учебы в медресе каждую пятницу приходил в чайхану специально, чтобы увидеть там поэта. Спустя годы в рамках подготовки к 90-летию Габдуллы Тукая началось строительство комплекса. Создание проекта поручили художнику и скульптору Баки Урманче. «Это большая работа, честь для меня», – писал творец в своих воспоминаниях. Строительство комплекса началось в 1975 году, и Баки ага следил за ходом работ, на это время поселившись в самом Кырлае. На тот момент художнику было 78 лет.

Директор музейного комплекса Дамир Абдуллин

Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»

Литературно-музейный комплекс Габдуллы Тукая открыли в 1979 году. В Кырлае Баки Урманче часто ходил в лес, наша деревня окружена бескрайними многовековыми лесами, которые переходят в марийские леса, а затем и в сибирскую тайгу... И действительно, в наших лесах обитают шурале. Так что Тукай написал свою поэму не на пустом месте.

Баки Урманче ходит в лес, потому что очень хочет там встретить шурале. Знаете, днем эти лесные духи выглядят как обычное дерево, а ночью, в полнолуние, в них вселяется дух, и они превращаются в лесных существ. Баки ага никак не может найти шурале. Тогда он с собой берет нашего местного лесника – Раиса абый. Он потом вспоминал: «Баки ага, несмотря на возраст, ходит с двухметровой палкой. Я еле успевал за ним, он двигался очень быстро!» Раис абый на запряженной лошади возит художника в дальние леса. И, наконец, Баки ага находит то, что искал! Четыре лесных духа – шурале с тех пор живут у нас в парке. Скульптор лишь придал им форму.

Фигуры лесных духов для музейного комплекса изготовил знаменитый скульптор Баки Урманче

Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»

Наши шурале, воплощенные из дубовых стволов, – подарок великого художника музею. Мы эти фигуры содержим в порядке, регулярно реставрируем, в этом году тоже будет проведена реставрация. 140-летие Тукая они встретят в отличном состоянии», – пообещал директор музея.

Задачи к юбилею: отремонтировать здание, дороги, очистить речку

Река Ия, протекающая через деревню, заметно обмелела. Директор музейного комплекса заверил, что в скором времени на ней начнутся работы по очистке русла и углублению дна. В результате всех этих мероприятий Ия должна превратиться в полноводную реку.

В 2021 году, к 135-летию Тукая, в музее побывал Раис Республики Татарстан Рустам Минниханов. Он встретился с деятелями искусства, выслушал их мнения и пожелания.

К 140-летию поэта планируется отремонтировать, обновить здание музея, благоустроить территорию

Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»

«Мы тоже донесли свои просьбы до руководителя республики. На основе услышанного он пришел к выводу, что 140-летие великого поэта нужно провести в совсем другом формате. После этого начались работы. Главные задачи – отремонтировать, обновить здание музея, благоустроить территорию, привести в порядок дороги, очистить реку.

Если подняться выше вдоль реки, то в одном километре оттуда можно увидеть дом Сагди абзый. Набережная будет облагорожена, и от музея до дома будет проложен тротуар. Вдоль этого пути обустроят площадки для отдыха. Деньги на проект уже выделены. Дом Сагди абзый тоже будет отремонтирован, также пройдут ремонтные работы в родном селе поэта Кошлауче. Работы предстоит сделать много. Грант выиграл проектный центр «Град», подрядчик еще не определен, будет проведен тендер. Проект очистки рек сделала «Татмелиорация», – рассказал Дамир Абдуллин.

Река Ия, протекающая через деревню, заметно обмелела

Фото: © Салват Камалетдинов / «Татар-информ»

Очередной объект на территории комплекса – это аллея Государственной премии имени Габдуллы Тукая. С 2007 года существует традиция, по которой лауреаты премии высаживают у музея голубые ели. За годы аллея разрослась, ели высажены даже перед самим зданием музея.

