Миллениум//СЮЮМБИКЕ ВЫШЛА В КОСМОС//11 октября, №36

В честь тысячелетия Казани одной из малых планет Солнечной системы, вращающейся по орбите между Марсом и Венерой на расстоянии 150 миллионов лет от Земли и 300 миллионов лет от Солнца, присвоено имя «Suyumbika».

Это радостное событие для всех, кому дорога Казань, мы попросили прокомментировать известного ученого, заведующего кафедрой астрономии Казанского университета, действительного члена Академии наук Татарстана Наиля Сахибуллина.

- В Солнечной системе есть немало малых тел, названных в честь знаменитых казанцев, прославленных ученых, деятелей культуры и искусства, – сказал Наиль Абдуллович. - Это давняя традиция, восходящая к XIX веку. Так,  есть  астероид, названный в честь Лобачевского. Именем астронома Дубяго названы две открытые им кометы. Одна из малых планет названа  в честь выдающейся нашей современницы, татарской певицы Муниры Булатовой и т.д. По нашей инициативе одна из малых планет получила название «Kazan University» в честь 200-летнего юбилея этого высшего учебного заведения России.

И естественным было наше желание увековечить таким же образом и выдающееся событие в истории России – 1000-летие Казани. Свое предложение мы направили в Комиссию по наименованию малых тел Солнечной системы Международного Астрономического  Союза. Вариантов было много. Мы их обсудили с Президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым, мэром Казани Камилем Исхаковым и жителями столицы Татарстана. Наименование «Kazan-1000» комиссия отвергла сразу, потому что планета под названием «Kazan» уже есть. Такое название было присвоено одному из астероидов в 30-х годах XIX века. А вот имя «Сююмбика» понравилось. Тем более, что с этим именем казанской царицы, связана, как известно, красивая легенда.

И вот год тому назад специальным циркуляром названной комиссии это  имя украсило малую планету, открытую 29 октября 1994 года бывшим студентом нашей кафедры Тимуром Крячко на Зеленчукской астрономической станции Казанского университета. В этом документе сказано, что малая планета, зарегистрированная в международном каталоге малых планет под №27849 и имеющая предварительное обозначение 1994 UU1, получила имя «SUYUMBIKA»   в память  о царице Сююмбике. Имя планеты заносится в международное научное издание «Эфемериды малых планет», выпускаемое по поручению Международного Астрономического Союза Институтом Прикладной Астрономии Российской Академии наук, возглавляющим в России работы по изучению и каталогизации малых планет Солнечной системы. Здесь же есть и официальное сообщение МАС,  в котором говорится: «Башня Сююмбике является символом Казани, одного из старейших городов России, основанного в 1005 году. Как гласит легенда, царица  Сююмбике прыгнула с этой башни, чтобы не быть схваченной врагами, окружившими город». Свидетельство подписано вице-президентом РАН  академиком Ж.Алферовым и директором ИПА РАН членом-корреспондентом  А. Финкельштейном. На снимке – медная доска с выгравированным на ней текстом этого «Свидетельства».

Его мы получили год тому назад, и оно дожидалось своего часа. И вот он наступил. Казань празднует свое тысячелетие и мы обнародуем то, что имя Сююмбике есть не только в легендах, названии башни в Казанском Кремле и литературе, но отныне и в Космосе, где движется по своей орбите малая планета с именем казанской царицы.

Армен Малахальцев