news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Людмила БЕЛОУСОВА: «В Татарстане мы всегда найдем понимание и решение проблем кряшен»

В ходе подготовки к предстоящему съезду народов Татарстана запланированы различные мероприятия в рамках так называемой этнокультурной эстафеты, главный лейтмотив которых обозначен в названии фестиваля: «Татарстан – наш общий дом». На съезде, как известно, предстоит определить главные приоритеты в дальнейшем развитии межнациональной политики в РТ, и он должен послужить еще большему укреплению дружбы между представителями народов, населяющих нашу республику. Подготовку к этому значительному форуму в Татарстане ведут около 40 национальных общественных организаций. Как они готовятся к форуму? Какие надежды национально-культурные автономии возлагают на предстоящий съезд? Эти вопросы были обсуждены в ходе он-лайн конференции в студии агентства «Татар-информ» с участием председателя общественной организации кряшен в Татарстане Людмилы Даниловны Белоусовой.

Людмила Даниловна, расскажите, пожалуйста, об истории создания в Татарстане общества кряшен. Как все начиналось?
Л. Б.:
5 декабря 1989 года в Казани проходила научно-практическая конференция по изучению фольклора кряшен. Тогда же зародилась идея создания общественной организации, которая объединила бы кряшен Татарстана. Была создана инициативная группа, и, наконец, в начале 1990 года в столице было образовано этнографическое общество крещеных татар. До 1992 года общество существовало, как автономная секция, при Всетатарском общественном центре, а затем, наряду со многими другими национальными движениями, влилось в республиканскую Ассоциацию национально-культурных автономий (АНКО). Общественные формирования кряшен были созданы также в Нижнекамске, Набережных Челнах. С 2007 года в Татарстане действует республиканская общественная организация, объединяющая все общественные группы кряшен. Ее руководителем является генеральный директор общества «Ак Барс-холдинг» Иван Егоров.

Предполагается, что участие в съезде народов Татарстана примет более 700 делегатов. Из них 500 делегатов – от муниципальных районных и городских округов, а остальные – от этнокультурных объединений и регионов. Какую подготовку к форуму ведут кряшены? И какие предложения готовят?
Л. Б.:
От нашей организации в съезде будут участвовать 10 человек. Кандидатуры определены, но окончательно список делегатов будет утвержден на нашем организационном собрании. На съезд мы возлагаем большие надежды, и будем поднимать на нем не терпящие отлагательства вопросы. Пока они еще не сформулированы окончательно, думаю, это произойдет на общем собрании, и, конечно, наши предложения к съезду, как мы надеемся, будут озвучены в прессе.

Первый съезд народов Татарстана состоялся в 1990 году. Затем, в ходе Всесоюзной переписи населения, активисты движения кряшен встречались с руководством республики. Тогда было высказано немало предложений, которые касались жизни кряшен в Татарстане. Как они были реализованы в дальнейшем?
Л.Б.:
Действительно, во время той памятной встречи с Президентом Татарстана Минтимером Шариповичем Шаймиевым кряшенами было обозначено немало проблем. В результате по поручению Президента была разработана программа, включающая 18 пунктов. И многое из запланированного выполнено. Так, издательством «Магариф», в рамках изучения национального этнокомпонента, была выпущена в свет книга для сельских школ «Без – бер тамырдан» (Мы – одного корня), в которую вошли статьи о культуре, обычаях, традициях кряшен, а также сведения о наиболее видных представителях. Большим достижением стало открытие в январе текущего года этнической школы для кряшен в селе Юраш Елабужского района. Этот опыт будет распространен и в других районах республики. Наши надежды укрепились после состоявшейся встречи Президента РТ с руководителем НКО Иваном Егоровым. Но, как говорится, всему свой черед.

В настоящее время мы работаем над тремя проблемами. Первая – это создание в Казани, в двухэтажном здании по улице Худякова,11 этнического культурного центра кряшен. Здание располагается в непосредственной близости с церковью кряшен, и в прежние годы в нем размещалась церковно-приходская школа. Сейчас решается вопрос о возвращении этого помещения, который, как мы надеемся, завершится в нашу пользу. Со временем здесь разместятся фольклорный центр, библиотека, отдел этнографии, а также офисы республиканских организаций кряшен. Вторая проблема – это создание совместными с Министерством культуры РТ усилиями профессионального фольклорного коллектива кряшен. Основной ее костяк составит группа одаренной молодежи, специально подготовленная кандидатом искусствоведения, фольклористом Геннадием Макаровым в Казанском государственном университете культуры и искусств. Эта группа также была сформирована в рамках договоренностей с Президентом Минтимером Шаймиевым в 2002 году, а в этом году студенты уже закончили обучение. Определенную подготовку в этом направлении провела и Казанская государственная консерватория. На очереди – создание базы для профессионального творческого коллектива и определение источников финансирования. Третьей нашей задачей является открытие при Академии наук Татарстана отдела по изучению духовного и культурного наследия кряшен. Две крупные научно-практические конференции по данной тематике мы уже провели. В конце прошлого года при ИЯЛИ была организована группа по изучению культуры кряшен, в которую вошли Геннадий Макаров, Татьяна Дунаева, Людмила Белоусова и другие активисты. Есть уже и первые результаты работы этой группы: совместно с АН РТ и Санкт-Петербургским институтом изучения истории искусств выпущен солидный научный сборник, посвященный изучению песенного творчества пестречинских кряшен. Его автором является кандидат искусствоведения, петербургская ученая Наиля Альмиева. Сборник вышел на трех языках – татарском, русском, английском и получил одобрение в научных кругах. Предположительно, свет увидят еще четыре сборника с песнями, фольклорным творчеством кряшен, и к ним будут выпущены также аудиодиски.

Какие перспективы у кряшен насчет собственной газеты или журнала, передачи на радио и телевидении? Налажены ли у вас связи с кряшенами, проживающими в других регионах?
Л.Б.:
Эти вопросы остаются для нас самыми трудноразрешимыми. Хотя в Набережных Челнах вот уже 5 лет, пусть и с большими финансовыми трудностями, практически в отсутствии собственного офиса, выходит кряшенская газета «Туганайлар». С 1993 по 2001 год выходила частная газета «Кряшен сузе», но она сейчас закрылась. На татарстанском радио, до его вхождения в холдинг ВГТРК, существовала передача для кряшен «Арумысез, керяшен карендэшлер». В новой сетке вещания времени для этой передачи тоже не нашлось. Так что, для широкого информационного обмена у нас возможностей практически не осталось.

Людмила Даниловна, расскажите, пожалуйста, о некоторых последних мероприятиях в культурной жизни татар-кряшен?
Л. Б.:
Проведение различных культурных мероприятий особенно активизировалось с 1993 года. За эти годы с участием представителей кряшен из других регионов мы провели 5 крупных республиканских фольклорных фестивалей. Праздники кряшен Питрау, Нардуган стали общеизвестными, в них охотно принимают участие и другие народы, проживающие в Татарстане. Чего стоит в смысле объединения людей разных национальностей праздник Питрау, ежегодно проводимый в Мамадышском районе! Он практически сродни Сабантую или празднику Каравон, который тоже собирает в своем кругу множество людей разной веры и культуры. Единственное пожелание, чтобы и Питрау был придан статус значимого республиканского мероприятия, который тоже нацелен на восстановление духовных, культурных ценностей небольшого народа, его вековых традиций, являющихся неотъемлемой составной частью яркой многонациональной палитры страны.

Беседу провел журналист Сулейман НАЗМИЕВ

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400