По традиции лауреаты премии им. Тукая высаживают на аллее у музея голубые ели

Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»

На площади Тукая планируют создать аллею татарских писателей, где можно будет увидеть бюсты выдающихся авторов, начиная с древней татарской литературы до наших дней.

Займет свое место на площади Тукая и бюст поэта, созданный еще в 1956 году. Раньше бюст стоял перед зданием сельской школы, и до появления музея писатели из Казани приезжали в школу, проводили день рождения поэта рядом с этим памятником. Сейчас бюст стоит в резиденции Кыш Бабая в Кырлае. К 140-летнему юбилею поэта памятник также будет отремонтирован.

Ахмет Файзи 3 тысячи рублей гонорара за свой роман перевел музею

Далее мы оказались внутри музейного комплекса. Здесь Дамир Абдуллин отметил особую роль автора романа «Тукай» Ахмета Файзи – именно благодаря ему в Кырлае появились школа и библиотека.

В 1979 году Музей Тукая обзавелся своим собственным зданием

Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»

«После Великой Отечественной войны одним из первых он приезжает в Кошлауч, Кырлай, начинает изучать Тукая. В те годы еще были живы друзья детства поэта. Файзи общается с жителями, записывает их воспоминания, а люди ему рассказывают о своих проблемах – например, в Кырлае не было отдельного здания школы. Три класса начальной школы дети учились в здании бывшей мечети. Не было ни библиотеки, ни музея. Ахмет Файзи обращается с письмом к руководству республики, обращение подписывают жители села. В 1950-х годах школу начинают строить и делают ее двухэтажной. В новой школе учатся около 600 детей из Кырлая и окрестных деревень. В то время такие школы строили только в районных центрах и крупных селах.

Три тысячи рублей гонорара, полученные им за роман, Ахмет Файзи передает на строительство школы. Еще через десять лет в Кырлае была построена библиотека. По общественной инициативе в библиотеке организуют экспозицию, посвященную Тукаю. Одновременно идет сбор экспонатов. В 1971 году экспозиция, переросшая в полноценный музей, получает статус филиала Музея Горького в Казани. А в 1979 году Музей Тукая обзаводится своим собственным зданием», – рассказал историю комплекса Дамир Абдуллин.

«Пока жив язык – имя Тукая будет жить»

Здание музея построено из крепкой сосны, толстые бревна до сих пор выглядят как новые и источают ни с чем не сравнимый свежий аромат. На второй этаж ведет спиральная деревянная лестница. В зале установлены различные фигуры, изготовленные из стволов деревьев самых причудливых форм.

Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»

«Бревна из сосны были заготовлены специально для строительства этого музея. В 1986 году, к 100-летию Тукая, был сделан ремонт. Затем здание обновляли к 120-летию, 130-летию поэта. Следующий ремонт запланирован на 2026 год. Мы благодарны, что республика постоянно помогает. Наш музей относится к Министерству культуры Татарстана, мы являемся государственной организацией. Каждое 100-летие Тукая будет проводиться с участием ЮНЕСКО. Надеемся, и 200-летие поэта будет проведено масштабно», – говорит директор.

По его словам, экспонаты в музей поступают даже сегодня. Одно из последних поступлений – это сборники стихов Лермонтова и Пушкина: известно, что именно этих великих русских поэтов Тукай любил читать и переводил их произведения. Эти сборники музею подарил народный поэт Татарстана Зиннур Мансуров.

В первом зале, посвященном детству Тукая, можно увидеть холщовую сумку, который принадлежал маленькому Габдулле. Здесь также выставлены образцы детской одежды начала XX века, арские ичиги, лапти, и другие предметы одежды и быта татарского села того времени.

Жители Казани не видели Тукая, но он стал популярным через свои стихи

Из Кырлая маленький Апуш отправляется в Уральск. Осиротевшего родственника забирает к себе его тетя по линии отца Газиза Усманова. Во втором зале музея представлены молитвенный коврик – подарок Газизы своему маленькому брату, а также калфак и шкатулка, которые Тукай дарил своей тете.

