news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Минтимер Шаймиев предложил придать развитию отечественного авиапрома статус нацпроекта

(Уфа, 12 декабря, «Татар-информ», Руслан Мухамедшин). Сегодня Президент Татарстана Минтимер Шаймиев, выступая на заседании Совета при Полномочном представителе Президента РФ в ПФО, прошедшем в столице Башкортостана, выступил с предложением придать развитию авиационной промышленности статус национального проекта.

Напомним, сегодня в Уфе состоялось заседание Совета при Полномочном представителе Президента РФ в ПФО, одним из ключевых вопросов которого стало обсуждение состояния, проблем и мер по повышению конкурентоспособности авиастроительных предприятий, расположенных на территории Приволжского федерального округа. С основным докладом по данному вопросу выступил Президент РТ Минтимер Шаймиев.

По словам лидера Татарстана, развитие авиапромышленности является судьбоносным вопросом не только для субъектов ПФО, но и для России в целом. «Авиация – это стратегическая для всей страны отрасль, определяющая будущее, – подчеркнул он. – В сложившейся в мире системе разделения труда это едва ли не единственная перспективная альтернативная для РФ «ниша» для динамичного несырьевого конкурентного развития, поскольку в ней сконцентрирован практически весь интеллектуальный, инновационный, высокотехнологичный потенциал, накопленный за многие десятилетия».

Минтимер Шаймиев напомнил о том, что после многочисленных критических выступлений представителей авиационной промышленности, руководителей ряда регионов по проблемам развития авиастроения по поручениям Президента РФ в феврале 2005 года были приняты программные документы – Стратегия развития авиационной промышленности, новая редакция ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники», Государственная программа вооружений на 2007-2015 годы и решение о создании Объединенной авиастроительной корпорации. «К сожалению, и после этих мер ожидаемых принципиальных изменений ситуации пока не произошло», – констатировал глава республики.

Он также привел ряд фактов, демонстрирующих приоритетность авиапромышленной отрасли для субъектов ПФО. Так, на территории округа сосредоточен крупнейший в стране комплекс из 81 предприятия, обеспечивающего полный цикл авиастроения. Предприятия ПФО в Саратове, Самаре, Казани и Ульяновске до недавнего времени производили практически весь модельный ряд самолетов: Як-40, Як-42, Ту-154, Ил-62, Ан-124. На этих самолетах обеспечивается до 80 процентов авиаперевозок в стране. Каждый 20-й магистральный самолет в авиакомпаниях мира был изготовлен на территории субъектов, входящих в Приволжский федеральный округ. В ПФО сосредоточены хорошо оснащенные центры авиационного двигателестроения. В Башкортостане, Оренбургской области и Татарстане выпускаются вертолеты семейства «Ка» и «Ми», в которых используются агрегаты и комплектующие, изготовленные на предприятиях Перми, Уфы, Ульяновска, Чебоксар, Энгельса и других городов округа. «Они составляют основу Вооруженных Сил страны, а также поставляются более чем в 80 стран мира. В округе сосредоточен потенциал авиастроения, аналоги которого есть только в США, Англии, Франции и сейчас ускоренно формируются в Китае. Даже самый предварительный анализ показывает, что существуют все необходимые предпосылки для формирования в округе конкурентоспособного в мировом масштабе авиационного кластера», – подчеркнул Минтимер Шаймиев.

Вместе с тем, Президент Татарстана привел неутешительные факты масштабного сокращения авиационного производства в субъектах ПФО. Объем профильного производства в отрасли сократился до 21 процента к уровню 1992 года. Количество выпущенных самолетов на Саратовском авиазаводе сократилось со 100 до 2, самарском «Авиакоре» – с 60-ти до 1-2, на КАПО – с 43-х до 2. В 5 раз сократилось производство вертолетов, на порядок – производство авиационных двигателей.

В то же время по инициативе в значительной степени самих регионов за это же время был накоплен и положительный опыт, который, к сожалению, как отметил Минтимер Шаймиев, носит лишь «фрагментарный» характер. При прямой финансовой поддержке из бюджета Башкортостана освоен новый вертолет Ка-226.50 и модификации вертолетов Ка-31 и Ка-32. Поддержка регионов позволила на самарском «Авиакоре» освоить самолет Ан-140, на оренбургском заводе «Стрела» – вертолет Ка-226. В Татарстане из внутренних ресурсов республики в авиапроекты было вложено около 550 млн. долларов, что эквивалентно 5-летним вложениям из федерального бюджета. Благодаря этому освоено 5 новых модификаций вертолета Ми-8 и вертолет «Ансат», разработан, сертифицирован и запущен в производство самолет Ту-214, поставленный уже в 4 авиакомпании.

Между тем, по словам Президента Татарстана, эти и ряд других инициатив без достаточной поддержки федерального центра не обеспечивают устойчивое развитие. «За то же самое время зарубежные компании при участии своих правительств и благодаря агрессивному политическому лобби получили за последние 15 лет мощное развитие, имеют развернутое высококонкурентное производство аналогичных российским авиапродуктов, – особо подчеркнул М.Шаймиев. – При сохранении такого положения при вхождении в ВТО (согласно которому через 7 лет мы должны более чем на треть снизить таможенные преграды), по данным специалистов, делает бесперспективными усилия по возрождению отечественного авиастроения».

