Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Марко БОЭМИ: «В XXV Шаляпинском фестивале принимают участие певцы мирового уровня»
6 февраля премьерой оперы Дж.Верди «Трубадур» в Казани открылся XXV юбилейный Международный оперный фестиваль им.Ф.Шаляпина. Накануне этого события в агентстве «Татар-информ» прошла пресс-конференция в режиме он-лайн с участием дирижера Марко Боэми (Италия), режиссера-постановщика Бруно Бергер-Горски (Австрия) и ассистента режиссера Жоржа Девдариани (Нидерланды).
В Казани вновь проходит Международный оперный фестиваль. В чем, на ваш взгляд, секрет его успеха?
М.Б.: Этот фестиваль неразрывно связан с фигурой легендарного баса Федора Шаляпина. Безусловным преимуществом фестиваля являются гала-концерты, в котором принимают участие звезды оперного искусства. Кроме того, в этом году один из гала-концертов фестиваля будет транслироваться по ГТРК «Культура», а значит, это станет и событием всероссийского масштаба.
Ж.Д.: Несмотря на то, что в Шаляпинском фестивале принимаю участие впервые, я наслышан о нем и хочу отметить, что он имеет вес в музыкальном мире. С нетерпением жду нашей премьерной постановки «Трубадур».
Казанцы тоже ждут премьеру этой оперы. Вы все проделали огромный, кропотливый труд во имя создания очередного шедевра. Скажите, удовлетворены ли вы выполненной работой?
Б.Б.: Как режиссер я очень доволен нашим составом исполнителей. Казань может по праву гордиться певцами, которых мы вам представим. Например, Ахмед Агади, он фантастически исполняет роль Манрико в «Трубадуре» или Гия Ониани, который представляет новое поколение оперных певцов не только поющих, но и играющих как актеры.
М.Б.: В Восточной Европе опера «Трубадур» ставится практически во всех театрах. В течение нескольких лет в театре Ла Скала она не ставилась, так как не могли найти певцов нужного уровня. Перед нами - музыкальными руководителями стояла задача найти певцов, в первую очередь для ролей Манрико и Леоноры, которые бы исполнили эти партии на достойном уровне. То, что мы их нашли - это большая удача. В постановке, кроме артистов, исключительно важны музыкальные силы театра – оркестр и хор. Одна из причин, по которой я всегда с удовольствием возвращаюсь в Казань – это перспектива совместной работы с оркестром и хором театра им. М.Джалиля, которые очень много репетируют, качество их исполнения улучшается с каждым разом.
Б.Б.: Хотелось бы также выделить работу всемирно известного художника по свету из Дании Йенса Ланге. К счастью, мы могли репетировать на сцене с декорациями, и это для нас было исключительно важно. В театрах Европы невозможно репетировать на сцене, то, что у нас была такая возможность – это большой комплимент Казани. Маэстро прав и в том, что без достойного состава исполнителей у нас не было бы постановки и мы очень рады, что у нас такой прекрасный молодой состав певцов, которые также могут играть и как актеры.
В опере «Трубадур» одно из главных действующих лиц – цыганка Азучена, которая хочет спасти Трубадура и в то же время отомстить за мать. Есть и два брата, которые не знают об этом. Каким образом вам удалось раскрыть характеры главных героев премьерной постановки?
Б.Б.: Часто оперные режиссеры вынуждены бороться с оперными клише у певцов, которые делают жесты в стиле старых традиций Большого театра. Сейчас молодое поколение зрителей ждет от певцов не только качественного исполнения партий, но и актерской игры. К примеру, солистка Казахского государственного театра оперы и балета им.Абая Дина Хамзина, которая играет Азучену, является также и актрисой, а для нас это было исключительно важно. Если принимать во внимание геноцид по отношению к цыганскому народу в этой опере, то можно сказать, что она имеет и политическое значение. Проблемы расизма и этнические конфликты всегда будут актуальны. Мать Азучены ведь сжигают не только из-за того, что она ведьма, но и потому что она цыганка. В этой опере, к счастью, есть и прекрасная история любви между Манрико и Леонорой.
Один из главных символов постановки – это огонь, в котором погибают люди, огонь, который горит в сердцах героев – огонь любви. Господин Боэми, как удалось отразить этот элемент в опере?
