news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Международный день родного языка//"ВЕРНЕМ НАРОДАМ РОССИИ РОДНЫЕ ЯЗЫКИ!"//26 февраля, №8

Если в самом Татарстане немало проблем с изучением и развитием татарского языка, обучением детей на родном языке в целом, то в российских губерниях вопросы эти во много крат острее.

Да, есть татарская гимназия в Саратове, которую, благодаря усилиям местной областной власти и татарских бизнесменов, можно считать образцовой для регионов России. Есть две школы в Москве с этнокультурным компонентом обучения. Но для престольной, где проживают сотни тысяч татар, это, конечно, не решение языковой проблемы. Естественно, в нашей редакционной почте немало писем читателей, от представителей татарских национальных формирований на давно наболевшую тему. Основательно подняты, к примеру, эти проблемы и в подробном письме директора Самарского областного татарского общества «Туган тел» Шамиля Багаутдинова, председателя национально-культурной автономии татар Самары Ямиля Валиуллина, члена советов общества «Туган тел» и НКА татар Самары Азата Надирова.

Публикуем письмо в кратком изложении.

Авторы письма высказали свое мнение в связи с предложением русской православной церкви и решениями ряда органов власти и образования о введении в государственных и муниципальных образовательных учреждениях уроков «Основы православной культуры» (ОПК). «Мы решительно возражаем против введения уроков религиозного характера в любой форме – обязательной или факультативной, которые неизбежно станут добровольно-принудительными, - говорится в письме. - Мы против нарушения взаимопонимания, взаимоуважения, дружбы народов – неизбежного следствия введения уроков ОПК. Дружба народов скреплена потом и кровью народов. Нельзя покушаться на эту главную опору России.

Ошибочны и необоснованны утверждения сторонников введения таких уроков о том, что без изучения ОПК дети не будут знать культуру, тысячелетнюю историю православной России, что без веры в Бога дети вырастают безнравственными.

Эти утверждения – по сути дела очернение системы образования РФ, его содержания, очерчение благородного труда многих тысяч учителей, а также очернение атеизма – научного достижения цивилизации (и не имеющего ничего общего с преступлениями сталинского режима против религии), оскорбление миллионов советских людей, в большинстве атеистов, совершавших величайшие подвиги ради людей, ради Родины, проявлявших прекрасные образцы доброты, милосердия, благородства, создававших прекрасные творения в разных сферах жизни.

Неправильны утверждения, что, якобы, после падения советского режима образовался опасный для страны идеологический вакуум и надо заполнить этот вакуум религией и тем самым препятствовать интересу некоторых людей к разным сектам.

Любовь к своим детям и ближним, к родной земле, к труду, честность и преданность – эти главные вечные нравственные основы неизменны у большинства людей и при социализме, и при капитализме, и у верующих, и у атеистов.

Неправильны утверждения, что отсутствие веры в Бога (атеизм), бездуховность и безнравственность однозначны. Такие утверждения как раз могут подталкивать в разные секты тех, кого не привлекают традиционные религии, но опасаются слыть атеистами.

Неправильны утверждения, что якобы этот вакуум – источник экстремизма, терроризма, падения нравственности, в то время как их причиной являются нерешенные и неправильно решенные национальные и социально-экономические проблемы, неспособность правителей своевременно выявлять и цивилизованно решать все эти проблемы.

Мы против нарушения светского характера образования и нарушения Конституции РФ и закона «Об образовании», нарушения положения Конституции о том, что никакая идеология, никакая религия не может быть установлена в качестве обязательной и государственной.

Мы за изучение детьми истории и роли атеизма и религий, но с научных, материалистических точек зрения. Школьные учебники содержат большой объем материалов по истории и роли религий, правда, в основном по истории и роли православия в России, а также русской литературе, культуре, нравственным основам, в том числе связанными с православием. И не надо церковникам быть первооткрывателями истории и культуры России.

Предлагаем дополнить школьные учебники лишь отсутствующими в настоящее время научным анализом основ религии и атеизма, материалами по истории и роли ислама в России (в том числе в развитии и сохранении языка, культуры мусульманских народов), по этнографии, по истории народов России, по культуре, литературе, традициям, обычаям, нравственным основам народов России (в том числе связанными с традиционными религиями), согласовав эти материалы с органами образования национальных республик.

Россия по Конституции – многонациональное государство. Школьное воспитание и образование должны строится исходя из этого.