«Газиза вышла замуж за купца Галиаскара Усманова. К несчастью, муж скоропостижно скончался. Все имущество купца было заложено банкам, поэтому после смерти мужа Газиза остается буквально на улице. К этому времени Тукай уже был поэтом и сам был в состоянии помочь родному человеку. В старости Газиза апа жила очень скромно, в маленьком бедном домике. Габдулла и Газиза испытывали очень теплые родственные чувства друг к другу, были очень близки.

Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»

В Уральске Тукай учится в медресе «Мутыйгия», основанном Мутыгуллой хазратом Тухватуллиным. Хазрат замечает способности юноши к обучению. Он предлагает ему переехать в общежитие медресе и начинает заниматься с ним индивидуально. Мутыгулла хазрат сыграл большую роль в формировании Тукая как великой личности, он помог раскрыть его талант.

Мы говорим: в Кырлае Сагди абзый спас Тукая от голодной смерти, Тухватуллины дали ему хорошее образование, а в Казани он обрел свое имя. Сын Мутыгуллы хазрата Камиль и Габдулла быстро заводят дружбу. После революции 1905 года татарам разрешили издавать газеты и журналы. По всей России в крупных городах с компактным проживанием татар открываются десятки частных типографий, появляются татарская периодическая печать. Камиль Мутыги и Тукай берут в аренду типографию, и издают первые газеты и журналы», – рассказывает директор музея.

Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»

Дамир Абдуллин подводит нас к большому типографскому станку, установленному в одном из залов музея. Этот станок они привезли из Уральска. По словам директора, именно за этим станком стояли Камиль Мутыги и Габдулла Тукай и издавали свои знаменитые на всю Россию газеты «Әл-гасрел җәдид» («Новый век») и «Фикер» («Мысль»). Таких станков остались единицы – один хранится в Национальном музее Татарстана, другой в Уфе.

«Тукай работал наборщиком, корректором. Надо было на станке набрать всю полосу газеты, затем по буквам проводили роликом с краской, делали оттиск на бумаге и отправляли этот лист сушиться. После того как был готов первый экземпляр газеты, Тукай садился за стол и вычитывал ее. Исправлял ошибки, опечатки. Для этого требовалась предельная внимательность, поэтому ему была поручена большая, ответственная работа. Тукай начал публиковаться в периодической печати. Хотя жители Казани не знали его в лицо, через свои стихи он получил известность», – рассказал о процессе издания газет в то время директор музея.

Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»

«Тукай был самым богатым поэтом в Казани, но купить себе квартиру не имел желания»

В те годы Казань была центром татарской культуры и просвещения, точкой притяжения для прогрессивной татарской интеллигенции. В 1907 году Габдулла Тукай тоже возвращается в Казань. Многие думают, что в татарскую столицу поэт приехал на запряженных лошадях – об этом он пишет в своем знаменитом стихотворении «Пара лошадей». Однако нет – из Уральска в Казань поэт добирался на пароходе.

Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»

«По пути в Казань у него украли все вещи, – рассказывает Дамир Абдуллин. – Тукай приехал совершенно без денег, без ничего. Он помнил всего один адрес: редакция журнала «Ялт-Йолт». Молодой поэт направляется туда. Сохранились воспоминания бухгалтера редакции. «Был вечер, все разошлись по домам, я же по своим делам остался в редакции, – пишет он. – Только собрался уйти, заходит какой-то подросток». Назвав свое имя, Тукай спрашивает редактора газеты Галиаскара Камала. Но его не было на месте. И буквально через пять минут он по своим делам приходит в редакцию. Это была первая встреча и знакомство поэта и знаменитого драматурга. Галиаскар Камал устраивает Тукая в гостиницу «Булгар». Они оба были выходцами из Арского края и до последних дней поэта дружили.

