news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Михаил ВЕЛЛЕР: «Вопросы в науке и искусстве голосованием не решаются…»

В рамках I международного литературно-музыкального фестиваля «Аксенов-фест», проходящего в эти дни в Казани, в студии агентства «Татар-информ» состоялась видеоконференция с участием писателя и философа Михаила Веллера. Фестиваль организован по инициативе мэра Казани Ильсура Метшина и приурочен к 75-летнему юбилею нашего земляка, писателя Василия Аксенова. Беседу вела Ляйсан Абдуллина.

Михаил Иосифович, перед нашей пресс-конференцией вы вместе с другими участниками фестиваля встречались с Президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым. Ваши впечатления?
М.В.: Легкое потрясение с положительным осадком. Я сказал об этом открыто и могу повторить. Когда Президент республики ведет философские беседы с писателями, то не все еще потеряно. Глава Татарстана оценил мои слова с юмором и правильно.

Вы в первый раз находитесь в Казани. Вам понравился наш город?
М.В.: Вы знаете, лично мне такой прием не оказывался еще нигде. Класс приема порядка премьерского. То есть организация, обслуживание, роскошный отель, все мелочи предусмотрены и так далее. Еще с погодой очень повезло – это не зависит от города, но тоже приятно. Кроме того, в городе много строится и есть еще одна очень важная вещь, Казань – легкий город, после прогулок по которому создается впечатление энергетической подпитки.

Что особенно поразило в 1000-летней столице Татарстана?
М.В.: Перед встречей с Президентом республики мы посетили мечеть «Кул-Шариф» - это совершенно замечательный храм, я не виде такого храма, построенного в последние 30 лет, где общий эмоциональный настрой был бы настолько легким и позитивным. В мечети присутствует огромное количество воздуха, гармоничное сочетание цветов. И ты начинаешь испытывать удовольствие от того, как все это сделано.

Вы с таким же положительным настроем принимаете участие в фестивале «Аксенов-фест»?
М.В.: Во-первых, понимаешь объем проведенной работы и проникаешься большой человеческой умильной благодарностью к людям, которые все это подготовили. Тот, кто сам когда-либо занимался оргдеятельностью, понимает, сколько механизмов под сценой нужно задействовать, чтобы на сцене это все нормально выглядело. В связи с этим с большой благодарностью и симпатией думаешь о руководстве, прежде всего о мэре Казани Ильсуре Метшине. Кроме всего прочего, организация фестиваля не так дешево стоит. Потому что нужно принять, поселить, кормить, возить. Таких, как мы, лично я бы так не кормил – глупости это все. Я бы на завтрак предложил стакан кефира с сухариком, на обед – протертый супчик и картофельное пюре. Потому что как говорил еще Гиппократ, ножом и вилкой человек роет себе могилу. Так, как нас кормят здесь, нужно кормить людей до 30 лет преимущественно, когда они много работают. А когда людям под 60 и за 70 как нам - участникам «Аксенов-фест», их нужно очень мало кормить, держать в холодных помещениях, велеть двигаться физически и больше спать. Они тогда дольше живут и у них здоровье лучше. Писатель должен быть ближе к народу.

Как вы относитесь к современным информационным технологиям?
М.В.: С огромным уважением и благодарность, когда мне удается ими пользоваться и что-то оттуда извлекать.

У вас есть персональный сайт. Вы им занимаетесь?
М.В.: Нет, это была такая история. Еще в 2000 году одно в высшей степени симпатичное и серьезное предприятие предложило мне написать для него сценарий. Я дал понять, что, во-первых, никогда не работаю на заказ, а во-вторых, я профессионал и мой труд стоит денег. Мне объяснили, что денег мне дать не могут из принципа - они патриоты, работающие на будущее государства, на свои деньги организующие разные акции и работающие бесплатно. Но они мне в ответ за мою услугу тоже могут сделать что-то хорошее, например, разработать сайт. Я сказал – вот это будет замечательно. В конце концов, сайт они мне сделали, правда, совсем не так, как надо. Потом этим стала заниматься другая фирма. Но затем я узнал, что такие сайты, как мой, называются «мертвыми». То есть, они вроде бы есть, но лапками не колышут. Но мне то сайт нужен был только для двух вещей – чтобы там была размещена моя биография и последние публикации, и чтобы висела фотогалерея и журналисты не мучили меня этим.

