news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

«Молодежь не забывает корней»: как живет крупнейшее татарское село Нижегородской области

В селе Сафаджай Нижегородской области прошли традиционные «Фаизхановские чтения», которые ДУМ России ежегодно организует на малой родине просветителя Хусаина Фаизханова. Корреспондент «Татар-информа» в рамках поездки ознакомился с жизнью одного из крупнейших татарских сел в России.

«Молодежь не забывает корней»: как живет крупнейшее татарское село Нижегородской области
Какой бы благополучной ни казалась жизнь в Сафаджае, проблемы здесь тоже есть
Фото: © Абдул Фархан / «Татар-информ»

Дорога из Казани до станции Пильна на электропоезде заняла три часа. На станции нас встретил один из самых активных жителей села Сафаджай Айрат Абдуллов. Следующие 30 километров пути до деревни мы проехали на его автомобиле. Наш новый знакомый оказался человеком общительным, открытым, и между нами сразу завязался непринужденный разговор.

Первое, на что мы обратили внимание, – это состояние дороги. Она была вся в ямах и ухабах, поэтому машину сильно трясло. «Дорогу не делают. Зимой еще ездить можно, но я показал бы вам настоящие ямы весной. 10 километров проезжаем на первой-второй передаче», – говорит Айрат. С виду дорога широкая, даже кажется, что ее хватило бы на две полосы с каждой стороны, – у нас в Татарстане в районах нет таких дорог. Но, как пояснил нам Айрат, изначально было не так – это просто асфальт расплылся под тяжестью грузовых машин, которые работали на строительстве трассы М12.

Забегая вперед, скажу, что тему дорог мы обсуждали и с водителем школьного автобуса в селе Сафаджай. К своим 67 годам мужчина ни разу в жизни не видел нового асфальта между районным центром и их селом. Максимум могут залатать ямы. Даже этой радости сельчане видят не каждый год. «У нас в районе три татарские деревни. Ни одна из них так и не дождались своей очереди на асфальт. Дороги, ведущие к другим деревням, не настолько убитые. Если бы заместитель главы Правительства Марат Хуснуллин сказал губернатору «не обижайте татар», наверняка дороги-то уж могли бы сделать», – полагает житель села.

В то же время в самом селе дороги оказались довольно хорошими. В большой деревне на 1 тысячу жителей практически на всех улицах ровный асфальт. Всего несколько небольших улиц покрыты щебенкой.

Интересуемся, чем занимается Айрат в селе.

«Занимаюсь мясом. Можно сказать, предприниматель. Открыли небольшой цех по производству полуфабрикатов. Делаем пельмени, котлеты, манты, эчпочмаки, шашлыки, фарш», – перечисляет он.

Айрат Абдуллов – один из самых активных жителей села Сафаджай

Фото: © Абдул Фархан / «Татар-информ»

Свою продукцию они реализуют в Москве и Нижнем Новгороде. Несмотря на небольшие объемы, расходы на перевозку удается минимизировать благодаря продуманной логистике. «Каждую неделю от нас до Москвы уходят 6-7 машин с мясом. Мы отправляем, а там наш товар встречают», – поясняет предприниматель.

По его словам, в столице фермерская продукция пользуется спросом. «Людям нравится. Скот я забиваю сам или в редких случаях прошу надежного человека, обязательно, чтобы он был соблюдающим намаз мусульманином. Никакой химии не используем. Наши покупатели просят халяльную продукцию. Мы работаем втроем, двое из нас в этом году совершили хадж», – рассказывает мужчина.

Каждый месяц забивается 3-4 животных, с крупного рогатого скота получают по 600-800 кг мяса, с лошадей – около 400 килограммов. На мясо идут животные с собственного хозяйства, а также купленные у других сельчан.

До начала конференции Айрат Абдуллов устроил нам экскурсию по деревне – повсюду мы увидели двухэтажные кирпичные дома с жестяной кровлей. Деревня крепкая, благоустроенная. Создается впечатление, что это какой-нибудь районный центр в Татарстане. Люди здесь не бедные и умеют зарабатывать свои трудом. Обычно, говоря о Татарстане как о богатом регионе, объясняют это нефтяными доходами. Но Сафаджай не Татарстан. Приходилось бывать во многих регионах компактного проживания татар в России, и практически везде татарские села крепкие, богатые, люди живут в достатке. Еще одно доказательство того, что секрет хорошей жизни не в нефти, а в предприимчивости и трудолюбии.

