news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Моноспектакль-мемуар стал первой постановкой нового режиссера Казанского ТЮЗа

«Первый тайм» от лица старейшей актрисы театра, народной артистки РТ Нины Калагановой открыл серию из четырех спектаклей-посвящений 90-летию ТЮЗа.

Моноспектакль-мемуар стал первой постановкой нового режиссера Казанского ТЮЗа

(Казань, 27 марта, «Татар-информ», Оксана Романова). Казанский театр юного зрителя представил моноспектакль-мемуар «Первый тайм». Постановка стала стартовой для пришедшего в театр в начале ноября 2020 года нового главного режиссера Радиона Букаева и в то же время первой в серии из четырех спектаклей, приуроченных к 90-летию ТЮЗа Казани.

«Первый тайм» посвящен театру 70–80-х годов. Нина Калаганова с супругом Александром приехали после Саратовского театрального училища работать в Казанский ТЮЗ в 1970 году. Перебирая за столом (изображение с него камера проецирует на большой экран) карточки с условными главами летописи театра, актриса делится воспоминаниями о коллегах-актерах, режиссере, костюмерах, осветителях, событиях и, главное, эмоциях.

«Я очень волновалась. Это такое тяжелое, эмоциональное дело — воспоминания! Во мне это живо. Когда я начала сочинять все это, вытаскивать воспоминания, я не могла спать. Вспоминаешь это, это надо обязательно, вот об этом тоже сказать. Еще было задание, чтобы в воспоминаниях было веселенькое что-то. Веселенькое сегодня не попало», — сказала после премьеры актриса.

Заявленная продолжительность спектакля — полтора часа. Как отметил главный режиссер театра Радион Букаев, о любимом театре Нина Калаганова может без устали рассказывать до утра, поэтому в постановке таймер на экране ограничивает рассказчицу. Во время премьеры нерассказанными остались 4-5 карточек-глав. Случайная выборка карточек, подчеркивают создатели спектакля, — часть задумки. Постановка основана не на заученном тексте, а именно на живых воспоминаниях, которые произвольно рассказываются зрителю.

Так, актриса рассказала, что первый год с мужем она жила прямо в театре, в комнате, где теперь костюмерная. Поведала она и о громком успехе Казанского государственного русского театра юного зрителя им. Ленинского комсомола (так тогда назывался ТЮЗ) — музыкальном спектакле «Бумбараш» с большой плетеной корзиной в качестве декорации.

«Он очень отличался от фильма, но наш спектакль был не хуже!» — заверила Калаганова.

Рассказала она и о постановке «Грозы» по Островскому, в которой актриса играла главную героиню Катерину, и о том, что «школьников на этот спектакль водить запретили». Вспомнила к слову Нина Калаганова и о визите в Казань известной актрисы Алисы Фрейндлих, сыгравшей в спектакле, правда, на сцене Качаловского театра; о том, как ездили на гастроли «и пели Юлика Кима».

«Зоя Петрова — это была наша легендарная Пеппи Длинный Чулок. Острая на язычок. Мы получили за этот спектакль большой приз в Саратове. Его записали и показывали на центральном телевидении», — с гордостью вспоминала Калаганова.

За несколько дней до премьеры «Первого тайма» ушла из жизни руководитель бутафорского цеха Казанского ТЮЗа Анна Ромашкина, проработавшая в нем 63 года. Цеховому братству театра посвящена отдельная карточка-глава со стола воспоминаний.

Зрители слушали в полной тишине, поначалу даже не решаясь аплодировать. Это, судя по всему, смущало народную артистку Татарстана.

«Не думайте, что зал глухой, просто всем очень интересно», — заверил мужской голос из зала.

После реплики рассказ Нины Калагановой стал сопровождаться уместными аплодисментами.

«Мне кажется, надо уходить из театра не с чувством полного удовлетворения, а… голодным что ли. Чтобы потом еще раз прийти в театр. Конечно, это спектакль малой формы, мы просто его решили сделать в большой, чтобы пригласить близких, знакомых, друзей. Но он не разовый — это спектакль, который будет идти с некоей периодичностью, раз в месяц, раз в два месяца. Я думаю, что мы с ним будем ездить, он очень мобильный», — сказал после премьеры Радион Букаев.

Моноспектаклем в серии из четырех постановок к 90-летию Казанского ТЮЗа, рассказал главный режиссер, будет только «Первый тайм» в исполнении Нины Калагановой. Второй тайм будет посвящен эпохе режиссера Бориса Цейтлина, пришедшего в Казанский ТЮЗ в 1987 году, третий — следующему поколению, поколению артистов-бардов. В четвертом тайме тюзовцы вспомнят всю свою историю и даже попытаются предсказать будущее.

«Таким образом, к концу ноября 2022 года у нас появится несколько спектаклей, которые мы покажем по одному в день вплоть до 30 ноября 2022 года (дата показа первого спектакля „Ровесники“ в 1932 году — прим. Т-и)», — резюмировал Букаев.

 


Галерея: Спектакль «Первый тайм»
autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2