Мишка Тедди празднует 106-й день рождения
«Родителями» плюшевого медведя можно считать выходцев из России.
(Казань, 15 февраля, «Татар-информ»). 15 февраля 1903 года в США был выпущен первый плюшевый мишка Тедди.
Как сообщается на сайте calend.ru, появился мишка Тедди случайно – в ноябре 1902 года Президент США Теодор Рузвельт охотился на медведей. За всю охоту ему попался только один медвежонок, да и того Рузвельт убивать не стал, пожалел. На следующий же день об этой истории узнали все Штаты.
В «Вашингтон пост» появилась карикатура на Рузвельта и неубитого мишку. Он получился такой симпатичный, что чета выходцев из России Миштомов, державших небольшой магазинчик в Бруклине, сделала двух мишек из обрезков кожи и материи и посадила их в витрине магазина. Миштом попросил у Теодора Рузвельта разрешения назвать игрушку «Мишка Тедди» (Тедди - домашнее имя Теодора Рузвельта).
Спрос на простую игрушку изумил супругов Миштомов, ведь они сделали своих мишек просто для украшения витрины. Поняв, что их можно выгодно продавать, они наладили небольшое производство игрушек. Однако желающих было слишком много. Любителей мишек спасла немецкая фирма «Steiff». Кстати, немецкие производители до сих пор уверены, что именно они первыми придумали мишку.
В начале 1903 года «Steiff» выставила плюшевого мишку с подвижными суставами на Лейпцигской ярмарке. Американцы, уже зараженные бациллой «теддимании», скупили всю коллекцию и заказали еще 3 тысячи мишек. В 1904 году поступил заказ на 12 тысяч мишек Тедди. Успех мишки не принес состояния его владельцу, который упустил момент взять на медвежонка патент. Самый большой доход шел не ему, а множеству фирм по производству мишек.
Любовь детей и взрослых к плюшевому медведю носила почти иррациональный характер. Мишек производилось и покупалось столько, что Тедди скоро стал отдельной отраслью в индустрии игрушек. По словам американского историка Чарльза Панати, мишка Тедди даже способствовал развитию технического прогресса. Именно массовость вынудила производителей искать или изобретать более дешевые и практичные материалы для производства мишек – например, недорогой плюш.
В 30-х годах подешевели часовые механизмы, и мишка Тедди стал первой массовой заводной игрушкой. В 50-х годах появились недорогие батарейки, научившие мишку говорить. Сегодня мишка Тедди существует в двух ипостасях: как любимая игрушка для детей и взрослых и как объект коллекционирования. Соответственно, каждый вид приносит производителям неплохой доход. Коллекционирование мишек – очень прибыльный бизнес. В мире насчитывается несколько десятков тысяч любителей Тедди, причем чаще всего это взрослые и обеспеченные люди. Аукцион «Christie`s» проводит торги, на которые выставляются только плюшевые мишки. Средняя цена медвежонка на таком аукционе – 1–3 тыс. фунтов. Самый дорогой мишка Тедди в мире был продан в 1994 году на аукционе «Christie`s» за 110 тыс. фунтов стерлингов. Он прошел всю Вторую мировую войну в походном рюкзаке полковника Боба Хендерсона и вернулся невредимым, как и его хозяин. Хендерсон, кстати, основал первый Клуб медвежонка Тедди, который вырос затем до международного центра любителей мишек. Можно рассматривать покупку такого мишки как удачное вложение капитала, но, по опыту аукционистов, мало кто перепродает своего мишку, – так сложно с ним расстаться.
В мире насчитываются сотни клубов мишки Тедди и сотни компаний, производящих плюшевых медведей. В России их пока немного, но развитие этой отрасли идет быстрыми темпами. В прошлом году в Москве была впервые проведена выставка коллекционных медведей, имевшая большой успех. Плюшевый мишка – неплохая идея для маленького собственного бизнеса, ведь каждый может создать своего собственного мишку Тедди.
***Н