news_header_top_970_100
news_header_bot_970_100

Музей истории Санкт-Петербурга дебютировал в Казани пейзажами «Непарадного Ленинграда»

news_top_970_100
news_left_column_240_400

На территории Казанского Кремля в национальной художественной галерее «Хазинэ» открылась дебютная для Татарстана выставка из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Проект «Непарадный Ленинград» собрал живопись, акварель, графику и литографию 1930–1940-х годов двадцати питерских художников.

Метель в блокадном Ленинграде, укладка асфальта на набережной, штурм Зимнего дворца, строительство стадиона имени Кирова, новые строящиеся жилые районы и застраиваемые исторические, Биржа, Невский проспект, Сенная площадь, физкультурный уголок у Петропавловской крепости и городской пляж здесь же в 1935 году… И, конечно, зелень уютных городских скверов, баржи и лодки города на Неве — Ленинград как город для своих, местных, а не для гостей представлен в сотне зарисовок, развешенных в четырех залах «Хазинэ».

«Эта выставка была сформирована специально, чтобы мы ее показывали в других городах. Казань первая. На своих площадках мы еще ни разу эту выставку не показывали. У нас достаточно большая коллекция советской живописи и графики. Чем она отличается, предположим, от собрания Русского музея, там, казалось бы, тоже русские художники? Мы собираем только ленинградских художников», — акцентировала хранитель фонда советской и современной живописи и графики Государственного музея истории Санкт-Петербурга Вера Ловягина.

Чувственная живопись, отметила она, была основана на том, что писалось а-ля прима, быстро, чтобы вложить эмоции, которые вернулись бы к зрителю. Писали сердцем, разрабатывая технологические моменты, достигали эффекта с помощью живописно-пластических способов.

«Эта тема всегда была интересна для всех художников. Считается, что это авангардное направление, что оно было задушено в недрах социалистического реализма. Отнюдь нет. Если мы будем смотреть на произведения ленинградских художников, московских, казанских в более позднее время, то мы найдем те же самые приемы, технико-технологические разработки, которые были приняты, как их называли, маркистами — подражателями французского художника Альбера Марке. Их еще называли французистыми художниками. Они возвращались в пору французского импрессионизма, это их грело, они были интеллектуальными авторами. Эта интеллектуальность свойственна Петербургу, и она нашла продолжение в творчестве других художников», — пояснила Ловягина.

«Непарадный Ленинград» предстает в мягком свете приглушенных цветов Александра Ведерникова, Владимира Гринберга, Николая Емельянова, Бориса Ермолаева, Николая Лапшина, Вячеслава Пакулина, Алексея Пахомова, Алексея Почтенного, братьев Анатолия и Виктора Прошкиных, Александра Русакова, Николая Тырсы, Якова Шура и других. Каждый из двадцати художников, чьи работы из Петербурга привезены в Казань, творил в непростой период 1930–1940-х годов, но репрессирован, отметила специалист, был только Александр Емельянов. А работы, например, Владимира Гринберга, умершего в 1942 году в блокаду, чудом сохранились во время войны, будучи опечатанными благодаря его членству в Союзе художников в покинутой им квартире.

«Когда после всех событий его супруга вернулась в квартиру, оказалось, что ни одна бомба туда не попала, ни один снаряд — наследие Гринберга полностью сохранилось», — подчеркнула Вера Ловягина.

Директор Казанского художественного училища Ольга Гильмутдинова призналась, что на вернисаж пришла «просто полюбоваться живописью и графикой» ленинградских мастеров. Она отметила техническое мастерство работ и «сумасшедшей красоты графику».

«Здесь есть чему учиться. Половина нашего педагогического состава — выпускники Репинского института и Мухинского училища (теперь это Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица — прим. Т-и). А наши студенты каждый год ездят на ознакомительную практику в Санкт-Петербург. Вернувшись, делают серию работ по своим наброскам — это задание существует у нас с 2008 года. Я впечатлена различающимся кремовым цветом, переливающимися перламутром жемчужными цветами, потому что для нас характерны яркие цвета, а здесь мы видим серебристую гамму. Обмен таким опытом очень ценен. Однозначно студентов сюда приведу», — заверила Гильмутдинова.

В Казани в «Непарадный Ленинград» можно заглянуть до 28 июля. Затем проект, созданный Государственным музеем истории Санкт-Петербурга как передвижной, отправится в Челябинск и Екатеринбург.

«Комитет по культуре Санкт-Петербурга выделяет нам финансирование на такие передвижные региональные выставки, и мы стараемся как можно больше показывать коллекцию нашего музея в разных городах. В этом году у нас ещё две выставки: одна пойдет в Крым, другая — в Сочи, в Краснодар», — рассказала заведующая сектором межрегионального сотрудничества Государственного музея истории Санкт-Петербурга Александра Тахтаева.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100