news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Культура//НА КАКИХ ИНСТРУМЕНТАХ ИГРАЮТ ТЮРКИ//10 августа, №32

(Продолжение. Начало в №№30-31) У “сыбызгы” есть и родственные инструменты: кыргызский “чоор” и алтайский “шоор”, а также встречающийся в основном у башкир и казанских татар “курай” - продольная открытая флейта, часто с 2-5 пальцевыми отверстиями...

Растения для изготовления курая собираются в августе, уже несколько высохшими. Курай делается из пустотелого стебля зонтичного растения, реже из дерева, алюминиевой трубки или свёрнутого в трубку оцинкованного листа.

Имеющие тесные контакты с татарами и башкирами марийцы играют на пастушеской свистковой флейте “шиалтыш”. На Северном Кавказе у адыгов есть пастушья флейта “камыль”.

“Ачарпан” - абхазская продольная пастушеская флейта, обладающая глуховатым и мягким звуком, производится из тростникового ствола длиной 600-700 мм, в нижней части которого имеется три игровых отверстия или шесть игровых отверстий на лицевой стороне и одно на тыльной...

Неизвестно, сохранилось ли это как наследие гуннов, однако у молдаван, румынов, албанцев и болгаров есть пастушеская открытая флейта “кавал”.

Если заняться этимологией слов, то обнаружится, что русское название “дудка” происходит от турецко-азербайджанского “дудак” - губы, или музыкальных инструментов типа свирели цилиндрического гобоя: “тутэк”, “дудук”. Отсюда же и корни армянского “дудук” и грузинского “дудуки”. Туркмены свою флейту называют “тюйдюк”, “туйдук”.

В алтайском героическом эпосе “Маадай - Кара” упоминается о тюркских музыкальных духовых инструментах:

На дудке принялся играть,

Запел протяжно Когюдей.

Чтобы дорогу скоротать

К аулу матери своей.

Живущие рядом с Алтаем монгольские племена имеют разновидность флейты, называющуюся “лимба”.

Духовой инструмент “най” известен в Южном Азербайджане и Иране как тростниковая продольная флейта, а в Узбекистане и Таджикистане - как поперечная флейта.

Узбекский духовой инструмент с одинарным язычком “кушнай” берет свое название от узбекского “куш” - парный и “инай” - свирель.

Карнаи и сурнаи были в почете у каракалпаков.

Зурна у азербайджанцев – это духовой инструмент типа свирели с 8-9 отверстиями и раструбом. Упоминаемый в эпосе некоторых тюркских народов “сурнай” - это духовой язычковый инструмент с двойной тростью – разновидность зурны.

Академик Абрар Каримуллин и другие зарубежные ученые, исходя из лингвистических и других исследований, связывают происхождение американских индейцев с пратюрками. Вопрос о музыкальных связях индейцев с пратюрками вообще не исследован, но можно отметить, что у них есть сходные музыкальные инструменты: андские индейцы, индейцы племен кечуа и сику в музыкальном арсенале имеют множество видов флейт.

Как известно, музыка казанских татар, башкир, чувашей, а также марийцев, удмуртов и мордвы почти полностью основывается на пентатонике – пятизвучии. Для музыки индейцев Канады (это Северная Америка!) также характерна пентатоника! Мелодии, родственные звучавшим в башкирских юртах – “тирмэ”, слышались и в вигвамах североамериканских индейцев.

В музыке нубийцев, берберов и арабов, то есть племен, обитающих в северном Египте и ранее находившихся под влиянием тюрков-мамлюков, также преобладает пентатоника. В балканской Албании существуют напевы, основанные на пентатонике, и не вследствие ли влияния прабулгар, гуннов Атиллы?

Если гипотетически считать пентатонику наследием гуннов, то можно предположить, что они дошли не только до Франции, но высаживались и в Шотландии, на Британских островах.

Заметим, что на территории Китая пентатоника отождествляется с пятью стихиями-первоэлементами Природы.

Возникшая в Индии как отдельная школа – направление “Мантра-йога” характеризуется произношением особых звуков – мантр, которые своими вибрациями вводят человека в определенный транс. Похожие методы существуют и у тюрков, они сохранились еще со времен шаманизма. Так, игра голосом – “узляу” - и поныне развита у алтайцев, тувинцев, башкир и монголов. Искусство “узляу” требует долгой тренировки различных видов резонирования: грудного, носового, небного, лобного, горлового. Певцы, исполняющие подобные “песни без слов”, производят звуки, почти не открывая рта. Звуки могут напоминать жужжание, гудение или высокие трели, как бы производимые свирелью и т.п.

Айрат Галимзянов

(Окончание следует)

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100