Лидер Татарстана перечислил ряд факторов, которые сдерживают развитие и возрождение отечественного авиапрома. Так, разрушение системы управления и кооперационных связей в отрасли привело к отсутствию единой политики по авиастроению и авиационной деятельности. «Утеряны самые главные наши стратегические преимущества, заключающиеся в синхронизации, кооперации и согласовании программ развития», – обратился к главам субъектов округа М.Шаймиев. Вторым проблемным аспектом, по его словам, является сложность планирования деятельности на перспективу. «Как можно начинать масштабные и серьезные дела, если федеральный центр постоянно меняет «правила игры» в отрасли», – задал риторический вопрос Президент РТ. В качестве примера он привел следующий факт: в новой редакции ФЦП исключено 90 процентов проектов, которые были в той же федеральной программе на тот же срок.

Неравные условия конкуренции, по мнению Президента РТ, также являются серьезной помехой для реанимации российской авиационной промышленности. Здесь примером, как отметил М.Шаймиев, может послужить зарубежный опыт. Правительство Франции на проект «А-380» выделило 18 млрд. долларов, а Правительство Германии – 12 млрд., не считая того, что до этого эти страны, а также Англия и Испания только в технологическое оснащение «Эрбас-Индастри» вложили 36 млрд. долларов, и она оставалась 100-процентно государственной, пока не развернула широкое производство самолетов семейства «А-300». В РФ инвестиции в авиапроекты за последние 4 года составили чуть более 1 млрд. долларов, причем доля федерального бюджета составила лишь 30 процентов всех расходов. Кроме того, в свое время федеральное правительство разрешило ввоз «Боингов» и «Аэробусов» – аналогов Ту-204 и Ту-214, при этом предоставив зарубежным компаниям такие преференции, которые не имеют отечественные производители. Отечественные предприятия вынуждены сполна платить НДС, от которого освобождались зарубежные поставщики. «В широко рекламируемом, как бы центральном проекте российской авиации – RRJ не участвует ни одно предприятие ПФО, а 80 процентов комплектующих – зарубежные, несмотря на наличие в стране значительных избыточных мощностей», – привел еще один неутешительный пример глава Татарстана. Еще два взаимосвязанных обстоятельства, тормозящих развитие отрасли и ставящих под угрозу ее будущее, по словам М.Шаймиева, – очень низкая заработная плата и отсутствие молодых кадров на авиапредприятиях. Кроме того, сокращение отечественного авиапроизводства, по его мнению, влечет серьезные проблемы для работников, занятых в этой отрасли, значительное число которых может потерять свои рабочие места.

«Чтобы сохранить за Россией статус мировой авиационной державы, обеспечить недопущение критической зависимости авиационной деятельности от иностранных государств, поддерживать потенциал военной авиации, мы предложили бы придать развитию авиации ранг национального проекта», – отметил Президент Татарстана. По его словам, проект в этом случае должен иметь четкие технические, технологические, экономические и временные ориентиры. Он должен быть разработан профессионалами под патронажем непосредственно Правительства РФ, Государственной Думы и утвержден законодательно. «Такой подход позволит российским и зарубежным инвесторам ориентироваться в российских программах и проектах, – выразил мнение глава республики. – Это будет первый реальный национальный проект с участием частного капитала, настоящее частно-государственное партнерство».

Мнение татарстанского лидера, озвученное им в докладе, было активно поддержано главами ряда субъектов, в первую очередь – губернатором Самарской области Константином Титовым и Президентом Башкортостана Муртазой Рахимовым. Кроме того, глава Самарской области в качестве мер по выходу из сложившейся ситуации предложил возродить Министерство авиационной промышленности и предусмотреть выделение хотя бы небольшой части средств Стабилизационного фонда на развитие авиационных технологий.  Полномочный представитель Президента РФ в ПФО Александр Коновалов предложил членам Совета инициировать вынесение итоговых решений по данному вопросу на обсуждение Госсовета либо Правительства России. Между тем, Президент Татарстана внес альтернативное предложение: на его взгляд, важность и критическое положение отечественного авиапрома требует обсуждения этой проблемы на Совете безопасности России. Александр Коновалов согласился с мнением Минтимера Шаймиева, поручив внести это предложение в итоговое протокольное решение заседания Совета.

Как отметил в интервью журналистам по окончании мероприятия полпред Президента РФ в ПФО, позиция регионов неоднократно доводилась до Правительства России, а в Администрации Президента РФ находится целый пакет предложений по развитию авиапромышленной отрасли. «С учетом того, что предложения регионов ложатся в тот основной тренд, который Президент РФ уже неоднократно озвучивал по модернизации российской экономики, по повышению конкурентоспособности на мировом рынке, я думаю, что настало время, для того, чтобы уровень обсуждения этой проблематики поднять на определенную высоту, – сказал Александр Коновалов. – В частности, я полностью согласен с предложением Президента Республики Татарстан обсудить этот вопрос на одном из ближайших заседаний Совета безопасности РФ. Я этот вопрос буду ставить».

В рамках сегодняшнего заседания Совета при полпреде Президента РФ в ПФО также обсуждались вопросы развития молодежной политики и хода реализации приоритетных национальных проектов в субъектах округа. Со стороны Татарстана в заседании Совета приняли также участие Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, прокурор республики Кафиль Амиров и другие.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2