news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

^Махмут ФАТТАХОВ: «Потребительская кооперация постепенно возвращает утерянные в недавнем прошлом позиции у населения»

Махмут ФАТТАХОВ: «Потребительская кооперация постепенно возвращает утерянные в недавнем прошлом позиции у населения»

22,24 KbСистеме потребительской кооперации удалось выжить в условиях жесточайших потрясений 90-х годов, когда дефицитом стали и соль, и спички, выстояла она и потом, когда воцарился «базар», и когда, как грибы после благодатного дождя, везде и всюду выросли ЧП-шные магазины и киоски с круглосуточным режимом работы. Как в этих условиях неравной конкуренции сохранить пайщиков? Чем привлечь покупателя? Как сохранить собственное производство и добиться его рентабельности, не ущемляя интересов потребителя? Нынешние кооператоры стараются отвечать на поставленные вопросы конкретными делами. Об этом беседа корреспондента агентства «Татар-информ» с председателем правления Татреспотребсоюза Махмутом Габделхамитовичем Фаттаховым.

Махмут Габделхамитович, насколько реально сохранить потребительскую кооперацию в нынешних условиях, когда полностью поменялись и покупательские ориентиры населения, да и у кооперации далеко не те позиции, какими она гордилась в недавнем прошлом?
Сохранить систему обеспечения населения товарами повседневной необходимости через потребкооперацию не только можно, но и необходимо. Это предусматривалось республиканской программой по развитию отрасли на период до 2010 года. Она помогла восстановить утрачиваемые позиции, и результаты работы отрасли в последние два года налицо. Если в 2004 году объем оптовых продаж составил 17 млн. рублей, то в прошлом году – уже 62 млн. рубля. Есть положительные сдвиги в сфере общественного питания, заготовительной работе и реализации собственной продукции. Обновлена база спецтранспорта, на производственных площадках установлено современное энергосберегающее технологическое оборудование. Благодаря этим нововведениям мы получили в 2005 году прибыли на 22 миллиона рублей больше, чем в предыдущем. Мы ведь, в отличие от тех же коммерсантов, организуем 2-3 раза в неделю выездную торговлю в 650 самых отдаленных населенных пунктах. В этом существенную поддержку нам оказывает правительство республики. Нам выделили специальный транспорт. И даже в условиях зимнего бездорожья мы находим выход из положения: доставляем товар санным путем на лошадях.

В 32 районах сейчас открыты хлебопекарни с новым современным оборудованием. Это тоже большой для нас плюс в конкурентной борьбе с частными предпринимателями. Они торгуют там, где скученность населения большая, их не заманишь в деревеньки в 15-20 км от основной трассы, где 15-20 дворов осталось. Более чем в тысячи селах частных торговых точек вовсе нет. Там работают только наши магазины, и наша задача – обеспечивать тамошнее население качественным товаром повседневного спроса. На основании принятого Кабинетом Министров РТ постановления некоторые издержки за организацию торговли в удаленных от райцентра населенных пунктах покрывает местный бюджет. Содержать торговую точку в селах, где всего 15-20 дворов, конечно, проблематично, но ведь и население не должно страдать.

Еще одно, я считаю, перспективное направление деятельности потребкооперации – это закупка у населения излишков произведенной на подворье продукции, их последующая реализация через сеть наших магазинов и расчет в денежной форме. Так, нынче мы собрали у населения 15 тыс. тонн молока и другой продукции. Но это очень мало, если иметь в виду, что на сельских подворьях сейчас производится разнообразной продукции на 27 млрд. рублей. Мы же пока смогли собрать лишь 4-5 процентов от этого объема. На последнем годовом заседании с участием председателя Совета нашего правления, вице-премьера – министра сельского хозяйства и продовольствия Марата Ахметова было принято решение об объединении с республиканской крестьянско-фермерской ассоциацией. У нас есть совместные планы относительно уже упомянутых здесь направлений. Мы заключили договора с московскими ресторанами в Казани о поставках экологически чистых продуктов, произведенных именно на крестьянских подворьях. К примеру, у них уже сегодня есть заказ на поставки в предстоящее лето 500 тонн грибов и ежедневная потребность в 200 тушках надлежащим образом откормленных и обработанных гусей. Вообще, проблема качества выходит на первый план. Скажем, тот же картофель. Его потребительские свойства сейчас вызывают нарекания из-за подверженности различным грибковым заболеваниям. Это и понятно, ведь семенной материал годами не обновляется. Поэтому мы планируем, закупив на договорной основе сортовой картофель у специализированных предприятий, раздать его населению на семена. Такие же планы есть и в отношении племенного скота. Так, постепенно мы вновь входим в доверие к населению. Оно сейчас заинтересовано, кстати, и в сдаче на заготовительные пункты шкур КРС, овечьей шерсти, потому что и цены на них поднялись, и расчет производим своевременно.

