news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Культура//НА КАКИХ ИНСТРУМЕНТАХ ИГРАЮТ ТЮРКИ//4 августа, №31

Читайте нас в
(Продолжение. Начало в № 30) Шаманка Дежит Тожу к своему хомусу - варгану обращается так:

Ырак - чоокка ырлап чоруур,

Ырлап чоруур эдим чуве.

Шала бичи чоруптарга,

Хальт чоруур Чага дайым.

 

В далёкие ли, в близкие ли края поеду,

Всегда со мною поёт моя звучащая вещь (хомус - варган).

Как только сяду на неё я,

Так сразу побежит мой малый конь.

В ногайско-татарском эпосе “Идегей” можно также встретить хвалебное отношение к кубызу:

Звонкий мой золотой кубыз,

Самый прекрасный в мире...

Саз, сааз - это обычно струнный щипковый плекторный инструмент типа лютни. Саз аналогичен музыкальным инструментам дутар и ситар. Ногайцы, татары, балкарцы, карачаевцы, азербайджанцы, болгарские и анатолийские турки называют его именно “саз”. У азербайджанцев это основной инструмент народного певца - ашыга. Саз под синонимичным названием “дутар” (буквально - двухструнный) фигурирует у узбеков, туркменов, таджиков. Туркменские певцы под аккомпанемент дутара исполняли свои лирические дастаны.

Как же делается дутар? Часто он имеет две шёлковые струны. В стихотворении “Дутарым” каракалпакский поэт Жулдаш Сеитназаров говорит так:

Корпус твой из тутового дерева,

Впитавшего солнечные лучи.

Натянул я на тебя нити красивые, дутар мой,

И без устали могут играть мои руки.

На тебе - резные узоры из белой кости,

Постарался украсить твой лик несравненный.

(Подстрочный перевод. - Ред.)

А теперь приведём строчки из стихотворения “Струны моего саза” пера великого татарского фольклориста и поэта Наки Исанбета:

Трепещи, саз, звени, пусть, слушая тебя, замрет весь белый свет,

Пусть горы, города каменные задрожат, зазвенят в лад.

Слушай мир! Настрою струны саза моего!

Пусть светом, чистотой и любовью озарится душа страны! (Подстрочный перевод. - Ред.)

У тюрков-алтайцев есть струнный щипковый музыкальный инструмент “топшур”, имеющий две свитые из конских волос струны, настроенные в кварту. Под сопровождение этого инструмента алтайцы поют эпические сказки. Исследователь алтайского творчества А.Анохин указывает, что используемый алтайцами струнно-смычковый инструмент “икили” это тот же “топшур”, на котором играют смычком. Иногда алтайцы гриф “икили” украшают резной конской головой. Подобный инструмент у тувинцев называется “игиль”, “игил”, а у хакасов - “ыыху”.

При производстве этих инструментов сибирские тюрки могут использовать берёзу, клён, ель, корень кедра, очень тонкую козлиную кожу и т. п.

У тувинцев существует четырёхструнный смычковый инструмент “бызанчи”, “пызанчы”.

“Гыджак” - это музыкальный струнный смычковый инструмент, исконно тюркский как по происхождению, так и по названию. Распространён у уйгуров, каракалпаков, узбеков и туркменов. Имеется он и у талжиков и афганцев, что, впрочем, неудивительно, ведь в этом регионе (включая и Северную арийскую Индию) правили гунны и эфталиты.

“Домбра” - казахский струнный щипковый инструмент, имеющий двужильные струны. У ногайцев он называется “домбыра”.

Если обратиться к тюркским музыкальным духовым инструментам, то у балкарцев и карачаевцев, которые, как и казанские татары, являются наследниками гунно-булгар, можно обнаружить “ныннуу” - небольшой инструмент типа свирели.

Также у балкарцев и карачаевцев имеется инструмент “сыбызгъы”, который можно встретить и у казанских татар. Карачаевцы изготавливают свои “сыбызгъы” из тростника камыша, даже из ружейного ствола! “Сыбызгы” казахов - это продольная флейта, с 3-6 пальцевыми отверстиями.

Айрат Галимзянов

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100