^Марат ЛОТФУЛЛИН: «Учащиеся Татарстана ежегодно занимают призовые места на всероссийских олимпиадах, из них, как минимум, половина – казанские школьники».
Более 70 победителей и призеров всероссийских олимпиад по итогам текущего учебного года насчитывает сегодня в своем резерве Татарстан. Причем, половина из них приходится на столичные школы, гимназии и лицеи-интернаты. За «круглым столом» в агентстве «Татар-информ» на сей раз встретились лицеисты и их учителя-наставники: Фарида Маликова и Юрий Лазарев из ТТЛ №2, Гульниса Фазлыева из ТТЛ №7, директор ТТЛ №4 Марат Фаттиев, а также заместитель начальника управления образования г. Казани Марат Лотфуллин.
Участниками «круглого стола» стали одни из самых талантливых школьников татарстанской столицы. Обладатели первого места на олимпиадах по истории и английскому языку – соответственно Амир Галимов и Искандер Исламов, второго места по биологии – Фархад Галиуллин и Анвар Сунгатуллин, по математике – Искандер Хабибрахманов – все из лицея №2; Елена Костюхина из лицея №4 вышла на второе место по русскому языку и на третье место по русской литературе; на третьем месте по биологии – Сергей Лукин и по правоведению – Ильсур Мавлекеев. Не уступают призовых мест в олимпиадах Амир Гиматдинов и Алмаз Рамазанов из седьмого лицея. Так в чем же заключается секрет успеха?
Марат Лотфуллин: Говоря о присутствующих здесь, безусловно, талантливых детях, надо иметь в виду, что они представляют лишь небольшую часть всех татарстанцев – победителей всероссийских предметных олимпиад. И они на протяжении ряда лет удерживают свои лидирующие позиции. Скажем, второй лицей-интернат за последние четыре года не уступает в республике первенства по числу победителей и призеров в предметных олимпиадах. Здесь обучаются 250 учащихся, 50 из них ежегодно побеждают или становятся призерами олимпиад различного уровня. Радуют своими достижениями и другие лицеи-интернаты. В них созданы, можно сказать, все условия для индивидуальных занятий с детьми, и состав преподавателей высокопрофессиональный.
Какими привилегиями пользуются «олимпиадники» при поступлении в высшие учебные заведения страны, ведь условия приема с каждым годом все ужесточаются?
Марат Лотфуллин: На мой взгляд, для этих детей не существует никаких преград. А поступить в вуз всегда было нелегко. Конечно, победители и призеры олимпиад имеют преимущества при поступлении по профилю избранного предмета.
Фарида Маликова: По итогам всероссийских олимпиад они зачисляются на профильные факультеты без экзаменов. Так, Сергей Лукин уже принят на биологический или биоинженерный факультета МГУ, Искандер Исламов – в Высшую школу экономики в Москве. Эта система отбора «олимпиадников» в вузы страны еще продолжает действовать.
Какие ступени надо пройти для участия во Всероссийской олимпиаде? Какова острота конкуренции?
Марат Лотфуллин: Прежде всего, надо победить в районной олимпиаде. Затем идут общегородские, зональные, республиканские состязания. Занявшие первые два места «на республике» имеют право участвовать в общероссийской олимпиаде. А по таким предметам, как физика и математика, проходят еще олимпиады по федеральным округам. Как правило, от Татарстана ежегодно в команду включается как минимум шесть человек, да плюс победитель предметной олимпиады предыдущего года. Так что, конкуренция достаточно острая.
Фарида Маликова: Хочу добавить: по биологии сильнейшим в России признана команда Приволжского федерального округа. Поэтому пройти «округ» и выйти на Россию – это уже само по себе большое достижение.
Марат Лотфуллин: Учащиеся названных лицеев обладают еще одним преимуществом перед остальными: глубоким знанием нескольких языков, на котором здесь осуществляется обучение, – это татарский, русский, английский и турецкий. Так что, при желании они могут выбрать для дальнейшего обучения любой вуз не только России, но и зарубежья.
В связи с этим, существует ли практика направления победителей всероссийских олимпиад на обучение за границу?
Марат Лотфуллин: В нашей стране такой целевой системы нет, потому что считается, что таким образом вымывается интеллектуальный потенциал. Однако у кого есть желание и возможность, они уезжают.
Марат Фаттиев: Могу привести пример из практики нашего четвертого лицея. Одна из наших выпускниц сейчас проходит обучение в Турции. В будущем она будет преподавать английский и турецкий языки в родном лицее. В свое время она заняла третье место в международной олимпиаде по турецкому языку.
Следующие вопросы – непосредственно нынешним выпускникам. В какие вузы и на какие специальности вы предполагаете поступать?
Сергей Лукин: Я готовлюсь продолжить образование в МГУ, углубить свои знания по любимым предметам – биологии и химии и получить специальность биоинженера.
Амир Гиматдинов: Я хоть и являюсь призером Всероссийской олимпиады по экологии, но учиться пойду по другому профилю. Мне ближе медицина, и поступать я буду в Российский институт дружбы народов. А затем хочу углубить специализацию в Японии или Китае.
Камиля Ишмухаметова: Я готовлюсь стать студенткой российской Высшей школы экономики.
Ваши усилия и достижения, которыми они венчаются, как говорится, налицо. Но вы ведь еще, в сущности, дети. При таком напряженном ритме жизни остается ли у вас свободное время? Как вы отдыхаете? Читаете ли книги?
Искандер Исламов: Конечно, мы не просиживаем за учебниками сутками. Если выдается свободное время, собираемся с друзьями. Иногда и поспать хочется подольше, но это редко удается. Из книг, прежде всего, читаю то, что входит в школьную программу, из другой литературы получается почитать иногда детективы, какие-то философские вещи. В целом могу сказать, наш образ жизни, конечно, иной, чем у большинства сверстников, но мы к нему адаптировались. Родители радуются за нас и всячески поддерживают.
А ваше отношение к единому государственному экзамену?
Отрицательное, мы относимся к ним как к дополнительной нагрузке. Введение ЕГЭ по всем предметам нереально. Скажем, как вместить в рамки теста неформальные, творческие познания по литературе, истории, другим неточным наукам?
Вы знаете, что в нашей республике действует два государственных языка – русский и татарский. На каком уровне вы владеете своим родным языком? Что помогает вам в овладении татарским?
Елена Костюхина: Образование в системе наших лицеев поставлено таким образом, что позволяет одинаково успешно овладевать четырьмя языками, татарским, в том числе. К примеру, в республиканской олимпиаде по татарскому языку я завоевала первое место, хотя по происхождению я – наполовину русская. Во Всероссийской олимпиаде по русскому языку я – вторая, а по литературе – третья. А в лицее свободно общаемся и на русском, и на татарском. У нас в лицее в рамках Года литературы и искусства проходят различные мероприятия, посвященные выдающимся деятелям национальной культуры. В них мы принимаем самое активное участие. Ходим на татарские спектакли, участвуем в литературных чтениях.
Марат Лотфуллин: Эти дети активны, целеустремленны и, безусловно, они являют собой пример во всех отношениях, в том числе и в овладении родным языком. А что касается учебных предметов, по которым они выходят победителями и призерами всероссийских олимпиад, то тут им нет равных по глубине и широте познания, они в этом даже своих наставников опережают. Поэтому, если они сохранят свою приверженность науке, своему призванию и таланту, то, без сомнения, в будущем их место в ряду докторов наук, профессоров. В целом, они – надежда Татарстана не только в науках, но и в общественной жизни, политике и экономике.
Материал подготовил Сулейман НАЗМИЕВ