Сегодняшняя школьная программа содержит в основном (как мы уже указали выше) материалы про русский народ, про все русское, а не многонациональное государство. Тем самым, в нарушение Конституции РФ, школьная программа, учебники закладывают в детях семена шовинизма, ксенофобии, неприятия нерусских. Уроки ОПК лишь усилят этот дух. Тогда как, в соответствии с законом об образовании, обязанностью системы образования является «защита и развитие национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Это совершенно однозначно диктуется современной обстановкой разгула шовинизма, ксенофобии, все большим проявлением лозунгов «Россия для русских», преступлениями на почве расовой, национальной ненависти, нетерпимости».

Мы неспроста развернуто процитировали эту часть письма, которая, казалось бы, не имеет самого прямого отношения к проблеме изучения родного языка. Но это – лишь на первый взгляд. На самом деле, многое из вышесказанного авторами письма, - это та важная основа для создания благоприятной обстановки в стране, системе ее образования, которая поможет создать условие для изучения родного языка представителям всех народов России.

Пора решительно отказаться, отмечается далее в письме, от действующей, по нашему мнению, до настоящего времени генеральной стратегической установки министра народного просвещения Российской империи графа Толстого: «Конечной целью образования всех инородцев, живущих в пределах нашего Отечества, бесспорно, должно быть обрусение их и слияние с русским народом». Эта установка – одна из причин развала России в 1917 и СССР в 1991 году.

«В редких городах России и не во всех деревнях имеются школы с дополнительным изучением татарского языка. Да и имеющиеся по одной небольшой школе на 200-300 учащихся в городах, например, в Москве, Самаре, Саратове, Ульяновске, где проживают сотни и десятки тысяч татар – не решают проблему, так как родные языки своих родителей абсолютное большинство школьников-татар не имеют возможности изучать.

Законы об образовании и языках по сути дела перечеркивают Конституцию, ограничивая конституционные права и гарантии рамками возможностей образовательных учреждений и их уставами (принятыми для данной школы языком обучения). Поэтому чиновники от образования не несут никакой ответственности за реализацию Конституции, заявляя, что нет возможности, нет кадров или мало заявлений от родителей. Действительно, при явном отсутствии возможностей школы некоторые родители считают бесполезным подавать заявление. К тому же во многих школах России идет систематическое сокращение часов уроков татарского языка.

Сильнейшим ударом по душам нерусских народов, по конституционным правам и конституционным гарантиям государства является приказ Минобразования РФ от 09.03.2004. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана начального образования», по которому вопрос о преподавании учебного предмета «Родной (нерусский) язык и литература» полностью отходит в введение общеобразовательного учреждения с использованием частично или полностью часов вариативной части базисного учебного плана, при этом для 1 класса нет часов и поэтому нет возможности преподавания родного (нерусского) языка, т.е. для первоклассников Конституция отменена. А ведь 1 класс – важнейший этап в воспитании интереса и любви и родному языку. А для остальных классов на родной (нерусский) язык и литературу остается не более 1 часа, т.к. вариативная часть базисного учебного плана должна использоваться и для некоторых других обязательных региональных компонентов. И, кроме того, решение зависит в основном от воли школьного совета, т.е. желания реализовать конституционные права тех родителей, которые хотят учить своих детей родному языку. Таким образом, орган школьного самоуправления может тоже отменить Конституцию РФ.

Отняв у наших детей возможность изучения своих (нерусских) родных языков, Минобразования резко увеличило часы на изучение русского языка и литературы. Спасает ли Минобразования Россию от национальной катастрофы, связанной с неважным знанием некоторыми гражданами русского языка? Но, так как для изучения русского языка имеются прекрасные возможности (в том числе десятки радиотелевизионных каналов, концерты, театры, печатная продукция, почти 20 часов в неделю школьник находится на русскоязычных уроках…), то Минобразования, мы думаем, решило ускорить трагический процесс ассимиляции нерусских народов, а не спасать русский язык».

 

От редакции. Далее авторы письма вносят свои предложения по урегулированию преподавания и развитию родного языка, которые мы опубликуем в следующем номере газеты. Но уже опубликованная часть письма, высказанные в ней мысли (пусть, порой, и не бесспорные), думается, вызовут резонанс и послужат поводом для наших читателей для продолжения заинтересованного разговора о настоящем и будущем родного языка, национальных образования и культуры. Ждем ваших писем.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400