Литературный вечер//ПОЭТЕССА ИЗ КАРГАЛЫ//22 июня, №23
Этот рассказ о талантливой татарской поэтессе, моей землячке, увы, сегодня почти забытой.
В начале XX века передовые татарские писатели усилили борьбу за раскрепощение женщины, считая необходимым обучение всех девушек грамоте. Революция 1905-1907 гг. еще более остро поставила перед татарской общественностью «женский вопрос».
Одной из женщин, стремившихся к свободе, стала поэтесса Зайнап Сагида (Якубова-Баширова). Она родилась 22 апреля 1897 года в селе Каргала Оренбургской губернии (ныне Татарская Каргала Сакмарского района Оренбургской области) в семье священнослужителя. Ее родители, люди старой закалки, разрешили ей учиться у жены муллы. Так было принято в те времена. Одаренная и любознательная девочка стала самовольно посещать школу. А вскоре она уехала к брату Габдулле Якубову, который работал в Оренбурге вместе с известным татарским писателем Шакиром Мухамедовым в конторе купцов-меценатов Хусаиновых. Здесь Зайнап учится в женской школе, занимается татарской литературой, изучает русский язык.
В 1914 году она поступила на педагогические курсы, затем стала учительствовать в сельских школах и в женской школе Оренбурга.
Духовный рост Зайнап проходил в среде татарской прогрессивной интеллигенции. Увлеченная литературой, с 17 лет начала писать стихи. И ее поэтические опыты находились под сильным воздействием поэзии Габдуллы Тукая, стихи которого она знала наизусть. Произведения молодой поэтессы публикуются в периодической печати - в основном в газете «Вакыт» («Время») и журнале «Шуро» («Совет»). Она пишет об угнетенных татарских женщинах, о несправедливости существующего строя. В стихотворении «Почему же так?» есть такие строки:
Почему же неравен этот
широкий мир -
Один богат, другой беден, третий
лишен родителей.
На одной стороне сияет райское
блаженство,
А на другой - бедняки с мольбой
просят хлеба.
На письмо одной своей подруги, советовавшей воспринимать события более хладнокровно, она отвечает стихотворением «Ответ»:
Всюду зло, дикость, текут
горячие слезы
И вянут светлые прекрасные очи.
Зайнап Сагида писала и поэмы. Одна из них - «Каргалинская легенда о Пугачеве». Поэма написана на основе услышанных автором в детстве сказок о бунтаре, которого с почетом встречали жители села Каргалы. Несмотря на то, что Зайнап Сагида называет Пугачева «бунтовщиком», ее симпатии к смелому вожаку бедных и простых людей очевидны.
Из прозы Зайнап Сагиды больше всего запоминается рассказ «Чудак - джигит». Главный герой рассказа - честный, трудолюбивый человек - прослыл чудаком. Однажды в жаркую погоду в реку упал инструмент, и приказчик попросил этого парня достать железку. Он, нырнув, вытащил со дна реки инструмент, сделал доброе дело. Проходит несколько дней, и этот чудак, во время купания, стал тонуть, а на душераздирающий крик «Спасите!» никто не откликнулся. Даже среди его товарищей нашлись те, которые рассудили, что не стоит «из-за этого дурака» лезть в воду. Все закончилось хорошо. Но рассказ оканчивается словами: «За железом в воду кидаются, а за человеком не полезут».
Фарих БЕКТЕМИРОВ
Оренбург