news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Литературный вечер/ЕСТЬ ПОКА У НАС "ЧОКНУТЫЕ"//22 июня, №23

О чем я думаю в эти дни? Что меня беспокоит, тревожит? Больше всего беспокоит то, что падает престиж литературы и литератора.Художественную литературу нынче читают куда меньше, чем в советские времена.

Вернее, пока еще читают, но всякие детективы, дамские романы, приключения, фантастику. Тиражи же художественных книг упали на порядок, то есть в десятки раз.

А ведь было время, когда даже стихи издавались стотысячными тиражами. Когда за книгами охотились, собирали библиотеки. Чтобы подписаться на собрания сочинений классиков - Толстого, Достоевского, Чехова или древнегреческих философов, готовы были простоять в очереди чуть ли не ночь напролет….

А сейчас серьезная литература спросом не пользуется. В моде всякая чернуха, детективы и криминал... Иногда кажется, что авторы (язык не поворачивается назвать их писателями), сознательно расшатывают социум. Им доставляет удовольствие копаться в бытовой и постельной грязи.… А ведь настоящее искусство должно думать о высоком, о смысле бытия.

Что еще угрожает сегодня искусству и татарской литературе конкретно?

На мой взгляд, тупик вторичности, болото провинциальности. Это связано, прежде всего, с тем, что порвались прежние связи с другими национальными литературами, особенно с русской. В семидесятые-восьмидесятые годы практически каждое значительное произведение татарской литературы переводилось на русский язык и выходило на всесоюзную арену. Шла здоровая конкуренция, свободное соревнование литератур и отдельных произведений. Возникла единая кровеносная система литератур народов СССР. Ныне эта система разрушена до основания.

Я хочу особо подчеркнуть, что провинциальная замкнутость - это не национальная самобытность. При намеренной изоляции от мировой культуры возникает затхлый воздух ограниченности и самоуспокоенности.

Книги выходят, издаются и многотомные сочинения наиболее видных писателей. Ежегодно присуждаются премии, которых сегодня в Татарстане около десятка, не считая главной, Тукаевской. В печати то и дело мелькают имена таких прозаиков, как Мусагит Хабибуллин, Рабит Батулла, Марсель Галеев, Марат Амирхан, Фанзаман Баттал, Набира Гиматдинова, Мадина Маликова, Камиль Каримов... И это только наиболее известные, читаемые и почитаемые прозаики...

В советские годы мы знали только один вид реализма - социалистический. До революции, как полагали литературоведы, был реализм критический, несколько раньше - просветительский.

А теперь появились реализмы магический (Н. Гиматдинова, Г.Гильманов), иронический (З.Хаким), абсурдистский (у молодежи, пишущей на русском языке, журнал «Квадратное колесо»), не говоря уже об особом типе реализма - детективном.

Иных критиков эти новации завораживают. Но я лично в любом произведении прежде всего ищу внятную человеческую историю.

Новации есть. А вот настоящих художественных открытий что-то не видно. Есть книги, которые нельзя не прочитать. К сожалению, большинство издаваемых ныне книг к их числу не относится.

Ни на кого не хочу бросать тень. Хочу лишь сказать, что общий уровень современной татарской литературы заметно упал по сравнению с семидесятыми-восьмидесятыми годами прошлого века. Задумываюсь, какой же она должна быть ?

Мне кажется, прежде всего хорошей и разной. Мне лично нравится такая проза, в которой есть игровое начало - ирония, подтекст, игра воображения. Иногда даже мистика в хорошем смысле, как у Михаила Булгакова, например. В какой-то степени этому требованию отвечают романы, повести и драмы Зульфата Хакима, явно недооцененного нашей критикой.

В то же время нельзя же закрывать глаза и на явные достижения татарской литературы последних лет. Взять хотя бы десятитомное собрание сочинений ведущего современного драматурга Туфана Миннуллина... Разве он не держит марку лучшего продолжателя традиций Карима Тинчурина или Галиасгара Камала? Не эпигона, а именно продолжателя? Можно назвать также такие новые имена, засверкавшие именно в последние годы, как Факиль Сафин, Галимджан Гильманов, Фоат Садриев... Впрочем, перечислять можно долго... Я уж не говорю о поэзии, которая у нас всегда была ведущим жанром...

Все дело в критериях. Если замкнуться только в рамках одной лишь татарской литературы, то можно долго и нудно перечислять достижения и успехи. Но если посмотреть шире, с учетом достижений мировой культуры? Год назад на страницах журнала «Казан утлары» прошла оживленная дискуссия о положительном герое современной татарской литературы. Почти все участники дискуссии признали, что успехи, конечно же, есть, но общий уровень литературы значительно снизился по сравнению с советскими временами. Больше того, речь велась и о кризисе литературы, который назвали кризисом смены поколений. Действительно, ушли из жизни такие ведущие писатели, как Хасан Туфан, Амирхан Еники, Мирсай Амир, Аяз Гилязев, Мухаммед Магдеев и др. Впрочем, смена литературных поколений - это вполне естественный процесс. Но главная беда в том, что культурное пространство татарской литературы сужается, как шагреневая кожа. С каждым годом все меньше становится читателей на татарском языке. А ведь величие каждой литературы во многом зависит и от размеров культурного пространства, то есть количества читателей.

В советские годы положительными героями литературы выступали передовики производства, «люди труда» или партийные функционеры. От этих стереотипов литература избавилась. Но кто пришел им на смену? Новые русские, криминальные авторитеты, киллеры и «путаны»! А ведь литература не просто отражает жизнь. Она создает образцы для подражания, воспитывает... Уверен - хороший вкус надо прививать и бережно культивировать. Вот почему надо безжалостно выпалывать сорную траву порнографии, безвкусия и матерщины.

Приходится признать, однако, что масскультура вытесняет сегодня настоящую культуру из всех сфер духовной жизни. Возьмем то же любимое телевидение... Тут тоже безраздельно господствует поп-культура. Эстрадных звезд штампуют конвейерным способом. Чтобы сделать их кумирами широкой публики, напоказ выставляют их личную жизнь. В желтых газетах преобладает описание скандалов, разводов, тусовок и пирушек таких кумиров и прочий информационный мусор. Не приходится удивляться и тому, что современные дискотеки сопровождаются непременной «травкой», а пейзаж Казани украсили пивные шатры...

Так что падение престижа литературы связано с происходящими в нашей стране коренными социальными процессами. Люди сегодня запрограммированы вовсе не на духовный, а на карьерный рост, коммерческий успех и богатство. Духовность отодвинулась на задний план. В журнале «Дружба народов» в восьмом номере за 2006 год напечатан новый философски очень значительный роман Чингиза Айтматова о нашей современности. Но кого это интересует? Даже в элитных, интеллигентских кругах об этом и речи не заходит...

Утешает одно: есть еще «чокнутые». Они не гоняются ни за карьерным ростом, ни за богатством. Пишут стихи. Читают философские книги. Собирают редкие издания и раритеты.

Вся надежда на них!

Рафаэль МУСТАФИН

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400