news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Минтимер Шаймиев: «Нужна госмонополия на производство всех видов спирта и его реализацию»

10 ноября президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев дал интервью корреспонденту агентства «ИНТЕРФАКС» Гульнаре Хасановой. Темой беседы стала обострившаяся ситуация на алкогольном рынке страны.

Минтимер Шарипович, сегодня проблема качества алкогольной продукции вышла на первый план. Каждый день из регионов приходят сводки о сотнях людей, ставших жертвами употребления суррогатного алкоголя. Ситуация в ряде регионов складывается настолько критическая, что местные власти пошли на введение режима чрезвычайного положения.
М.Ш.: Это действительно серьезная проблема, которая вызвала в последние несколько месяцев огромный резонанс. По данным статистики, за 9 месяцев текущего года в России зафиксировано около 20 тысяч отравлений суррогатами алкоголя. Люди пьют все, что ни попадя, включая всевозможные жидкости, в том числе для мытья стекол, или же употребляют в немереных количествах разного рода спиртосодержащие лекарственные настойки. Проблема некачественной алкогольной продукции возникла не сегодня и даже не вчера. В последние годы в этой отрасли не было никакого порядка, и она развивалась абсолютно бесконтрольно. По данным экспертов на алкогольном рынке в Российской Федерации доля нелегальной водки составляет от 40 до 50 процентов, и как результат ежегодно в стране умирают десятки тысяч человек.

Тот факт, что сейчас об этом стали говорить открыто и перестали скрывать количество отравленных людей, можно рассматривать, как попытку в очередной раз навести порядок на алкогольном рынке. Ежегодно в этой стратегической отрасли меняются правила игры. В результате вносится существенная дезорганизация в деятельность легальных производителей. Возникают дополнительные неэффективные издержки, создаются и отменяются акцизные склады, вводятся и заменяются региональные марки и т.д. Список можно продолжать.

С января этого года были введены в действие поправки в Налоговый кодекс, регулирующие сферу реализации алкоголя и его производство. Эти нормы с одной стороны поставили заслон производству алкогольных суррогатов из технического спирта, продукция из которого до этого времени фактически не облагалась налогами. С другой - непродуманные действия привели к появлению дефицита. И к середине лета, когда ввели в действие Единую государственную информационную систему учета алкогольной продукции, так называемую ЕГАИС, алкогольный рынок залихорадило. Это породило панику, как среди производителей, так и среди потребителей. С прилавков исчезло спиртное со старыми акцизными марками, а сама система дала сбой, и алкогольный рынок оказался фактически замороженным. Ситуация стала настолько критической, что на нее отреагировал даже глава государства, после чего все службы сразу вдруг оживились и начали искать пути выхода из кризиса, как будто до этого момента проблемы вроде и не существовало. Это притом, что руководители регионов, и я в том числе, неоднократно обращались к правительству и в соответствующие федеральные структуры с конкретными предложениями по наведению должного порядка.

Под порядком многие подразумевают необходимость введения государственной монополии на производство и оборот спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Как Вы относитесь к такой идее?
М.Ш.:
Положительно, с учетом того, что мы имеем уже позитивный опыт. В Татарстане всегда сохранялось жесткое государственное регулирование производства спирта. Более того, все спиртопроизводящие предприятия у нас находятся под контролем одной структуры, находящейся стопроцентно в собственности республики - "Татспиртпром", финансы которого целиком и полностью прозрачны и подотчетны. За счет этого, а также благодаря строгому контролю над продажей алкоголя, республика занимает первое место в стране по уплате налогов от производимых крепких напитков с одного декалитра.

Правительству не следовало бы дожидаться таких негативных последствий, и необходимо было своевременно наводить порядок с учетом имеющегося в регионах положительного опыта. Никто за этот период так и не нашел времени, чтобы посоветоваться с теми же производителями алкогольной продукции, а также со специалистами в сфере ее реализации, для того чтобы найти наиболее оптимальные решения, которые могли бы самым действенным образом повлиять на ситуацию. Ведь речь идет о предмете, затрагивающем напрямую интересы государства и здоровья всей нации. Почему никто не задается вопросом, откуда в стране берется дешевая водка, которая всегда была на прилавках? Почему соответствующие контролирующие органы не замечают или сознательно умалчивают о том, что огромный объем алкогольной продукции гуляет на отечественном рынке без уплаты акцизов? Ведь от этого ни государству, ни тем регионам, откуда эта «паленая» водка идет, деньги в бюджет не поступают. Кому идут финансовые потоки от ее реализации и как они распределяются - это большой вопрос. Совершенно очевидно, что эти деньги крутятся в теневом секторе экономики, а это миллиарды - миллиарды рублей.

