news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Михаил Златковский: «Казань становится столицей карикатуры»

Обладателем Гран-при Международного конкурса карикатуры «Подвинься! Ты в мире не один!» стал главный художник Издательского дома «Веселые картинки» Сергей Тюнин. 21 декабря он стал участником пресс-конференции, которая прошла в агентстве «Татар-информ» в режиме on-line. В ней также принял участие президент российского отделения Всемирной Федерации европейских организаций карикатуристов, известный художник Михаил Златковский. Напомним, конкурс был объявлен в Казани 1 апреля 2006 года. Организаторами международного конкурса, в котором приняли участие 212 художников из 44 стран мира, выступили Агентство Республики Татарстан по массовой коммуникации «Татмедиа» и творческое объединение карикатуристов Республики Татарстан «Сабантуй».

Михаил Михайлович, а почему местом проведения конкурса была выбрана Казань?
М.З.:
Это могло быть любое другое место. Все зависит от инициативы местных художников и организаторов. Я хочу выразить огромную благодарность за этот конкурс Казани, а также Агентству РТ по массовым коммуникациям «Татмедиа», творческому объединению карикатуристов Татарстана «Сабантуй». У всех желание есть, но не у всех хватает сил и денег на проведение таких мероприятий. Казань становится сейчас столицей карикатуры. У нас не так много событий интересных. Наша страна является самой выдающейся по своим достижениям в мире карикатуры. Я посчитал премии и награды, полученные российскими карикатуристами за последние годы, получилось около 2 тысяч. Это очень много. Несмотря на это, у нас до сих пор нет Музея карикатуры, выставок и много другого. К сожалению, карикатура в последнее время на задворках жизни. И то, что происходит в Казани – это совершенно потрясающее событие. Находясь здесь, вы думаете, что провели конкурс и все. Нет. Поверьте, это событие мирового значения.

В Международном конкурсе приняли участие 212 художников из 44 стран мира. Как удалось собрать такое количество работ?
М.З.:
Карикатуристы с большим удовольствием принимают участие в подобных конкурсах. Самое главное здесь было – выбрать тему. Прошедший год был очень напряженным в сфере межнациональных отношений. Ребята выбрали прекрасный девиз конкурса, который сам за себя говорит, к тому же очень ироничный.

Какие работы присылались на конкурс? Как известно, основная идея конкурса - это популяризация национального юмора и пропаганда общечеловеческих идей мира и дружбы между народами?
М.З.:
Я бы разделил все присланные работы на две части. Первая часть – это буквальное прочтение ксенофобии, толерантности, то есть это огромное количество рисунков с символами религий и это было скучно, более того, были работы совсем не призывающие к толерантности. Вторая часть – это аллегорическое, ассоциативное решение темы и внимание жюри привлекали именно такие карикатуры.

Какие-то провокационные были карикатуры представленные на конкурс?
М.З.:
Да, некоторые работы были явно с отсутствием толерантности, но они сразу же отметались членами жюри. И даже не было какого-то специального голосования, такие работы просто переворачивались и убирались в сторону.

Жюри оценивало работы по двум номинациям: «Подвинься! Ты в мире не один»!» и «Лица, которые….». Первая охватывает карикатуры против нетерпимости. Вторая посвящена шаржам на известных персон, мировых звезд политики, искусства, спорта. Кто же стал основным героем шаржей?
М.З.:
Самыми главными героями были сами художники-карикатуристы. Мы оценивали не значимость фигуры, а мастерство художника. Конкурс проводится в Казани и, может быть, поэтому Президент Татарстана Минтимер Шаймиев был самым популярным героем. Но оценивалась техника исполнения, мастерство выражения своего отношения к изображаемому герою.

Сергей, вы стали счастливым обладателем Гран-при конкурса. Как вы отнеслись к этому известию. И насколько вы были уверены в своей победе?
С.Т.:
Это было неожиданностью для меня. Какая-то тайная надежда на победу, конечно, была, но она не была главной. Художник-карикатурист, создавая свое произведение, всегда думает, а в конце работы я могу себя похвалить или нет. Мысль о призе - она у настоящего творца на втором месте после самого процесса творчества.