Деревня крепкая, благоустроенная. Создается впечатление, что это какой-нибудь районный центр в Татарстане

Фото: © Абдул Фархан / «Татар-информ»

Но какой бы благополучной ни казалась жизнь в Сафаджае, проблемы здесь тоже есть. Самая острая – это отток молодежи в город. По словам Айрата Абдуллова, одна треть домов стоят пустые, потому что их владельцы сейчас живут в городе. Однако домов с заколоченными окнами в Сафаджае не увидишь. Даже оставленные его жителями дома ухоженные, видно, что они не заброшены, потому что молодые, даже уезжая из села, не обрывают связи с родной землей, бережно относятся к родовому дому, к своим корням.

В Сафаджае находится могила выдающегося ученого и просветителя Хусаина Фаизханова (1823-1866). Жители села содержат его могилу в порядке, сохраняют наследие великого земляка и ежегодно в честь него проводят масштабные мероприятия.

В Сафаджае находится могила выдающегося ученого и просветителя Хусаина Фаизханова

Фото: © Абдул Фархан / «Татар-информ»

«За 20 лет детей стало меньше почти в три раза»

В Пильнинском районе Нижегородской области – три татарских села: Сафаджай (Красная Горка), Мучали (Мочалей) и Петряксы, в соседнем Сеченовском районе есть татарская деревня Краснай (Красный Остров). В каждой из них проживает примерно по тысяче человек, рассказал Шамиль хазрат Сабитов, который является имам-хатыбом Пильнинского и Сеченовского районов Нижегородской области.

«Сколько татар в двух районах – точную цифру не знаю. Но в деревнях примерно по тысяче жителей. В моем селе Сафаджай живут больше тысячи человек. Я также исполняю обязанности имама во второй мечети Сафаджая. В селе у нас действуют пять мечетей», – говорит имам.

Пока у каждой мечети у нас есть имамы, каждый день на пять намазов они открываются

Фото: © Абдул Фархан / «Татар-информ»

До революции в этом большом татарском селе работали восемь мечетей, но в советские годы все они были закрыты.

«Когда в годы перестройки людям вернули свободу вероисповедания, жители с радостью начали строить новые мечети. Первая мечеть открылась в 1988 году, вторая – в 1991-м. Затем друг за другом были построены еще три мечети. В 90-е годы, видимо, была огромная потребность в духовности и религии. Тридцать лет назад и населения в деревне было больше», – рассказывает Шамиль хазрат.

Несмотря на то что жителей в селе остается все меньше, мечети не закроются, уверен имам.

«До закрытия не дойдет, конечно. Мы их стараемся сохранять. Пока у каждой мечети у нас есть имамы, каждый день на пять намазов они открываются. На пятничные намазы зимой приходит около 30 человек, а летом – около шестидесяти», – говорит он.

Несмотря на то что жителей в селе остается все меньше, мечети не закроются, уверен имам

Фото: © Абдул Фархан / «Татар-информ»

Говоря о масштабах убыли населения в деревне, он приводит цифры: «В 2000 году я окончил школу. Учеников в наше время было 450 человек, а сейчас в школе всего 150 детей. Большинство молодежи уезжает в Москву. Следовательно, детей в деревне рождается меньше».

По словам Шамиля хазрата, молодежь уезжает в поисках лучшей жизни. «В селе приходится много работать на земле. И родители готовы отправить своих детей – чтобы жизнь была легче, чем у них самих. Хотя сейчас и в деревне условия не хуже – есть вода, газ, канализация. Внутри деревни 90 процентов дорог асфальтированы», – говорит собеседник.

По итогам последней переписи с 2010 года в Нижегородской области число татар сократилось почти на 40 процентов. Ощущается ли это конкретно в деревне Сафаджай? Численность населения уменьшается, но не настолько сильно, говорит Шамиль хазрат.

