Культура // ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩИЙ ТАЛАНТ // 24 май, №19

Певец Ренат Ибрагимов, народный артист России и Татарстана, лауреат государственной премии Татарстана родился в 1947 году в городе Львове, в семье военнослужащего. Музыкальность и художественную одаренность ребенка обнаружили еще в детском саду. Одновременно с получением среднего образования он окончил и музыкальную школу. В 1973 году окончил Казанскую государственную консерваторию и начал свой путь в большое искусство на сцене Татарского академического театра оперы и балета им. М.Джалиля, где спел ведущие партии в операх, среди которых Князь Игорь («Князь Игорь»), Эскамильо («Кармен»), Валентин («Фауст»), Евгений Онегин («Евгений Онегин»), Елецкий («Пиковая дама»).
Наибольшую славу Ренату Ибрагимову принесла, конечно, его концертная деятельность. Редкое сценическое обаяние, высокий профессионализм, проникновенность и искренность исполнения, безупречный вкус и, главное, его необыкновенный голос (глубокий бархатный баритон) никого не оставляют равнодушным.
В 1978 г. Ренат получил звание народного артиста Татарстана, в 1981 г. - звание народного артиста России. С неизменном успехом проходят концерты Рената Ибрагимова как на родине, так и за рубежом. Репертуар артиста интересен и разнообразен. Это арии из опер, оперетт и мюзиклов, классические и старинные романсы, популярные эстрадные песни как российских, так и зарубежных авторов.
В 1990 - 1992 годы Ренат являлся продюсером и исполнителем главной роли в музыкальном художественном фильме «Итальянский контракт». В его великолепном исполнении в фильме звучат татарские, русские, итальянские песни. На просмотре фильма на кинофестивале во Франции публика аплодировала после каждого вокального номера, исполненного певцом.
Накопленный творческий опыт позволил Ренату Ибрагимову создать в конце 1999 года «Театр песни Рената Ибрагимова», который дал возможность артисту работать в разных музыкальных жанрах и на основе мировых песенных шлягеров создавать оригинальные по стилю музыкально - сценические миниатюры.
Сегодня голос Рената Ибрагимова является одним из лучших известных голосов. В Италии пресса назвала его «Русским Паворотти». Он настоящий маэстро, владеющий глубинными тайнами вокального мастерства, умеющий взволновать сердца слушателей.
– Ренат, вы исполняете как русские, так и татарские песни. Можно сказать, что своим искусством вы сближаете культуры наших народов?
– Хотелось бы внести хотя бы небольшую лепту в это благое дело. Ведь не секрет, что существуют определенные силы и внутри страны, и за рубежом, которые заинтересованы раскачать наше общество, устроить здесь конфликты национальные, религиозные. Понятно, что все это делается специально. Это грязная политика людей, которые преследуют свои интересы.
– Известно, что отношения русских и татар всегда были теплыми, дружественными. Это характерно и для наших дней?
– Конечно, и не случайно сегодня Татарстан – самый устойчивый регион в стране. В этом большая заслуга Президента Шаймиева. Он много делает для республики, старается развивать экономику, сельское хозяйство, потому что народ спокоен тогда, когда он в порядке. Руководство республики плотно занимается основными экономическими и производственными направлениями. Много внимания уделяется строительству жилья для горожан, благоустройству сельской местности – газификации, обустройству дорог, прокладке водопровода и канализации. Минтимер Шарипович поставил целью всеобщую компьютеризацию. То есть в республике осуществляются глобальные проекты, создается база для того, чтобы у людей сложились нормальные жизненные условия и в сельской местности, и в городе.
Я считаю, что Казань – это образец слияния культур славянской и тюркской, религий ислама с православием. В этом направлении президент республики Шаймиев проводит очень мудрую политику. И мне кажется, что с Татарстана и начнется возрождение Руси, потому что наша республика находится в самой середине России, на Средней Волге. В этом я усматриваю даже что-то символическое, именно здесь будут происходить положительные явления, которые затем будут расширяться, распространяться на всю Россию.
