Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Мнение // ЧИНГИЗ-ХАН В ИСТОРИИ - НОВОЕ ВОЗЗРЕНИЕ // 14 июль, №27
Автор статьи пишет, что в культурной памяти народов Европы почти восемь веков за Чингиз-ханом и вообще за монголами сохранялся образ кровавых варваров, который сформировался благодаря “за-слугам” авторов Кельнской королевской хроники 1241 г. (Заметим, что она вышла после написания “Тайной истории монгол” и спустя 14 лет после смерти Чингиз-хана.) Однако теперь все больше историков, антропологов и социологов начинают пересматривать свои взгляды, и в их представлении властитель монголов предстает в совершенно ином свете - прозорливым вождем, прародителем глобализации, пионером международной торговли и строителем культурного моста между Востоком и Западом. Новый образ - это портрет крупного государственного деятеля, который дал толчок развитию технического, экономического и цивилизационного прогресса, положил начало глобальному прорыву в современность, в мир торговли и благосостояния. Это образ человека, способного служить новым примером экономики в глобализированном мире.
В заслугу Чингиз-хану ставится то, что он открыл шелковый путь, соединивший Китай с Римом, обеспечил купцам и покупателям правовую защиту и охрану караванов, пресек грабежи на дорогах, которым подвергались торговцы. При Чингиз-хане Китай, бывший в то время ведущей экономической и культурной нацией, был соединен сетью дорог с Европой. Он указал иезуитам и известному путешественнику Марко Поло путь в Китай и открыл Европе мир. Благодаря Pax Mongolica из Китая на Запад дошли книгопечатание, компас и порох, а также принципы монгольской государственной власти: свобода религии, отделение церкви от государства, дипломатический иммунитет, господство права, отмена пыток, общественные школы, первые международные бумажные деньги и свободная (беспошлинная) торговля.
Руководители современных многонациональных корпораций восхищаются не только карьерой Чингиз-хана - его восхождением от молодого пастуха к властителю мира -, но прежде всего тем, как самостоятельно он вел свое “предприятие под названием Мировое господство”. Как он покончил с кумовством и, невзирая на лица, ввел принцип личной заслуги. Как он сформировал высокоэффективный коллектив, тем что щедро делал работников участниками успеха. Как он ускорял технические инновации. Как он свой быстро растущий концерн укреплял филиалами и опорными пунктами. Как тщательно он готовил захват вражеских территорий. Наконец, как виртуозно он раскидывал широко расставленные коммуникационные сети и информацию понимал как двигатель прогресса, а пропаганду как действенное средство для достижения целей предприятия.
Они восхищаются Чингиз-ханом как человеком дела и возможностей. Его жизнь была полна потенциальных возможностей, а его жизненное кредо гласило: нет ничего невозможного, пока ты последовательно преследуешь свои цели, непоколебимо их придерживаешься и свои действия измеряешь пользой и успехом наличных средств.
В своей жизни Чингиз-хан, по мнению историков, руководствовался четырьмя основными принципами. Вот его первый и важнейший принцип:
Принцип победы, пользы и здравого смысла
Еще будучи мальчиком, Чингиз-хан воспринимал жизнь как опасность. Его мышление изначально было направлено на инстинктивную защиту существования.
Для него жить значило выживать. (Как тут не вспомнить постулат Карла Макса: “Leben heisst kдmpfen” - “Жить значит бороться”). Он жил в полной гармонии с законами природы. Для него, истинного кочевника, познавшего законы существования, фундаментальный стимул человеческого бытия значил: выживать в конкуренции и побеждать! Он не знал чести борьбы, для него существовала лишь честь победы (т.е. конечный результат, выражаясь по-современному). И целое поколение современных менеджеров брало с него пример.
Чингиз-хан являл собой прототип утилитариста. Получение выгоды было для него железным законом, чему он следовал всю свою жизнь. Критерий доброго дела для властителя монголов заключался исключительно в том, чтобы оно служило собственной выгоде.
В течение всей жизни Чингиз-хан, оказываясь перед выбором: “либо - либо”, руководствовался здравым смыслом, полагаясь на собственное “ чутье”.