М.Б.: Это единственная опера Джузеппе Верди, где огонь постоянно горит и всегда слышен в музыке. Когда граф де Луна говорит о своей любви Леоноре, он говорит о физической любви, о страсти, об огне. Поэтому в изумительном дуэте графа де Луна и Леоноры в конце постановки текст написан так, что актер должен изобразить возбуждение до такой степени, что не может выговорить все слова, до такой степени он взволнован согласием Леоноры разделить с ним ложе любви. Этот огонь любви всегда присутствует в музыке. Из всех опер Верди в «Трубадуре» тема огня наиболее ярко выражена. Для меня с театральной точки зрения эта опера менее интересна, чем для режиссера-постановщика, так как я бы никогда не поверил, что цыганка по ошибке выбросит в огонь своего ребенка – это идея, которая вызывает у меня только улыбку. Но музыка в этой опере настолько сильна, что просто заставляет меня забыть обо всех сомнениях, о правдоподобности рассказа, так как музыка господствует.
В «Трубадуре» задействованы такие известные солисты как Галина Шестернева (Германия), Ахмед Агади (Мариинский театр), Юрий Нечаев (Большой театр России), Радостина Николаева (Национальная опера Болгарии) и другие. Возникали ли сложности при работе с именитыми певцами? И какого исполнителя вы бы особо отметили?
М.Б.: Мне бы хотелось особо выделить солистку Национального театра Мангейма Галину Шестерневу – это солистка мирового уровня, которая работает в ведущих театрах мира и мы очень рады, что она принимает участие в «Трубадуре». Также хотелось бы отметить Ирину Джоеву, известную казанской публике – это достаточно непростой человек, настоящая примадонна, которой нужно особое внимание.
Как вы относитесь к тому, что сейчас многие театры мира пытаются осовременить классические спектакли. Так, например, в «Дон Жуане» появляется бейсболка и автомат Калашникова. Приветствуете ли вы такой отход от классики жанра?
Б.Б.: В Европе такие вещи давно уже практикуются. Я, конечно, не видел казанскую оперу «Дон Жуан», но слышал и читал о ней очень много хорошего. Я видел, кстати, оперу «Любовь поэта» Резеды Ахияровой и мне очень понравилось – современная постановка, где используется видеопроекция. Можно сделать постановку, когда певцы будут просто стоять и ничего не делать, а можно разнообразить работу.
М.Б.: Для нас интереснее не то, насколько современна постановка, а то, удалась она или нет. Почему-то не всем понравилась идея бейсболки в опере «Дон Жуан», но, по-моему, эта кепка подчеркнула иронический характер Дон Жуана, то есть она не мешала постановке. В конце концов, важно не то, что у него надето на голове, а то, как он исполняет свою партию.
Господин Боэми, как-то вы сами поинтересовались у казанских журналистов, почему так много молодежи ходит на оперу в Казани? Неужели за рубежом это интересно только старшему поколению ценителей искусства?
М.Б.: Одна из первых проблем – это дороговизна билетов, большинство молодых людей не могут себе позволить сходить, например, на Зальцбургский фестиваль за 800 евро. Важно, чтобы у людей была возможность приобщаться к этому искусству и, чтобы оно было дешевле, чем поход в кино. В Европе нам не хватает определенной свежести, новизны в постановках - это то, что привлекало бы молодежь.
Какие впечатления остались от столицы Татарстана у господина Бергера-Горски и господина Девдариани?
Ж.Д.: Я не в первый раз в Казани и надеюсь, что сюда еще приеду.
Б.Б.: С момента начала репетиций просто забываешь, где находишься, и существуют только театр и гостиница. Но, к счастью, у меня была возможность увидеть Казанский Кремль, который мне очень понравился.
Планируете ли вы принять участие в XXVI Международном оперном фестивале имени Федора Шаляпина?
Б.Б.: Это будет зависеть от дирекции Татарского театра оперы и балета им.М.Джалиля.
М.Б.: Уже есть кое-какие идеи по созданию совместных проектов, посмотрим, как это все будет развиваться.
Подготовила Люция КАМАЛОВА
Фото Екатерины КРАСУЦКОЙ
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»