news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Михаил ГЕРМОГЕНТОВ: «Охотничьи и рыболовные туры - это не только экзотика, но и средства в бюджет республики…»

О развитии туризма в Татарстане, о том, как обезопасить отдых за рубежом шла речь на видеоконференции, состоявшейся в агентстве «Татар-информ» в режиме онлайн. На вопросы ведущего и пользователей Интернета ответил гость студии – начальник отдела государственного регулирования и организации туристической деятельности Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ Михаил Артемьевич Гермогентов.

Михаил Артемьевич, как развивается сегодня туризм в Татарстане?
М.Г.: В постсоветский период международный туризм стал бурно развиваться у нас в республике и в целом по стране. Связано это было с тем, что разваливались всесоюзные здравницы. Но самое главное, у советских граждан всегда был спрос на поездки за рубеж. Когда эта возможность появилась, люди стали ездить очень много и охотно. Судя по опросам наших туристических фирм, на сегодняшний день поток выезжающих приблизительно стабилизировался, как на уровне России, так и на уровне республики. Такая тенденция отмечается уже два-три года подряд.

В какие страны предпочитают ездить наши туристы?
М.Г.: Самыми популярными странами на сегодняшний день являются Турция, Египет, Объединенные Арабские Эмираты. В последние два-три года пользуется особым спросом Юго-Восточная Азия. Но поездки туда, в основном, редки и стоят недешево.

В чем заключается народная любовь к Турции и Египту?
М.Г.: Главная причина популярности этих стран заключается в том, что там предоставляются услуги, сопоставимые по качеству с услугами наших здравниц, но цена этих услуг ниже, чем у нас.

Немало материалов публикуется в российских СМИ о преступлениях, совершаемых в отношении наших туристов в некоторых странах. Не используются ли иногда факты в качестве антирекламы?
М.Г.: Когда в средствах массовой информации освещаются такие факты, это имеет положительный эффект. Люди относятся к поездке за рубеж более ответственно. С другой стороны, фактов экстремальных случаев, связанных с жителями нашей республики, не было. Во всяком случае, нам об этом ничего не известно.

Имеются ли в Татарстане факты подачи судебных исков по поводу неудавшихся туристических поездок?
М.Г. : В первое время рекламаций, если так можно выразиться, лет пять-семь назад по недоброкачественному предоставлению услуг нашими туристическими фирмами ежегодно подавалось более десятка исков за летний сезон. За последние три года таких случаев не было. Во всяком случае, через наше министерство не проходили. Хотя по данным службы защиты прав потребителей Госалкогольинспекции, подобные обращения граждан нашей республики были. Основная суть жалоб – некачественное предоставление услуг, которые туристы получают на местах. Это либо недовольство отелем, например, который должен быть с видом на море и в первой полосе, а на самом деле все было по-другому, и окна не выходили на обещанное море.

Можно ли по приезду на место и, обнаружив неприятную ситуацию, каким-то образом ее исправить?
М.Г.: Каждого туриста, приехавшего на место, должны встречать представители той фирмы, которая продала тур, либо представители фирмы, у которой этот продукт был заказан. Гид в обязательном порядке должен быть русскоговорящим. В случае каких-то проблем нужно обратиться к гиду. На моей памяти было очень много случаев, когда звонили нам в министерство и жаловались. В фирмах ситуация аналогичная. Им тоже звонят с жалобами, и они уже на месте принимают меры, чтобы исправить положение. Честно говоря, в течение высокого сезона спрос на номера очень большой и поэтому всякое может произойти. Если фирма не компенсирует свои промашки, то клиент имеет право подать в суд. На моей памяти было три-четыре судебных заседания по данным вопросам и, часть из них была удовлетворена с возмещением морального ущерба.