Всего в селе Сафаджай действуют пять мечетей

Фото: © Абдул Фархан / «Татар-информ»

«Для желающих остаться здесь, в деревне, работа есть. Стало больше случаев, когда объединяются семьи и начинают свое дело. Производят строительные блоки, брусчатку, полуфабрикаты. У нас есть колхоз имени Кирова, есть фермеры. Один из фермеров построил двум сыновьям-школьникам по двухэтажному дому. Хочет оставить их в селе. Думаю, у села есть будущее. Недалеко от нас строится трасса М12, а это значит, будут новые рабочие места и больше будет желающих жить в деревне. У нас даже те, кто уезжает, стараются сохранить связь с землей – имеющие возможность строят в деревне дом, баню», – рассказывает имам.

Шамиль хазрат Сабитов сам родился в Москве. Родители в молодости уехали в город, но вернулись, когда сыну было четыре года.

«Меня очень радует, что уехавшая из деревни молодежь не забывает родной край – всегда готовы прийти на помощь во всех делах. Уже 20 лет в деревне работает летнее медресе при мечети. Я и сам в нем учился, и теперь продолжаю эту работу. Большинство тех, кто помогает селу, – выпускники нашего медресе. Поддерживают и материально, и полезным делом», – говорит имам села Сафаджай.

Шамиль хазрат Сабитов – имам-хатыбом Пильнинского и Сеченовского районов Нижегородской области

Фото: vk.com

«Мы люди душевные»

После научной конференции гостей собрали в Доме культуры на концерт, организованный жителями села. Было очень приятно услышать татарские песни в исполнении сельчан, особенно радостно видеть, что их поют не только взрослые, но и дети. Люди в селе Сафаджай по-особенному общительные, искренние. Охотно вступают в разговор, а через пять минут общения они будто уже родные для тебя люди и начинают приглашать к себе в гости.

Познакомились с Максутом Юнисовым, который приехал на мероприятие из села Тукай Спасского района Нижегородской области. Большое удовольствие слушать его речь, богатую особенностями, присущими местному говору. И фамилия у нашего нового знакомого необычная: в казанском наречии мы привыкли говорить «Юнусов», а здесь – Юнисов, по имени дедушки Максута абый, которого звали Юнис.

Максутом Юнисовым приехал на конференцию из села Тукай Спасского района Нижегородской области

Фото: © Абдул Фархан / «Татар-информ»

«У нас народ открытый, душевный. Кто бы к нам ни приехал – артисты, ученые, стараемся позвать к себе, устроить радушный прием, как нашим уважаемым гостям. Артистов к нам приезжает много. Вы тоже приезжайте, увидите, как здесь весело, хорошо», – говорит Максут абый.

По его словам, в селе Тукай сейчас проживает около 300 человек, хотя были времена, когда население превышало и тысячу жителей. «В 80-х годах нас называли “китайское население”, потому что нас было много. Сейчас многие уехали в город. Нашу деревню знают во всей области. Потому что мужчины из нашего села постоянно выезжали на заработки. Народу много, не все могут работать в колхозе. А потом и колхоза не стало. Мы работали на стройках даже в Оренбургской, Волгоградской областях, в Мордовии. У нас люди трудились много, поэтому деревня жила лучше, чем другие деревни. На Сабантуях хорошо гуляли, с песнями, с гармошкой», – рассказывает он.

По словам Максута абый, жители села Тукай в основном занимаются животноводством, строительством. Люди объединяются по 4-5 человек и ездят в Москву работать на стройке. В самой деревне есть несколько фермерских хозяйств, кроме того, жители держат скот в личных хозяйствах.

Справка
Татары компактно проживают на юго-востоке Нижегородской области.
Татарские села
в Сергачском районе: Пица, Грибаново, Камкино, Шубино, Анда, Андреевка, Кочко-Пожарки;
в Краснооктябрьском районе: Уразовка, Антяровка, Актуково, Красный Яр, Кузьминка, Кадомка, Овечий Овраг, Медяны, Чембилей, Большое Рыбушкино и Малое Рыбушкино, Ключищи, Трёхозерки, Ендовищи, Карга, Пошатово, Семёновка;
в Пильнинском районе: Петряксы, Красная Горка, Новомочалей и Старомочалей;
в Спасском районе: Татарское Маклаково, Ишеево, Базлово, Тукай;
в Сеченовском районе: Красный Остров;
в Княгининском районе: Урга.

Автор: Рифат Каюмов, intertat.tatar; перевод с татарского

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2
autoscroll_news_right_240_400_3