Сейчас многие коммерческие писатели из числа молодых, работающие в стиле фэнтези, выкладывают в Интернете разные варианты развития сюжета своей очередной книги. И путем читательского голосования они выбирают сценарий развития повествования. Как вы относитесь к такому народному творчеству?
М.В.:
Когда-то слышал я от своего дедушки – заведующего кафедрой кишечно-полостной хирургии Ленинградского мединститута, что вопросы в науке и в искусстве голосованием не решаются. Мы знаем много книг, опер и картин, которые при появлении публикой не признавались, осмеивались и вообще проваливались. Например, провалилась премьера чеховской «Чайки», но потом убедили население, что она неплохая. «Кармен» Бизе тоже провалилась, хотя со второго раза снискала успех. А вот если бы послушал Бизе зрителей после премьеры, то мы бы сегодня не наслаждались этой прекрасной оперой.

Я не могу рассматривать это как литературу. Я могу рассматривать это как своеобразный хайтек-фольклор. Смысла лично я в нем не вижу. Это может быть развлечение типа игры в балду, только поинтереснее. Но думаю, что к искусству это отношения не имеет.

А вы вообще читаете кого-нибудь из недавно появившихся на литературном рынке писателей?
М.В.: Вы знаете, нет, которые появляются на рынке, я не читаю. Хотя я лично прочитал два или три романа Александры Марининой. Теперь я знаю, что она из себя представляет – Маринина пишет совсем не хуже других. Это своего рода женский бытовой, семейный, психологический и реалистический роман. Жанр имеет право на существование.

Я прочил два романа Полины Дашковой, Дарьи Донцовой. Правда, романа Поляковой я уже не прочитал ни одного. Также я прочел два романа Сергея Минаева. Видно, откуда все списано и взято. Но читать можно. А его второй роман «Медиа Сапиенс» откровенно заказной – вранье страшное.

Также я читал три романа Акунина. Это такая литературная игра.

Среди российских писателей, чьи произведения можно перечитывать неоднократно, Михаил Лермонтов, Юрий Казаков, Василий Шукшин.

Что вам больше всего нравится из того, что вы сами написали?
М.В.: Наверно, одну книгу я действительно выделить не могу. Однако, ни во что из написанного мною я не вкладывал столько труда на единицу текста, столько эмоций и времени, сколько в «королевский жанр» - короткую прозу. Я сам иногда перечитываю что-то из «Легенд Невского проспекта» и вижу, что написано это неплохо и вроде бы даже развлекает. В смысле головы ни в одно другое детище я не вложил столько, сколько в книгу «Все о жизни». А в смысле нервного напряга – в «Великий последний шанс».

Когда читаешь «Легенды Невского проспекта», всегда переживаешь вместе с героями. Все-таки это легенды, или великолепно описанные жизненные реалии?
М.В.: Про это я могу устраивать отдельный концерт. Дело в том, что в основе каждой легенды было что-то – мелкий случай, короткий анекдот или короткая байка.

После возвращения из Казани над чем вы будете работать?
М.В.: Какое там работать - в последнее время продолжается суета вокруг раскрутки моего романа о гражданской войне - «Гражданская история безумной войны»– проходят выступления в магазинах, презентации, пресс-конференции.

Я также начитал на радио 10 лекций, прочитанных мной в разные годы в разных университетах. Планируется, что лекции сугубо внутрилитературного характера выйдут в форме видеокниги, а может быть, даже будут опубликованы.

Материал подготовила Кристина ИВАНОВА

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400