По данным того времени, в одной только Казани жили и творили около 600 поэтов и писателей. Во главе всех был Тукай. Раньше редакторы, поэты получали гонорар по количеству написанных ими строк. За одну строку могли заплатить от 1 копейки до 30-40 копеек. Тукай никогда не писал копеечных стихов. Его гонорары всегда были самые высокие, потому что газеты и журналы со стихами Тукай раскупались моментально. Выигрывали все – и издатели, и автор. На величину гонораров также влияли статус автора, актуальность его стихов.

Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»

Тукай был самым богатым поэтом в Казани. Но даже имея возможность, он не желал покупать себе дом или квартиру. С его деньгами он мог бы построить себе двухэтажный дом, однако поэт предпочитал жить в гостиницах. Все свои деньги он отдавал на строительство мечетей и медресе, учреждал стипендии для лучших студентов, старался издавать газеты и журналы, сделать татар просвещенным народом. Мог жить в самых дорогих люксовых номерах, для друзей денег не жалел, стеснялся отказывать. Очень часто эти долги ему просто не возвращали.

А когда поэт заболел и уже не мог зарабатывать много, друзья разбежались и даже не думали возвращать ему свои долги...» – рассказывает Дамир Абдуллин.

«Если бы не простудил ноги, Тукай мог бы прожить дольше»

В музее воссоздан интерьер комнаты №40 гостиницы «Булгар», в которой поэт жил с 1907 по 1913 год. Кровать, выставленная в музее, принадлежала другу Тукая Хусаину Ямашеву.

Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»

«Они дружили, общались. Я уверен, что Тукай мог сидеть на этой кровати», – говорит директор музея.

Там же можно увидеть мебель, которой обычно обставляли номера люкс. Для богатых постояльцев владельцы гостиниц закупали мебель высшего класса, которая выглядит ничуть не хуже мебели дворянских домов в Петербурге или Москве.

«Очень жаль, что Тукай прожил совсем короткую жизнь. Туберкулезом он заболел потому, что еще в детстве простудил ноги. Мама четырехлетнего Габдуллы после смерти мужа выходит замуж и, желая соблюдать приличие, временно оставляет сына у деревенской старухи. Она намеревалась после того, как немного свыкнется в новом месте, забрать ребенка к себе. Так маленький Апуш с ноября по февраль прожил у нищей, тугой на ухо старухи. Как потом поэт напишет в своих воспоминаниях, в зимнюю стужу он босиком выбегал в туалет, а старуха забывала впустить его обратно. Двери в деревенских домах были тяжелые, закрывались плотно, с трудом поддавались даже взрослому, не то что маленькому ребенку. На крыльце ноги мальчика промерзали насквозь, даже примерзали к доске. Если бы в детстве не простудил свои ноги, может быть, наш Тукай прожил бы и дольше.

Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»

Самые великие люди зачастую умирают молодыми. Тукая мы ставим в один ряд с Пушкиным, а мне кажется, личность Тукая еще выше. Пушкин – из дворян, у него даже была няня. Тукай же еще в младенчестве осиротел, испытал все тяготы жизни, голодал и был вынужден выживать, попадая из одной семьи в другую.

После смерти Тукая редакторы остались ему должны огромную сумму. А Пушкин, наоборот, был весь в долгах. Это тоже парадокс!

Габдулла Тукай умер 15 апреля, 17-го его похоронили на Ново-Татарском кладбище в Казани. Провожать поэта пришли около 10 тысяч человек. Дженаза намаз (заупокойную молитву) читал отец друга Тукая Фатиха Амирхана – Зариф хазрат Амирхан. Прощаться с поэтом пришли и друзья, и его враги – все, потому что они понимали, что ушел гений татарского народа.

Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»

Настоящая фамилия – Мухаммедгарифов, а откуда Тукай?

