news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Марат МАССАЛИМОВ:

«Сабантуй в Крыму казанские и крымские татары празднуют вместе»

Марат Массалимов не первый год занимается бизнесом в Крыму. Он возглавляет Республиканскую федерацию татар и башкир Крыма, ООО Торговый дом «Башкортостан и Татарстан», занимается поставками пищевых продуктов, ГСМ, минеральных удобрений, химикатов и т.д. Корреспондент ИА «Татар-информ» во время интервью поинтересовалась особенностями жизни татарской общины в Крыму, нюансами ведения бизнеса на местном уровне на Украине.

Марат Музахитович, когда и как вы оказались на Украине?


М.М.: Мои предки были раскулачены несколько раз в Башкортостане и попали в Узбекистан. Моя мама родилась до войны там же. Мои корни из Уфы, от татар мишар.
Я родился и вырос в Узбекистане, на родине великого Тамерлана в городе Китаб. Окончил институт потребкооперации в Самарканде, факультет экономики торговли и товароведения. В 27 лет я работал в Узбекистане на серьезной должности – был начальником налоговой администрации по Ферганской области, тогда она называлась отделом государственных доходов. В 1990-м году приехал в Крым, когда мне было тридцать лет. С женой я познакомился в Узбекистане, у нас уже было двое детей, когда мы обосновались в Крыму. Здесь у нас родилось еще двое детей.
В 1993 году мы создали национальную общину татар Поволжья. Позже расширили свое объединение и создали Республиканскую федерацию татар и башкир Крыма (РФТБК). Будучи председателем РФТБК, организовываю творческие вечера, конференции, семинары проводим, устраиваем чаепития. К сожалению, как и у многих национальных общин, у нас нет своего помещения для встреч.

Какова сейчас численность общины казанских татар в Крыму? Насколько активна ее жизнь?

М.М.:
По предварительным подсчетам, до 30 тысяч человек или 10 процентов от численности крымских татар. Что касается активности, то наши люди не особо активные. На такие мероприятия, как Сабантуй, может собраться до 500 человек, и то активнее принимают участие в наших мероприятиях крымские татары и представители других народов. Такую пассивность казанских татар я могу объяснить занятостью наших соотечественников хлебом насущным, нет компактного проживания – казанские татары разбросаны по всему Крыму. А так же, и это очень важно, отсутствием культурного центра, на базе которого можно было бы создать различные творческие кружки, устраивать встречи, беседы, разговор поколений, создать музей.
На сегодняшний день у культурной общественной организации, которую я возглавляю, нет даже своего офиса. Люди приходят в маленький офис Торгового Дома «Башкортостан и Татарстан», где мы занимаемся бизнесом, и я стараюсь находить время, чтобы уделить им внимание. Мы выпускали общественно-политическую газету «Курай», но в данный момент приостановили ее выход из-за отсутствия финансирования. Но есть свой сайт bashtat.com., который полностью будет освещать жизнь татар и башкир, проживающих в Крыму и на Украине.

Вы сказали, что так случается, что вместе отмечают праздники казанские и крымские татары. Каковы сейчас между ними отношения?

М.М.:
Казанские татары толерантны к другим национальностям, и открытых, враждебных высказываний и действий против других национальностей никогда не проявляли. У нас с крымскими татарами прекрасные отношения, просто есть отдельные недружелюбные высказывания отдельных руководителей меджлиса в адрес казанских татар, но это – политика, которая не отражает настроение всего народа.

С чего начинался ваш бизнес?

М.М.:
Когда я приехал в Крым, меня, готового специалиста, не взяли по специальности на работу по национальным признакам, сказав мне: ты - татарин, значит, будешь воровать. Потом тот руководитель, который уже готовился к пенсии, приглашал меня, но я сам уже отказался после такого унижения.
К сожалению, стереотип такой сохранился до сих пор, из-за чего многие крымские и казанские татары, проживающие в Крыму, не могут трудоустроиться и получить хорошие должности, даже имея высшее образование. По приезду в Крым меня взяли в контрольно-ревизионное управление (КРУ), работал главным ревизором, ездил по всему Крыму. Во время моей деятельности в КРУ я помог многим трудоустроиться – в Керчи, Белогорске, в Старом Крыму, в Феодосии, в самом Симферополе и т.д. Многие до сих пор работают на тех же должностях.
Потом я ушел в коммерцию, работал коммерческим директором на фабрике «Кристалл» в Симферополе, и в 1993 году решил открыть свою компанию АО МТЦ «Агросервис инвест». Моя компания занималась обеспечением агрокомплекса Крыма. Я, например, поставлял минеральные удобрения, запчасти на трактора, ядохимикаты и др. То есть, от производителей разных регионов Украины и России, поставлял продукцию к потребителям.