Примечательно, что поставщиками суррогатной и соответственно дешевой водки являются, как правило, дотационные регионы. То есть, оставаясь дотационными, они, тем не менее, не собирают эти налоги. По данным экспертного сообщества, только за прошлый год в среднем по России акциз на один декалитр алкоголя крепостью свыше 25 процентов составлял 400 рублей, в то же время в Калининградской области этот показатель составлял 50 рублей, в Кабардино-Балкарии – 29, в Северной Осетии – 57 руб., в Татарстане - 670 руб., в Москве - 350 руб., в Санкт-Петербурге - 320 рублей. Вот такой разброс.

Каким Вам видится выход из этой ситуации?
М.Ш.: Первое – это безусловное введение госмонополии на производство всех видов спирта и его реализацию, необходимо также перевести в сферу госмонополии оплату всего акциза на спирт, независимо от того, в какой продукции он будет использоваться. Нужен также жесткий учет всего производимого и реализуемого спирта и соответственно учет поступления акцизов от него. Этот процесс намного легче контролировать. Потому что спиртопроизводящих предприятий в стране не так много в отличие от розничной продажи, где задействованы сотни тысяч организаций, и их всех просто невозможно проверять пусть даже один раз в год. В нашей республике всего 16 предприятий, производящих алкогольную продукцию, а организаций, торгующих алкоголем, числится 6700.

Не менее жесткий контроль должен быть и над производством технического спирта. В этой связи может возникнуть вопрос - не произойдет ли удорожание лекарственных средств, которые производятся на основе спирта. Но это уже другая сфера деятельности, и здесь может быть иная схема. В конце концов, можно дотировать определенные виды лекарств. Такой подход был бы оптимален и главное подконтролен, в отличие от того, когда спирт, отпускаемый на эти цели, не облагается акцизом и становится источником злоупотреблений.

В то же время должен появиться единый орган, контролирующий производство, реализацию и качество продукции. Еще в 1995 году мы в республике создали такую организацию. В течение 11 лет она доказала свою эффективность. Опыт ее деятельности, на наш взгляд, мог бы быть полезным для использования и на федеральном уровне. В основе государственной политики в сфере алкогольной продукции должен лежать принцип отстаивания интересов самого производителя, качества его продукции при соблюдении всех технических условий. Сегодня за качество никто, по сути, не отвечает, и спрашивать соответственно тоже не с кого. Существует огромное количество непосредственно имеющих отношение к этой сфере органов - налоговая инспекция, МВД, Роспотребнадзор, антимонопольная, санитарная службы, Госстандарт, Ростехнадзор, и этот перечень можно продолжать, но никто из них до конца не отвечает и никто не может повлиять на ситуацию.

Сегодняшнее положение на рынке алкоголя и спиртосодержащих товаров некоторые эксперты называют саботажем определенных кругов, которые действуют исключительно в собственных корыстных целях. Вы согласны с этим мнением?
М.Ш.: Иной раз создается именно такое впечатление, но, во всяком случае, эти действия имеют отношение к высокоорганизованному лоббированию заинтересованных структур. Действующее законодательство, на первый взгляд, казалось бы не оставляет никаких лазеек для недобросовестных производителей, но на практике это далеко не так. С первого января текущего года вся алкогольная продукция, выпускаемая и реализуемая на территории РФ, маркируется только одним видом марок, на которые предприятие-производитель наносит свой штрих-код.

Казалось бы, все нормально, и алкогольная продукция должна попасть в единую автоматизированную систему учета. Но дисциплинированные производители обращают внимание на то, что новые марки делают сам продукт менее защищенным. Если старая марка наклеивалась на горлышко и пробку бутылки, и это было гарантией от нелегального вскрытия, то сейчас марка клеится прямо на саму бутылку, и при ее вскрытии марка остается целой. Таким образом, в эту же емкость из-под качественной водки можно залить любую фальсифицированную водку и пустить ее в продажу по более низкой цене со всеми вытекающими из этого известными последствиями.

Не упрощая проблему, считал бы, что очередное решение правительства Российской Федерации и законодателей нужно принять, основательно изучив имеющийся в отдельных регионах положительный опыт производства и реализации крепких алкогольных напитков.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100