Принцип движения, бдительности и скорости
Кочевые народы, передвигавшиеся на лошадях, свое военное превосходство приобретали из физической маневренности и гибкости ума. Для их жизненных условий требовалось быть ловким, уметь приспосабливаться к любой обстановке, немедленно реагировать на неблагоприятные обстоятельства. На открытой территории от кочевников, в отличие от жителей городов, требовались другие способности, а именно сохранять бдительность и постоянную готовность к действию. Чингиз-хан, ради достижения успеха, был вынужден постоянно быть в здравом уме и твердой памяти. Признаки усталости или даже упадка сил, что было присуще городской культуре, он не мог себе позволить вплоть до глубокой старости.
Современным менеджерам полезно было бы этому поучиться. По мнению P. Deraеd, консультанта по менеджменту фирмы Mercer Management Consulting, ни одна компания не может себе позволить упускать из виду достижения конкурентов, т.е. быть всегда бдительными.
Чингиз-хан был фанатиком скорости и в этом качестве он опережал не только внутренних соперников в борьбе за господство над монгольскими родами (до 1205 г.), но позднее и конкурентов в ходе завоевания заграничных территорий (вплоть до своей смерти в 1227г.).
Также и в современном мире, особенно в экономике, скорость - решающий фактор успеха. Как проповедуют консультанты по менеджменту, не крупные фирмы поглощают мелких, а быстрые медленных. И бывший министр Новой Зеландии сэр Роджер Дуглас утверждает для политики то же самое: “Принципиальные реформы должны осуществляться квантовыми прыжками, ибо в противном случае заинтересованные группы найдут время мобилизовать своих клиентов, чтобы одного измотать и все опошлить. Быстрота при этом так же важна, как и принцип - одним разом лишить привилегий самых различных групп”.
Принцип руководства, личной заслуги и лояльности
Следуя примеру предводителя гуннов Аттиле, народ которого считал монголов своими предками, Чингиз-хан раздавал своим воинам захваченные трофеи и дань и обязывал их тем самым быть лояльными. Но он пошел дальше и ввел принцип личной заслуги, что обеспечило ему большой успех. В этой связи член францисканского ордена Плано Карпини, находившийся проездом в Монголии в 1246 г., писал: «Во всем мире нет более послушных подданных, чем у татар (читай: монгол). Они еще более послушны, чем наши братья ордена по отношению к своим начальникам. Они оказывают своему патрону больше почтения, чем все другие люди”.
В монгольской империи строгой обязанности быть лояльным и преданным противостояли ранние формы справедливого распределения возможностей ради достижения успеха и участие в нем сотрудников. Так, при Чингиз-хане даже пастухи и конюхи могли быть произведены в военачальники, если только позволяли их ратные успехи. Добытые в ходе боевых операций трофеи распределялись по его распоряжению, согласно заслугам его войск, среди всех участников в соответствии с личной заслугой.
Принцип коммуникации, информации и учебы в течение всей жизни
Ко времени завоевания Китая ( 1210 - 1211 гг.) и затем Запада Чингиз-хан создал молодую, энергичную прослойку руководителей и организовал продуманную систему курьеров и станций летучей почты, которые втрое ускорили доставку сообщений. Для промышленного консультанта и автора книги “6 мастеров стратегии” Ингмара Брункен почтовая система Чингис-хана была важнейшей новацией, и на сегодня это является поучительным уроком: “Ускорение коммуникации на фирмах все еще недооценивается”. Трудно себе представить, считает Брункен, как замедляется передача многих важных идей и новинок, только из-за того, что пути коммуникации на предприятиях и в коллективах слишком долгие.
Чингиз-хан был приверженцем современной информационной технологии. Успех его деятельности основывался прежде всего на том, что он всегда был проинформирован раньше своих врагов и всегда следил за тем, чтобы поток информации не прерывался. К тому же, он прислушивался к каждому, кто имел что-либо сообщить ему, и сам всю жизнь учился. Перед тем как начать боевые действия, он приказывал проводить тщательную разведку, а своих противников он побеждал с помощью превосходящей информационной технологии. Возможно, и поэтому он очаровал современное информационное общество.
Поэтому не удивительно, что многие люди хотят учиться у этого человека.
Азиз Капкаев, кандидат экономических наук
Москва
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»