news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Культура//ВЕРОНСКИЕ ПОБЕДЫ//3 марта, №9

Добрые вести пришли в столицу Татарстана из Италии и Голландии. А “виновником” их стал Татарский академический театр оперы и балета имени М.Джалиля.

На завершившемся в городе Вероне международном конкурсе оперных певцов на исполнении партий в опере Моцарта “Дон Жуан” впервые участвовали и вошли в число его победителей представители нашего театра.

Вице-президентом жюри этого престижного конкурса также впервые была избрана художественный руководитель оперной труппы Гузель Хайбуллина. Ее мы и попросили рассказать о конкурсе.

- Особенность этого творческого состязания, которое проводится в Вероне каждые два года, в том, что он проходит под патронажем ЮНЕСКО. Первый, отборочный тур идет в странах-участницах конкурса, а потом его победители приезжают в этот город и состязаются за право получить партию в опере, которую выбрали организаторы конкурса. В прошлый раз это была “Пиковая дама” и отбор для нее в России осуществлял прославленный Большой театр. А нынче эта высокая честь была предоставлена нашему театру.

- Почему?

- На Шаляпинском фестивале два года тому назад побывал синьор Жан Франко ди Бозио – директор Веронского института оперы и поэзии, организатор конкурса. Он присутствовал на “Аиде” и сказал нам, что не ожидал увидеть и услышать в провинции России исполнителей столь высокого уровня – “настоящий миланский состав”. После этого и было решено, что российских певцов на нынешний конкурс представит наш театр, а меня пригласили в жюри. Надо сказать, что в нем были известные театральные деятели и музыканты. Это директора Института вокального искусства в Нью-Йорке и Будапештской оперы, а от Италии, кроме синьора ди Бозио, ректор Миланской консерватории, а также хорошо знакомый казанцам маэстро Марко Боэми. Вошел в жюри и спонсор конкурса, японский мультимиллионер. Стоит добавить, что ЮНЕСКО стремится привлечь к исполнению классической музыки и страны, где оперное искусство не столь развито, как в Европе. Так, на нынешнем конкурсе был певец из Претории, а в жюри - представитель Южной Африки.

После прослушивания в Москве, Петербурге и Казани, куда приехали вокалисты и из других городов России, из двухсот, желавших участвовать в конкурсе, отобрали восемь (по числу партий в опере “Дон Жуан”). Российская команда оказалась самой сильной, так как в финал прошло шесть певцов. Двое (из Москвы и Петербурга) стали лауреатами и вошли в первый состав исполнителей, а трое, в их числе и солисты нашего театра Ирина Джиоева и Александр Минченко, стали дипломантами и будут петь во втором составе. Ирина – партию донны Анны, а Александр – партию Лепорелло. И мы рады за них.

- Что дает победа в этом конкурсе?

- С лауреатами и дипломантами уже заключен контракт на участие в постановках оперы “Дон Жуан” , которые состоятся в Чикаго, Лос-Анджелесе и Шанхае, а также в концертах, проходящих в Вероне и Токио. А это хороший старт для международной карьеры. Кстати, Ирина и Александр участвовали и в концертном исполнении этой оперы, которым было увенчано завершение конкурса. И еще одна приятная новость: в 2007 году очередной конкурс ЮНЕСКО намерено провести в Казани.

- Услышат ли казанские поклонники оперы победителей нынешнего конкурса?

- Думаю, да. В будущем году на Шаляпинском фестивале, который пройдет в нашем обновленном театре.

***

А в Голландии завершились самые длительные гастроли балетной труппы театра имени М.Джалиля. Ее спектакли “Лебединое озеро”, “Щелкунчик”, “Спящая красавица” и “Корсар” увидели в Австрии, Бельгии, Германии, Люксембурге, Швейцарии и впервые – в Норвегии. Самым же знаменательным событием во время гастролей стало присуждение спектаклю “Щелкунчик” первого места в ежегодном рейтинге популярности, который проводит ведущий телеканал Голландии “Авро-2”.

- Такой рейтинг всех театральных, концертных, цирковых компаний, приезжающих на гастроли в эту страну, определяется на основании опросов зрителей, отзывов критиков, материалов прессы, - сказал нашему корреспонденту художественный руководитель труппы Владимир Яковлев. – И то, что представленный нами балет “Щелкунчик” был признан лучшим – радует и вдохновляет. Небезынтересно, что многомиллионному по бюджету мюзиклу голландского продюсера и владельца компании “Эндимол” господина Ван ден Энде было присуждено второе место в этом рейтинге. А это компания всемирно известная, ибо обладает лицензионными правами на такие телешоу, как “Дом”, “Слабое звено”, “Как стать миллионером” и другие. И только шестое место заняла в этом рейтинге постановка известного и любимого нами российского мима Вячеслава Полунина. С итогами этого рейтинга голландцев познакомило телевидение. Мы же, переезжая из страны в страну, впервые узнали об этом от поклонников нашего театра, которые поздравляли нас по телефону. Приятно было и то, что в передачах о рейтинге говорилось о том, что наш театр представляет Республику Татарстан и на карте показано ее местоположение в России.

- Каковы ближайшие планы труппы?

- В марте участвуем вместе с нашей оперной труппой в гала-концерте, посвященном 1000-летию Казани. Он пройдет на сцене московского театра “Новая опера”. А в апреле в честь этого юбилея и столетия установления дипломатических отношений между Россией и Норвегией дадим в Петербурге балет “Пер Гюнт” на музыку Грига. Надеемся, что в будущем сезоне покажем его и на родине этого замечательного композитора.

Армен МАЛАХАЛЬЦЕВ

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100