– Ренат, ваши родители увлекались пением?
– Мои родители были музыкальны от природы, часто пели дома, в гостях – во время традиционного застолья. И мама, и отец очень любили и татарские, и русские песни.
– Ренат, как эстрадный певец вы дебютировали на фестивале «Красная гвоздика» в Сочи?
– Да. В то время я пел песни Пахмутовой, Бабаджаняна, Паулса, Олега Иванова, Саши Морозова, Оскара Фельцмана.
– Классический и эстрадный репертуар соседствуют в вашем творчестве. А самому что интереснее исполнять?
– Я всегда пел разный репертуар, никогда не ограничивался одним амплуа. Иногда приятно спеть народную песню, иногда хочется вспомнить что-то из зарубежной и русской классики, а иногда тянет на эстрадную лирику. Это все совершенно разные жанры, и каждый имеет свои приятные, положительные стороны. Многое тут зависит от настроения, от состояния.
Концертная деятельность для меня всегда была интересной в познавательном плане. Гастроли, города, встречи, общение с новыми людьми – это предполагает более активный образ жизни, который соответствует моему складу.
– По знаку Зодиака вы Скорпион. Это как-то отразилось на вашем характере?
– Конечно. Основная черта людей этого знака – постоянное возрождение. Скорпион, как птица Феникс, восстает из пепла. Так оно и есть: достигнув вершины в чем-то, я теряю к этому интерес. Мое внимание переключается на что-то новое, малоизвестное, и я опять начинаю преодолевать трудности. Не почивать на лаврах достигнутого, а начинать все с нуля – это в характере Скорпиона. Мне жена часто говорит: «Ты никогда не ищешь легкие пути, всегда идешь трудной дорогой».
– Ваша супруга тоже ведет гастрольную жизнь?
– В общем-то да, потому что она всегда находится со мной, помогает мне в поездках. Жена – это мой тыл, моя поддержка, она дает мне возможность заниматься творчеством. Ну и, конечно, она держит дом, занимается семьей, детьми.
– Дети пошли по вашим стопам?
– У меня двое детей от первого брака и двое – от второго. Старшие дочери идут своей дорогой. А вот у младших есть определенные данные, но посмотрим, жизнь покажет.
– В Татарстане вы не знали себе равных, а на московской сцене, наверное, приходится утверждаться заново?
– Конечно, есть определенные трудности. Здесь много артистов и довольно большая конкуренция среди певцов. К тому же специфика современной эстрады такова, что сегодня финансовые возможности определяют степень популярности исполнителя. В основном я участвую в сборных концертах, посвященных всевозможным юбилеям, праздникам. Сольные концерты работаю редко, для этого нужны финансовые вложения, потому что аренда залов очень дорогая.
– Зато бездарные, безголосые исполнители запросто снимают лучшие залы страны, в том числе Государственный концертный зал «Россия» и Кремлевский дворец...
– Значит, находят средства. Видимо, есть друзья, которые помогают, оплачивают аренду, телевидение, городскую рекламу – это очень большие деньги.
– Настанет ли время, когда на российской эстраде будет доминировать настоящая певческая и музыкальная культура?
– Культура певческая есть и сейчас. Просто она находится на задворках, не имеет общественного резонанса, потому что никто не занимается ее популяризацией. Но она существует, в России есть прекрасные певцы, школы, преподаватели. Но они мало кому известны. Можно быть талантливым, но так и остаться неизвестным, потому что сейчас информация имеет первостепенное значение. А все средства информации сейчас находятся в руках узкого круга лиц.
