news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

^Минтимер Шаймиев: "Все, что нас волновало и волнует, насколько это возможно в нынешнем проекте Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами госвласти РФ и РТ учтено"

(Казань, 28 октября, "Татар-информ", Руслан Мухамедшин). Сегодня на сессии Государственного Совета РТ абсолютным большинством голосов был одобрен проект Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан.

В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", проект Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РТ был внесен в Государственный Совет РТ Президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым.

Выступая перед депутатами республиканского парламента, Президент РТ напомнил, что в 1992 году Татарстан не подписал федеративный договор. "Для того, чтобы быть в общеправовом пространстве в то время нужен был отдельный договор, учитывающий интересы и особенности нашей республики, тем более, в тот бурный период нашей политической жизни, - отметил Минтимер Шаймиев. - Договор с Российской Федерацией о взаимном делегировании полномочий 1994 года стал важнейшим политическим актом для нашей республики и страны в целом. В сложной политической обстановке тех лет он внес ясность, стабильность в отношениях с федеральным центром, стал важным стабилизирующим фактором и внутри республики".

По словам главы республики, именно с 1994 года в Татарстане начался период конструктивной политической деятельности и экономического роста. "На данный период можно сказать, что мы сполна использовали потенциал данного договора", - отметил Минтимер Шаймиев. "В условиях перехода к рыночной экономике мы провели раздел собственности с федеральным центром, определились с собственностью на недра, выработали политику приватизации и адресной социальной защиты населения, начали Программу ликвидации ветхого жилья, выработали политику внешней деятельности. Всего не перечесть, но в целом можно сказать, что договор выполнил свою положительную историческую миссию", - подчеркнул глава Татарстана.

Необходимость подготовки нового договора связана с тем, что переходными положениями федерального закона "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" был предусмотрен 2-летний срок, в течение которого следовало внести в ранее заключенный договор коррективы, которые учитывали бы происшедшие изменения в федеральном и республиканском законодательстве. Согласно закону, порядок подготовки и предварительного согласования проекта договора определяется Президентом РФ и высшим должностным лицом субъекта Федерации.

"В целях реализации закона, в мае 2004 года мною был утвержден порядок подготовки договора о разграничении предметов ведения и полномочий, который был направлен в адрес Президента РФ Владимира Путина с предложением начать соответствующую работу по подготовке к подписанию нового договора, - продолжил выступление Минтимер Шаймиев. - Это предложение Президент РФ поддержал, по его поручению была создана рабочая группа, возглавляемая с федеральной стороны Полпредом Президента РФ в ПФО Сергеем Кириенко, с нашей стороны – Председателем Госсовета РТ Фаридом Мухаметшиным". Качественная основа работы была подготовлена органами государственной власти Татарстана. Рабочей группой была проведена огромная работа, ей было подготовлено в общей сложности 10 вариантов текста договора, подчеркнул глава республики.

Новый Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и РТ структурно состоит из преамбулы и шести статей. Минтимер Шаймиев отметил чрезвычайную важность закрепления в преамбуле документа формулировки о том, что Договор 1994 года был подписан исходя из волеизъявления народа, высказанного на референдуме 21 марта 1992 года.

Статья 1 устанавливает конституционно-договорную правовую основу разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и РТ. "Эта форма разграничения полномочий до сих пор является дискуссионной на политическом пространстве Российской Федерации. В проекте нашего Договора она закрепляется первой статьей", - отметил Минтимер Шаймиев.

Статья 2 определяет статус Республики Татарстан и уточняет ее полномочия в части недропользования, международных связей, открывает возможность государственной поддержки и содействия соотечественникам в сохранении самобытности, развития национальной культуры и языка. Кроме того, данная статья предполагает знание двух государственных языков (татарского и русского) для высшего должностного лица Республики Татарстан.

Особое внимание Президент Татарстана обратил на пункт 1 статьи II документа, которым предусматривается заключение соглашений Правительством РФ и Кабмином РТ в рамках совместного решения вопросов, связанных "с экономическими, экологическими (в результате длительного использования нефтяных месторождений с учетом горногеологических условий добычи углеводородов), культурными и иными особенностями" Татарстана с учетом того, что "использование и охрана земли, недр, водных, лесных и других природных ресурсов на территории Республики Татарстан составляет основу жизни и деятельности ее многонационального народа". Этим же пунктом предусматривается, что Правительство РФ и Госсовет РТ "по затронутым в данной статье проблемам вносят соответствующие законопроекты в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации".

Статья III законодательно закрепляет право граждан РТ получать паспорта с вкладышем на татарском языке с изображением герба республики. "По этому вопросу было много споров, но после принятия проекта договора вышеуказанная норма примет силу федерального закона", - подчеркнул Минтимер Шаймиев.

Обобщая вышесказанное, Президент Татарстана отметил: "Все, что нас волновало и волнует, насколько это возможно в нынешнем проекте договора учтено". Он попросил депутатов поддержать представленный проект договора. 82 депутата одобрили представленный на рассмотрение документ, двое – воздержались, голосов "против" не было.

В перерыве заседания парламента Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, отвечая на вопросы журналистов, отметил, что в отличие от старого, новый договор приводится в соответствие с изменившимися положениями татарстанской Конституции. "В соответствии с Федеральным законом №131, мы оформим проект договора в виде постановления и направим Президенту РТ, который, в свою очередь, должен направить его Президенту РФ для рассмотрения в Госдуме", - проинформировал журналистов Фарид Мухаметшин. Он не указал в какие именно сроки планируется рассмотрение документа в Государственной Думе, вместе с тем, статьей VI Договора предусматривается, что он будет подписан в Москве в 2005 году.

Главное отличие нынешнего варианта договора, по мнению спикера Госсовета РТ, в том, что наша республика еще раз демонстрирует преемственность политики прежних лет. Кроме того, "нет никаких больших дополнительных финансовых преференций Республике Татарстан, которые вызывали зависть и ревность у коллег из других субъектов", - подчеркнул Фарид Мухаметшин.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100