news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Люди, события, факты//ТОСНЕНСКИЕ ТАТАРЫ - КТО ОНИ?//4 январь, №1

Когда и какие пути-дороги привели их на невские просторы на берега рек Тосно, Тигоды, Саблинки? На эти вопросы ищу ответы уже четыре десятилетия и, к сожалению, не всегда нахожу их. А они, предки моих земляков-татар из Поволжья и Прикамья, Сибири и Мещерского края, как и многие другие, оказались здесь впервые в начале XVIII века по повелению царя-строителя Петра I.

Не всем удалось пустить корни на этих землях, но тех, кого пощадила судьба и «болотная хворь» не смогла свалить, образовали свою татарскую слободу в столице и маленькие общины в местах компактного проживания в предместьях Санкт-Петербурга.

Тосно и его окрестности были особенно привлекательны с той точки зрения, что именно здесь пролегал тракт между двумя столицами, а значит, здесь была достаточно развитой по меркам того времени и социально-бытовая инфраструктура. Тосно было ямской слободой, и, учитывая любовь к коневодству и умение профессионально заниматься этим, у татар было мало конкурентов. Извоз, торговля, плотничество - все эти занятия были по плечу не только татарам, но в этом они показывали блестящие умения. Учитывая чистоплотность татар, так необходимую в ресторанном обслуживании, они монополизировали и эту сферу деятельности. Один из лучших ресторанов, имеющих своих клиентов даже в среде столичных гурманов, располагался в городе Любань.

В Любани в то время проживали в основном выходцы из Касимова (касимовские татары). Их вклад в общественно-экономическую и культурно-нравственную жизнь Любани был весьма значителен.

Прошли столетия, татары и по сию пору живут в Тосно. Что же они сохранили из духовно-нравственного богатства своих предшественников?

Тосненцы унаследовали от своих предков трудолюбие, умение ладить с соседями, уважать старших, преклонять колени перед родителями, но потеряли, как и многие другие народы, главную составляющую нации - родной язык.

Под ложную дудку о том, что в многонациональном государстве важнее знание языка титульной нации, родной язык превращается во второстепенный необязательный элемент самобытности. А ведь колорит и яркость России состоит в том, что ее культуру составляет радужный спектр десятков культур больших и малых народов.

Осознание этого все чаще стало ощущаться в обществе в последние годы. И этому во многом способствует политика национальных государственных образований в составе России. Становясь колыбелью самобытного духовно-нравственного бытия тех или иных наций, они ищут в последние годы пути к поддержанию национального самосознания своих народов, проживающих за их пределами. Будучи  делегатом  III Всемирного конгресса татар в Казани в 2002 году, в память запали слова Президента Республики Татарстан М.Шаймиева о необходимости активных контактов с татарской общиной за пределами республики в целях поддержания их национально-культурных обществ, автономий и других общественных образований, а через них культуры и языка. После возвращения из Казани я инициировал заключение побратимского договора нашего Тосненского района Ленобласти с одним из лучших районов Республики Татарстана - Арским - колыбелью национальной культуры, родиной великого Габдуллы Тукая. Меня поддержали глава постоянного представительства Республики Татарстан в Петербурге и Ленинградской области Ш.Ахметшин и руководители г. Тосно и поселка Любань Ленинградской области И.Хабаров и А.Назиров. Уже через год, в июне 2003 года, на юбилейных торжествах в честь 40-летия Тосно мы приняли официальную делегацию Арского района во главе с замглавы района Н.Габдрахмановым. Был подписан договор о побратимских  отношениях, направленных на укрепление экономических и культурных связей между двумя районами. Для Тосненского районного общества «Изге юл», созданного в 1997 году, и для меня это было огромной радостью. «Построен» мост дружбы между малой и исторической родиной - Татарстаном. Договор стал наполняться конкретным содержанием. В июне 2004 года с ответным визитом тосненцы посетили Арский район, знакомились с культурой, промышленностью и сельскохозяйственным производством. Приняли участие в арском и маленьких сельских сабантуях, от которых у нас остались неизгладимые впечатления.

Иняятулла КУТУЕВ, председатель татарского национально-культурного общества «Изге юл» 

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100