news_header_top_970_100
16+

Культура//НА КАКИХ ИНСТРУМЕНТАХ ИГРАЮТ ТЮРКИ?//17 августа, №33

(Окончание. Начало в №№30-32). Тувинское искусство горлового пения “хоомей” имеет девять разновидностей! Сходная вокальная техника у монголов называется “хомий”, у алтайцев – “кай”. Однако хакасский “кай” неотделим от определенного инструмента – чатхана. Тувинскому “хоомей” родственен и тибетский “ян”.

Итальянский музыковед И.Вандор так описывает тибетское вокальное исполнение в стиле “ян”, связанное с буддийскими ритуалами: “Ян… служит для общения с божествами, а общаться с божествами нельзя так, как с людьми... они с детства приучаются производить звуки как можно более низкие и гортанные...…”.

Автору удалось встретиться со специалистами “узляу” из Ишимбайского района Башкортостана.

В тюркских племенах издревле рождалось много импровизаторов – певцов, которые аккомпанировали себе, играя на кубызе, домбре, дутаре, сазе. У казахов они назывались “шишэн”, у татар – “чичэн”, “чэчэн”, у кыргызов – “чечен”, у испытавших тюркизацию бурятов – “чечен”, у узбеков – “чечан”, у якутов – “сэсн”, у башкир – “сэсэн”.

Как чичены могли исполнить произведения эпоса, так и в самом тюркском эпосе встречались слова о чиченах, например, в ногайско-татарском эпосе “Идегей”:

Джанбай отвечал Нурадыну,

“…Пусть на твой присылают зов

Всех твоих чиченов-певцов…”

У тюрков бытовало и много других синонимов слова “чичен”: у каракалпаков, казахов и кыргызов – “жырау”, “акын”, “баксы”, у уйгуров, туркменов и узбеков – “бахши”. Издревле у многих тюркских народов проводились состязания среди чиченов, которые назывались “эйтеш”.

В народном творчестве татар сохранилось множество пословиц о чиченах. Например: “Батыр яуда беленер, чэчэн дауда беленер” (“Батыр познается на поле брани, а чичен – в состязании”). Башкирские сэсэны имеют свой эпический жанр “кобайыр”, который бытует в некоторой степени и у соседей башкир – казахов.

Некоторые тюркские народы имели и довольно оригинальные инструменты, так, например, у балкарцев и карачаевцев существовал вид гуслей “къыл къобуз”. У татар гусли (гослэ) распространены в Мамадышском, Балтасинском, Елабужском и Арском районах Татарстана.

Тюркские музыкальные традиции оказывали влияние на музыкальную культуру многих народов. Так, появившиеся в европейских государствах военные оркестры берут начало от турецких военных оркестров “мехтер-хане”, в свою очередь испытавших на себе влияние музыки тюрков-мамлюков.

Так уж сложилось, что тюркские народы всегда уделяли большое внимание музыке. Напрмер, даже на государственном флаге Республики Башкортостан можно увидеть изображение растения, из которого делается музыкальный инструмент курай.

Айрат Галимзянов

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100