news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Культура//НА ПОЭТИЧЕСКОЙ РОДИНЕ ТУКАЯ//1 июня, №20

30 октября 2001 года в Уральске был открыт памятник Габдулле Тукаю (скульптор М. Гасимов, архитекторы С.Айдаров, Р. Вафиев). Торжество это было приурочено к встрече казахских, русских и татарских писателей. Вот что сказал  тогда председатель Союза писателей Татарстана Фоат Галимуллин: «Говорят, что Тукай  родился в Арском районе. Но они заблуждаются. Там  родился мальчик Габдулла. Поэт Тукай  родился в Уральске. Это его поэтическая родина, поэтическая Кааба».

Зимой 1895 года, через 18 дней пути, девятилетнего Апуша (так стали  называть Тукая близкие) привезли  в Татарскую слободу Уральска в дом купца Галиаскара Усманова и его жены Газизы – тети Тукая, где мальчик нашел семейный уют и материнскую ласку.

После смерти Галиаскара Тукай переселился  в медресе «Мутыйгия» - одно из знаменитых мусульманских заведений XIX века.  Здесь Мутыйгулла хазрат Тухватуллин читал лекции по философии, астрономии, знакомил шакирдов с трудами Омара Хайяма, Фирдоуси и других прославленных  поэтов Востока. Высокообразованный, с передовыми взглядами, имеющий богатую библиотеку, он сыграл исключительную роль в формировании Тукая.

При медресе «Мутыйгия» действовала также русская школа. Сначала Тукай не понимал ни слова по-русски. Однако уже  через несколько месяцев он научился  бегло читать. Постепенно  увлекся  поэзией Пушкина и Лермонтова. Именно здесь у Тукая зародилась любовь к русской, а затем и зарубежной литературе. А занятие переводом произведений приобщило  к русской литературе и передовую  татарскую интеллигенцию. Габдулла Тукай буквально «открыл  двери» в Европу. И через них ввел в тюркоязычные  народы Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Крылова, Байрона, Шиллера и других.

В начале творческого пути Тукай  обязан Камилю Тухватуллину – сыну своего учителя, который учился в казанском медресе «Касыймия», затем два года – в Каирском исламском университете Ал-Азхар. Революционный подъем 1905 года позволил Камилю Тухватуллину добиться открытия газеты «Фикер» («Мысль»), журналов «Уклар («Стрелы) и «Новый век», где Тукай печатал свои стихи.

В Уральске  поэт дружил с казахами. Часто выезжал  с ними в степь.  Один из них – учащийся Войскового реального училища Иса  Кашкинбаев, выпускник  Казанского университета, возил его в гости к своим родителям в аул Дуан.

 В культурной  жизни Тукая большую роль  сыграл театр Макарова, где в 1891 году пел Ф. И. Шаляпин. Здесь выступал  и татарский театр, у истоков  которого стояли Габдулла Тукай, Габдулла Кариев, Камиль Тухватуллин. Из Уральска в Казань переехало  большинство членов театральной труппы Уральска. Среди них  Галия Тухватуллина (Кайбицкая) – будущая оперная певица республики,  дочь Мутыгуллы  хазрата Тухватуллина; Габдулла Кариев – первый татарский профессиональный актер, организатор татарского театра.

В Уральске  Тукай по-настоящему проникся национальным духом. Влияние татарской культуры Заказанья  он постоянно ощущал  здесь через  яркую  татарскую речь, национальные мелодии, легенды, песни, народные сказки, былины. Именно это сформулировало Тукая как национального поэта, основателя современного татарского литературного языка.

Трудовую деятельность он начал в 1905 году  в русской революционной газете «Уралец» учеником наборщика, где позже  становится  корректором. Участвует  в распространении  нелегальных прокламаций. Своими  стихотворениями-памфлетами «Государственной думе» и «О свободе» привлекает внимание царской цензуры. Политические события 1907 года не оправдывают  ожидания Тукая. 3 июня  закрывается II  Государственная Дума. Учреждения культуры и литературы подпадают  под надзор полиции и жандармерии.

После 12-летней  плодотворной  жизни  в Уральске Габдулла Тукай уже в качестве сформировавшегося и признанного  в России татарского поэта возвращается  в Казань. С железнодорожного вокзала  в октябре 1907 года друзья и близкие  провожают его на родину...

Нагим МУХИБУЛЛИН

 

 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2