Почему фамилия поэта была Тукаев (Тукай)? Этот вопрос мы задали также и директору музея, потому что точного ответа найти нигде не удалось. Дамир Абдуллин, показав нам родословную Тукая, заметил в ней запись «Туктулы бабай». Возможно, именно имя этого своего предка Габдулла адаптировал к татарскому языку и образовал из него фамилию Тукаев, и это имя уже было в их роду, предположил наш собеседник.

Краевед, историк Дамир Гарифуллин тоже придерживается этой версии. «Габдулла Тукай – его отец Мухамадгариф, его отец – Мухамадгалим, его отец Шамсутдин, его отец Муртаза, а его отец – Туктулы бабай. Возможно, этого дедушку и называли Тукай, сократив его имя. Наверняка отец поэта Мухамадгариф достоверно знал, так ли это было. Может быть, отца Туктулы бабая звали Габдуллажан и будущего поэта назвали в его честь – в честь предка седьмого колена. В народе существовала привычка сокращенно называть Габдуллу в форме Габдукай. Габдукай – Габдукаев – Абдукаев – Тукаев – такая трансформация тоже встречается», – пишет краевед.

Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»

«На родине Тукая туристы осознают его величие»

В Музее Тукая, хоть и расположен он в 100 километрах от Казани, гостей бывает немало. С одной стороны, туристы близко знакомятся с личностью, творчеством Тукая. А во-вторых, природа этого края просто чудесная!

«Только в ноябре у нас бывает затишье, потому что погода не особо радует, – рассказывает, уже провожая нас, Дамир Абдуллин. – А в остальное время всегда люди. Самый загруженный период – с апреля по сентябрь. В прошлом году в нашем музее мы приняли более 13 тысяч человек. В 2016 году на 135-летии Тукая побывали 40 тысяч человек. Это реальные цифры. В период пандемии было всего 8 тысяч гостей. И только в прошлом году мы начали возвращаться к прежним показателям. Приезжают учащиеся школ, разные коллективы. Вообще в последние годы больше стало семейных посещений. Очень приятно видеть, как в музей вместе с бабушками и дедушками приходят и внуки.

До пандемии очень много приезжало туристов из Америки, Швейцарии, Австралии, Китая, Японии, Германии. Среди них были и татары, и представители других национальностей. Они приезжают сюда и осознают величие Тукая, сердечно благодарят за то, что сохраняем дух Тукая. Наша главная задача – пропагандировать Тукая среди разных национальностей.

Представители властей разного уровня тоже часто посещают наш музей. Глава Арского района Ильшат Нуриев своих гостей, родных всегда приводит к нам, он ценитель литературы, искусства. Ирада Аюпова (министр культуры РТ. – Ред.) была у нас в прошлом году осенью. Марат Ахметов (заместитель председателя Госсовета РТ. – Ред.) часто заезжает. Музей – это такое место, без всякого предупреждения может нагрянуть руководство. Поэтому наши двери всегда открыты.

Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»

Наш земляк Лотфулла Шафигуллин всегда интересуется, как наши дела, оказывает поддержку. В 2016 году с его помощью были благоустроены парки возле дома Сагди абзый. Мы очень благодарны. Шафагат Тахаутдинов тоже очень внимателен к нуждам музея. Кондиционеры в залах – его подарок. Летом в музее комфортный, прохладный воздух, условия хорошие. Ильшат Фардиев в одно из своих посещений подарил кинозал. Слава богу, у нас есть вот такие личности!

Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»

Думаю, в будущем туристов в музее станет еще больше. Когда появится набережная, проложим красивые аллеи, тротуары, площадки отдыха, Кырлай станет настоящим центром притяжения для гостей нашей республики», – уверен директор музейного комплекса Габдуллы Тукая Дамир Абдуллин.

Автор: Зиля Мубаракшина, intertat.tatar; перевод с татарского

Фоторепортаж: Абдул Фархан
autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2
autoscroll_news_right_240_400_3