Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
^Минтимер Шаймиев: «Договор с Российской Федерацией 1994 года о взаимном делегировании полномочий стал важнейшим политическим актом для нашей республики и страны в целом»
(Казань, 29 октября, «Татар-информ»). Вчера на сессии Государственного Совета РТ абсолютным большинством голосов был одобрен проект Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан. Перед депутатами республиканского парламента по этому вопросу повестки дня выступил, принявший участие в заседании Госсовета РТ, Президент Татарстана Минтимер Шаймиев.
Уважаемые народные депутаты!
Мы все помним, как в 1992 году Татарстан не подписал Федеративный договор. Для того чтобы быть в общем правовом пространстве, тогда понадобился отдельный договор, учитывающий интересы и особенности того бурного периода политической жизни в нашей республике. Так Договор “О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами госдуарственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан” от 15 февраля 1994 года стал важнейшим политическим актом для нашей республики и, как показало время, для всей страны. В сложной политической обстановке тех лет Договор внес ясность в наши отношения с федеральным центром и стал важным стабилизирующим фактором, как мы с вами знаем, и внутри республики. Именно с 1994 года у нас начался период конструктивной политической деятельности и экономического роста.
Сегодня утвердительно можно сказать, что мы сполна использовали потенциал данного Договора, и он выполнил свою позитивную историческую миссию. В условиях перехода к рыночной экономике мы провели раздел собственности с Федеральным центром, определились с собственностью на недра, выработали политику приватизации, ввели адресную социальную защиту населения, начали программу ликвидации ветхого жилья, выработали также политику внешней деятельности, создав необходимые структуры - всего не пересчитать.
В начале 90-х годов мы с вами также открыто сказали, что политика мягкого вхождения в рынок будет временной, и мы войдем в общее правовое и налоговое поле нашей страны. Теперь переходной период в стране практически завершился. Наступило время для подписания нового договора. Такая возможность по российскому законодательству имеется.
Сегодня в соответствии с подпунктом «ж» пункта 3 статьи 5, пунктом 4 статьи 26.7 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» представляю вам на рассмотрение проект Договора «О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти Республики Татарстан».
Необходимость подготовки данного Договора связана с тем, что переходными положениями Федерального Закона от 4 июля 2003 года № 95 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», который вступил в силу 8 июля 2003 года, предусмотрен двухлетний срок, в течение которого следовало внести в ранее заключенные договора (значит, в Договор 1994 года) коррективы, учитывающие происшедшие изменения в федеральном и республиканском законодательстве. Необходимо было также учесть поправки, внесенные в Конституцию Республики Татарстан. Кроме того, названным законом предусматривалось утверждение договоров о разграничении полномочий федеральным законом, а также установление принципа и порядка заключения этих договоров.
Согласно закону порядок подготовки и предварительного согласования проекта Договора с федеральными органами государственной власти и органами власти субъекта Российской Федерации определяется соответственно Президентом Российской Федерации и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. В целях реализации закона, в мае 2004 года мною был утвержден порядок подготовки Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан. Он был направлен в адрес Президента Российской Федерации В.В.Путина с предложением начать соответствующую работу по подготовке к подписанию нового Договора. Это предложение Президент Российской Федерации поддержал. По его поручению была создана рабочая группа, с федеральной стороны ее возглавил полномочный представитель Президента Российской Федерации по Приволжскому Федеральному округу Сергей Владиленович Кириенко. Как вы знаете, с нашей стороны эту рабочую группу возглавил Председатель Государственного Совета Фарид Хайруллович Мухаметшин.
В основу работы был положен проект договора, что очень важно, подготовленный органами государственной власти нашей республики. Рабочей группой была проведена огромная работа. Было подготовлено около 10 вариантов Договора, и все они серьезно изучались на разных уровнях. В конечном счете мы пришли к варианту проекта Договора, который представлен на ваше рассмотрение сегодня.
Договор структурно состоит из преамбулы и шести статей. В преамбуле сказано, что Договор 1994 года был подписан исходя из волеизъявления народа, высказанного на референдуме 21 марта 1992 года, исходя из исторических, социально-культурных и иных особенностей республики на основе Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Татарстан.
Статья I устанавливает конституционно-договорную правовую основу разграничения полномочий мужду органами государственной власти РФ и Республики Татарстан. Вы знаете, форма разграничения полномочий в политическом пространстве Российской Федерации до сих пор является дискуссионной, а в проекте нашего Договора она закрепляется cтатьей I.
Статья II определяет статус Республики Татарстан и уточняет ее полномочия в части недропользования, а также в осуществлении международных и внешнеэкономических связей, что открывает возможность государственной поддержки соотечественникам в сохранении самобытности, развитии национальной культуры и языка. Данная статья предполагает знание двух государственных языков республики, татарского и русского, для высшего должностного лица Республики Татарстан. Данный вопрос заинтересованно обсуждался нашей общественностью все эти годы, и в согласованный проект договора эта норма включена.
Следует особо обратить внимание на пункт 1 данной статьи. Учитывая, что использование и охрана земли, недр, водных, лесных и других природных ресурсов на территории Республики Татарстан составляет основу жизни и деятельности ее многонационального народа, Правительство Российской Федерации и Кабинет министров Республики Татарстан заключают соглашения, предусматривающие совместное решение вопросов, связанных с экономическими, экологическими результатами длительного использования нефтяных месторождений с учетом горно-геологических условий добычи углеводородов, а также культурных и иных особенностей Республики Татарстан. Правительство РФ и Государственный Совет РТ по затронутым в данной статье проблемам вносят соответствующие законопроекты в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Дальше. Статья III законодательно закрепляет права граждан, проживающих в Республике Татарстан, получать паспорта с вкладышем на татарском языке с изображением государственного герба Республики Татарстан. Вы знаете, сколько было споров по этому поводу, сколько дискуссий, которые пока нашли временное решение по нашей с вами инициативе.
Статья IV предусматривает юридическое закрепление представительства Республики Татарстан при Президенте Российской Федерации в г. Москве.
Остальные статьи носят организационно-правовой характер. По сути дела, мы считаем, что в данном проекте Договора учтено, насколько это возможно, все, что нас волновало и волнует.
Я просил бы поддержать проект Договора. Если вы поддержите, тогда я подпишу и представлю его на рассмотрение Президента Российской Федерации с тем расчетом, чтобы подписанный обеими сторонами текст Договора внести на рассмотрение Государственной Думы.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»