32,23 KbНадо прямо сказать, что держать торговую сеть на селе сейчас нелегко. Нерационально иметь там набитые разным товаром большие магазины. Выгоднее работать под заказ населения. Однако, вместе с тем, надо признать, что на местах еще есть масса нарушений в сфере торговли. Взять те же закупки. Некоторые райпо берут товар у частных предпринимателей, у фирм. У тех же районов, которые работают напрямую с поставщиками, как правило, и экономические показатели лучше, стабильнее. Но есть, к сожалению, и примеры, где, заботясь о своем кармане, работают с перекупщиками, следовательно, и товар попадает на прилавок по завышенной цене. К примеру, на сегодняшний день килограмм муки стоит 5 руб. 20коп. Но в ходе произведенной проверки мы обнаружили случаи закупки муки у частных фирм по цене 10 руб. за килограмм. Речь идет о самых простых товарах. Скажем, Нижнекамское райпо закупило соль у «ЧП Замалетдинов» по цене 3 руб. 50 коп. за килограмм. В то же время, предприятие «Казань соль» отпускает ее по 2 руб. 20 копеек. И таких примеров можно привести множество. Из подобных мелочей складываются миллионы. Разница в стоимости продукции, закупленной у собственных производителей и оптовиков, составила 245 млн. рублей. Эти деньги ушли из карманов наших людей. Мы должны принять в связи с этим безотлагательные меры. Создана собственная служба безопасности, также у нас есть возможность собирать все сведения, касающиеся ценовой политики на местах и других данных, через Интернет.

В прошлом году мы провели с выездом на места «перепись» пайщиков. Их число сильно сократилось, и за это нас по головке не погладили. Сейчас стараемся разными путями восстановить численность своих пайщиков, в том числе, и мерами материальной заинтересованности. Немного-немало, в прошлом году им было выплачено премий на 60 млн. рублей.

И еще несколько цифр. В 2005 году потребкооперация республики получила 92 млн. чистой прибыли. Большие вложения идут на цели капитального строительства. Сдано в эксплуатацию 178 новых магазинов.

В числе наиболее успешно работающих, заметно нарастивших в последний год товарооборот и получивших весомую прибыль, могу назвать Мамадышское, Арское, Дрожжановское, Азнакаевское, Тетюшское, Сабинское районные потребительские общества.

В 2005 году потребительская кооперация перечислила в республиканский бюджет 296 млн. руб. налоговых отчислений, в том числе, в местные бюджеты – 87 млн. рублей.

О состоянии дел в любой отрасли можно судить по заработной плате работающих. У продавцов она всегда была невысокой. Есть ли сейчас сдвиги к лучшему?
По сравнению с 2004 годом заработная плата в нашей системе поднялась в прошлом году на 39 процентов. Средняя заработная плата составляет сейчас 3 тыс. 700 рублей. В зависимости от объема реализованного товара, зарплата тоже повышается. Для этого надо постоянно работать над совершенствованием системы торговли, производства, общественного питания, заготовок, обеспечивать по всем показателям стабильный прирост. По итогам прошлого года товарооборот достиг 4 млрд.875 млн. рублей. Государственная программа развития кооперации предусматривает обеспечение прироста на 25 процентов, т. е., другими словами, по 4 процента ежегодно. Считаю, задача выполнимая, и мы приложим к этому все силы.

Если помните, год-два тому назад даже на самом высоком уровне высказывались серьезные нарекания к качеству печеного хлеба. Что изменилось с тех пор в вашей сфере? Какие меры были приняты?
Нам удалось в корне поменять ситуацию. Сейчас наши пекарни выпекают в сутки по 145-150 тонн хлеба. Благодаря поддержке руководства республики нам удалось установить 32 современные печи для выпечки хлеба. В Казани мы открыли хлебопекарное предприятие «Сельский хлеб», чья разнообразная продукция пользуется неизменным высоким спросом у населения.

Какое направление деятельности станет в будущем приоритетным в вашей отрасли? Есть, наверное, какие-то определенные планы на этот счет?
Действительно, трудно быть конкурентоспособными, ориентируясь лишь на торговлю. Поэтому мы собираемся усилить свою производственную базу, увеличить объемы собственного производства. Для этих целей мы взяли в банке 40 млн. рублей кредита. Начали производить чистый, без добавления химических консервантов и концентратов, напиток «Буратино». Запустили новую линию по производству сахара, наладили производство печенья, консервов.

Пришло время в корне изменить дела и в системе общественного питания. Начинать надо с замены чрезмерно устаревшего оборудования.

Труднее пока с решением кадровых проблем, поскольку людей влечет, прежде всего, высокая зарплата. Хотя подготовка работников торговли, менеджеров, хлебопеков и других, востребованных в нашей сфере профессий, у нас в республике поставлена неплохо. Потребность в подготовленных кадрах у нас есть постоянно, скажем, на данный момент большой спрос на официантов.

Татарстанские кооператоры по численности пайщиков, по объемам товарооборота, привлеченных средств инвесторов идут в рядах передовых в стране. Удержать эти позиции, более того, внедрять новый опыт, технологии – наша самая серьезная задача.

На 2006 год перед нами стоит задача произвести 660 тонн хлеба и хлебобулочной продукции, 771 тонну кондитерских изделий, на 35 млн. рублей продукции кулинарии и на 30 млн. рублей полуфабрикатов, а также 45 тыс. декалитров безалкогольных напитков. Реализация этих планов позволит создать дополнительные рабочие места, внести новую лепту в развитие республиканской системы потребкооперации.

Беседу вел журналист Сулейман Назмиев

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2