Каким начальным капиталом вы располагали в то время, когда начинали работать?

М.М.:
В Крым приехал с рублями, которые буквально через полгода перестали быть деньгами. Поэтому можно сказать, что начал с нуля. Я на тот момент был молод, мне было 30 лет, я был активным, не комплексовал, не стеснялся общаться, у меня были знания в экономике, торговле и психологии, опыт работы с людьми. Я заключал контракты с фермерскими хозяйствами, колхозами, а потом по их заявкам заключал договора с поставщиками. Были случаи, когда руководители заводов шли на сближение со мной, доверяли мне. Товар отпускали без предоплаты. В 90-х годах все в основном работали по бартеру, а я, продав товар, сразу рассчитывался живыми деньгами. С поставщиками у меня работа складывалась гладко, правда, колхозы часто затягивали с расчетами из-за отсутствия денег и развала агрокомплекса – подобное происходило по всей Украине. Тогда приходилось брать кредиты, чтобы рассчитаться с поставщиками. Когда я достиг хороших товарооборотов, то открыл свою пекарню, у меня были мини-цеха по выпечке хлебобулочных изделий. Я тогда конкурировал с государственными предприятиями, и был одним из первых по выпечке хлебобулочных изделий в Крыму. К сожалению, были моменты, когда мой бизнес попал под бандитские репрессии.

Как дальше развивался ваш бизнес, что вы пришли к тому, что в 2003 году создали Торговый дом «Башкортостан и Татарстан» в Крыму?

М.М.:
Я вкладывал свои денежные средства в него, а открытие этого предприятия было обусловлено надеждами, что Татарстан и Башкортостан окажут поддержку в поставках товаров и будут общие коммерческие проекты. Перед открытием я сначала получил поддержку от Всемирного конгресса татар и от Всемирного курултая башкир.
Но ни одна из республик пока не проявила желания работать по поставкам и закупкам товара из Украины. За все время у меня не было никаких крупных проектов, все было «по мелочам» - сумма поставок менее 10 тыс. долларов.

Почему за время работы Торгового дома у вас не было крупных проектов?

М.М.:
Вероятно, дело в том, что Татарстан, Башкортостан – это субъекты Российской Федерации. Точно так же, как Крым является субъектом Украины. И самостоятельно регионы не имеют возможности вести представительские функции. А чиновники хотят миновать многие трудности, например, в переписках, поэтому сложно добиваться от них поддержки. Я сейчас работаю с Узбекистаном и Азербайджаном, с Казахстаном. Мои проекты сейчас касаются в основном поставок из Украины – например, сейчас в Узбекистан мы поставляем саженцы плодовых и декоративных растений из Крыма и промышленное оборудование.
Крым также является туристическим регионом. Сейчас нам надо привлекать сюда желающих отдыхать на Черном море, а также инвесторов, заинтересованных в строительстве в Крыму своих пансионатов. Интересны проекты создания татарской, башкирской этнодеревень в Крыму.

А насколько легко работать с чиновниками местного уровня на Украине иностранному бизнесу?

М.М.:
На Украине с чиновниками работать для зарубежных партнеров я бы не сказал, что просто. Точно так же, как и в России. Мои друзья пытались открыть на территории России фирму, но в связи с отсутствием определенной поддержки им пришлось закрыть свою компанию и возвращаться на Украину. Так что некоторые проблемы в ведении бизнеса роднят Украину и Россию. Но главное, когда есть желание работать и зарабатывать.

Беседовала Елена ДУДКО.

 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2