А благодаря какой именно карикатуре вы стали победителем? В чем секрет вашего успеха?
С.Т.:
Работа моя возникла спонтанно. Я ехал по Москве и попал в автомобильную пробку. В этот момент я наблюдал картину, когда стоит иномарка, зажатая среди наших отечественных, старых машин и не может двинуться. Но нарисовал я не машины, а зайца, который зажат среди черепах.

М.З.: Этот рисунок - яркий пример ассоциативного решения темы. Он полностью противоречит девизу конкурса «Подвинься! Ты в мире не один». Но это пример обратного решения, когда заяц должен отказаться от прыжка, бега и идти наряду с другими.

Простите, а как вы потратите премию?
С.Т.:
Я все деньги - сто процентов отдам жене.

К сожалению, сегодня карикатура подчас становится поводом для раздора. Наглядное свидетельство тому скандальные карикатуры Пророка Мухаммеда, распространенные в Дании, конкурс карикатур на тему Холокоста.

С.Т.: Действительно, вот такой ситуации никогда не было. Если не считать случая, когда во время войны Гитлер хотел повесить Бориса Ефимова.

М.З.: Если не считать случая, когда в начале XIX века Наполеон I требовал выдать ему английских карикатуристов, чтобы казнить их на центральной площади.

С.Т.: Надо же, а я не слышал. Я думал, что Наполеон был гораздо умнее.

М.З.: Нет, просто это показатель времени. Мы уже 40 лет в этой профессии и никогда не было ничего подобного. Сейчас мир художников разделился на две группы. 90 процентов карикатуристов категорически против насаждения политической возни в карикатуре. Мы в шоке просто.

На ваш взгляд, карикатура на пророка Мухаммеда – это провокация?
С.Т.:
Нет, это не провокация. Это был обычный рисунок. Художники не собирались, естественно, никого оскорблять. Просто среагировали и все. Мы знакомы со всеми этими художниками. У нас была совместная выставка карикатур в свое время в Таллинне.

М.З.: Напомню, что весь скандал начался не в момент публикации, а спустя полгода. То есть, нужен был лишь повод. Если бы не карикатура, то зацепились бы за что-то другое. Более того, после этого карикатуре стало уделяться очень серьезное внимание. Мы знаем несколько скандалов, когда в Самаре, Саратове закрыли газеты за публикацию карикатур. А ведь карикатура – это совершенно уникальный язык в искусстве, который понятен без слов, который сближает народы.

Это скандал отразился на работе карикатуристов?
М.З.:
С одной стороны наша жизнь усложнилась, а с другой стороны это привлекло к нам внимание. Я никогда не давал такого количества интервью. Я вдруг почувствовал себя очень значимым человеком.

Сергей, вы работаете в газете «Коммерсант», более 20 лет являетесь главным художником Издательского дома «Веселые картинки». Прекрасное, кстати, издание, оно по-прежнему пользуется популярностью у детей?
С.Т.:
Оно популярно среди детей. Я знаю, что в Татарстане очень много подписчиков на наш журнал.

В чем же секрет вашего успеха?
С.Т.:
Просто все убедились, что засилье всего американского – это отнюдь не наша культура. Это быстро надоедает и надолго не может привлечь российского зрителя. А «Веселые картинки» - это традиционное издание, в котором работают лучшие художники детской книги. Мы сохраняем свой стиль и добрую традицию старой, советской иллюстрации.

Правда что в Москве карикатура подвергается цензуре?
М.З.:
Цензура - это что-то конкретное, когда что-то указывают, когда подписывают твое очередное издание, что разрешено к печати. Этого нет, хотя и полной свободы тоже нет. Есть внимание к карикатуре. Так, есть люди и темы, которые нежелательно трогать. Это самоцензура самого издания, ведь инвесторы, которые вложили в него деньги, не хотят все это терять.

Как вы оцениваете татарстанский журнал «Чаян», которому исполняется 85 лет? Что думаете о казанской школе карикатуристов?
М.З.:
После журнала «Крокодил» это самый старый юмористический журнал в России. Казань, таким образом, показывает свой уровень культуры и образования. Самое главное то, что «Чаян» издается до сих пор. Ведь это создание группы художников, школы рисования, то есть если бы не «Чаян» и не «Крокодил», то никогда такого уровня рисования карикатур не было у советской школы.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400