Есть ли в нашей стране институт гарантий безопасности туристов?
М.Г.: До января этого года существовало лицензирование туроператорской и турагентстской деятельности. Естественно, существовали реестры таких организаций. Клиент, приходя в туристическую фирму, в первую очередь смотрел, есть ли у нее лицензия на осуществление данного вида деятельности. Контроль осуществлялся органами государственной власти, в том числе и наше министерство по договору с Минэкономразвития России делегировало выдачу лицензий на осуществление турагентстской деятельности. Но в этом году такую систему контроля отменили. С 5 февраля текущего года был принят закон о внесении изменений в Федеральный закон об основах туристской деятельности, которым предусмотрено вместо этого лицензирования внедрение института финансовых гарантий. Это связано с тем, что туристы часто попадали в неприятные ситуации. Например, когда их фирмы отправляли за рубеж, а обратно они не могли вернуться в срок, поскольку не предоставлялся транспорт. Исходя из этого, были просчитаны варианты приблизительной стоимости возврата группы или размещения, и определена законом финансовая гарантия. Он вступает в силу с 1 июня 2008 года. В международном туризме эта цифра равна 5 млн. рублей, на внутреннем рынке – 500 тыс. рублей.

А не возникает ли вопрос, что создание такого института является способом ликвидации более мелких фирм-конкурентов?
М.Г. : Здесь нельзя отрицать этого факта, потому что когда этот закон был предложен и внесен в Государственную Думу РФ для рассмотрения, туристическая общественность, практически всей страны, была против предложенного варианта. Суть этого закона не изменилась ни в ходе второго чтения, ни в ходе третьего. На словах вроде бы наши предложения поддерживались, а на заседании рабочей группы в Госдуме они не были приняты. Эти предложения касались, в частности, введения реестра турагентств, а законом предусматривается создание реестра только туроператоров. Также мы подавали предложения о полномочиях в органах управления туризмом. Сейчас в субъектах РФ, на местах мы не имеем возможности вмешиваться в процесс защиты прав потребителей. С другой стороны, размер финансовых гарантий на международный туризм с 1 января 2008 года увеличится до 10 млн. рублей и, конечно, это один из факторов отсечения конкурентов на этом рынке. Борьба за выживание на рынке - это не только реклама.

Существуют ли сейчас льготные путевки, какая категория населения может ими воспользоваться?
М.Г.: Раньше вопросами туризма занимались государственные структуры и, конечно, предоставлялись льготы. На сегодняшний день вся туристическая ниша занята частным бизнесом. Поэтому льготы остались только в системе социального страхования для инвалидов и пенсионеров. Что касается детей, то сейчас и в целом по России, и в Татарстане принимаются ежегодные программы по оздоровлению, отдыху и занятости детей, которые финансируются за счет бюджета.

Существует ли система подготовки кадров в области туристического бизнеса?
М.Г.: На сегодняшний день у нас в республике готовят кадров для сферы туризма более десятка вузов, среди которых есть специализированные учебные заведения и отдельные факультеты в многопрофильных вузах.

Казань позиционирует себя в будущем как один из крупных туристических центров.
М.Г.: Перспективы у нас в данной области неплохие. Это отмечается и на федеральном уровне. Не случайно кадры для этой сферы деятельности готовят более десятка высших учебных заведений. В последние годы въезд в нашу республику увеличивается ежегодно приблизительно на 13 процентов. Мы полагаем, что нынче число приезжих превысит миллион. Этому способствовало и 1000-летие города, и та политика, которую проводит руководство Татарстана. Наша республика стала узнаваемой.
В этом году ожидается еще одно крупное событие – 1000-летие Елабуги. Это еще один приятный для нас факт. По нашим понятиям Елабуга – туристическая жемчужина. Она была и остается востребованной. За последние три года в городе поток туристов увеличился почти в три раза. Этому еще способствует и то, что у нас стала хорошо развиваться инфраструктура. Но еще в туризме есть слабые места. Булгары, например, востребованы, как экскурсионный маршрут, но местным властям стоит подумать о расширении там сферы туристических услуг. Ведь в Булгарах есть прекрасные возможности для рыбалки и охоты. Мы уже почти десять лет выступаем на всех крупных международных московских туристических выставках, наш татарстанский стенд с каждым годом становится все востребованнее. У многих возникают вопросы о том, почему у нас нет охотничьих и рыболовных туров, ведь живем на Волге. Это не только экзотика, но и дополнительные деньги в бюджет.

Материал подготовила Наталья Топал

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400