Например, существовал бы в Москве татарский телеканал, и Россия знала бы татарских певцов, а у нас много прекрасных исполнителей. Московские каналы не показывают огромную массу талантливых певцов нашей многонациональной страны. Все ограничивается определенным набором исполнителей, которые работают в Москве. Но, я думаю, придет время, появятся альтернативные каналы, которые будут давать объективную картину, отражать явления искусства, открывать дорогу талантам. Тогда будет что с чем сравнивать. Пока не с чем сравнивать, за счет этого и выживают на эстраде бездарность и безвкусица.
– В отличие от дискотечных звезд, исполняющих «музыку для ног», вы подбираете репертуар содержательный, с глубоким смыслом. Серьезные песни находят отклик у современных слушателей?
– Конечно, хорошая мелодия и содержательный текст привлекают людей в первую очередь. А «музыка для ног» имеет назначение развлекательное – танцевальное, дискотечное. Она существует не для того, чтобы о чем-то думать, на чем-то сосредотачиваться, а, наоборот, чтобы не думать ни о чем, попрыгать, поскакать.
– На юбилейном концерте вы исполнили песню о матери, потерявшей сына на войне, и я видел слезы на глазах зрителей.
– Это песня композитора Евгения Мартынова «Баллада о матери». Я впервые услышал ее на конкурсе в 1973 году в Минске. Женя пел ее сам, стал лауреатом конкурса. И потом постоянно исполнял ее на концертах. К сожалению, история повторяется, и эта песня снова стала актуальной в наши дни. Я исполнил ее впервые на творческом вечере автора стихов Андрея Дементьева и, увидев, как ее принимают, решил сделать новую аранжировку и исполнять ее на концертах.
– Ренат, все говорят о вашем необыкновенном трудолюбии, вы действительно трудоголик?
– Если есть возможность заниматься творчеством, я всегда занимаюсь, потому что получаю удовольствие от самого процесса репетиций. Голос – это материал, раз он дан свыше, то надо его использовать по максимуму. А для этого надо много работать. Так или иначе, все мои номера связаны с голосом. Идет ли балетная, хореографическая работа, все равно это связано с пением. В студии на записи опять-таки поешь. В общем, репетирую постоянно.
– У вас много выпущено дисков?
– Нет, не много, хотя у меня записано репертуара столько, что можно еще дисков двадцать выпустить. Просто я не усматриваю в этом коммерческую сторону, не занимаюсь продажей, я выпустил эти диски скорее для сувениров и подарков.
– Вам приходилось участвовать в международных проектах?
– В операх я за границей не выступал, а в концертах принимал участие. Были международные программы в Канаде, Германии, Венгрии, Америке, Вьетнаме, других странах.
– Как вьетнамские слушатели принимали вас?
– Прекрасно. Они с удовольствием слушают русские песни, знают некоторые из них наизусть, даже поют много песен на русском языке. Им вообще нравится русская музыка.
– Вьетнамская музыкальная культура очень отличается от русской?
– У них музыка более сложная – и по воспроизведению, и по восприятию. Если у нас все конкретно: звук зафиксирован нотой – то у них очень большое значение имеет интонация во время пения. За счет повышения или понижения голоса у них выражается смысл. Один и тот же слог, спетый с разной интонацией, будет иметь совершенно разное значение.
– В наше сложное, драматичное время люди нуждаются в положительных эмоциях. Ваш голос, ваши песни несут мощный жизнеутверждающий заряд. Вы и в жизни оптимист?
– Да, я оптимист. Не в том плане, что считаю, что все прекрасно и замечательно. Наоборот, я вижу, что много плохого, отрицательного, много трудностей, но в то же время я считаю, что оптимизм – это как раз то, с помощью чего можно преодолевать эти трудности. А раз так, значит, оптимизм должен быть в каждом человеке.
(По материалам сайта «Театр Песни Рената Ибрагимова»)
Договорились, что в день его приезда 22 мая он примет участие в пресс-конференции в стенах агентства «Татар-информ».
Шамиль ХАММАТОВ,
заслуженный работник культуры Республики Татарстан