news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Культура // "ДОСТОЙНЫЙ СПЕКТАКЛЬ" // 10 июль, №25

С дипломом «За лучший спектакль фестиваля» вернулась из Кыргызстана со II Бишкекского международного фестиваля «Арт-Ордо» труппа Казанского татарского ТЮЗа. Такой оценки удостоило жюри спектакль «Сенной базар», созданный по поэмам Габдуллы Тукая и произведению Рабита Батуллы, который был представлен на кыргызской земле. Своими впечатлениями с корреспондентом «Татарских краев» поделились директор театра Роберт Муртазин и главный режиссер Ренат Аюпов.

- Расскажите, пожалуйста, что это за фестиваль?

Ренат Аюпов: - Международный фестиваль «Арт-Ордо» был организован в этом году во второй раз. Впервые проводился в Кыргызстане в 2003 году. В некотором смысле «Арт-Ордо» является прототипом театрального фестиваля тюркских народов «Навруз». Всего приняло участие десять коллективов из таких стран, как Австрия, Хакассия, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Южная Осетия, Казахстан.

Для нашего театра, которому всего 18 лет, участие в фестивале было большим испытанием. И мы рады, что выдержали его на «отлично» и достойно представили не столько свой театр, но и нашу республику. А поехали мы по приглашению Министерства культуры Кыргызстана.

Роберт Муртазин: - Да, именно словосочетание «достойный спектакль» произнесли члены жюри в своих выступлениях, когда оценивали нашу работу. И что примечательно, эту номинацию они «держали при себе» вплоть до последнего дня, ведь мы сыграли буквально перед закрытием фестиваля.

И пользуясь случаем, хотелось бы поблагодарить Министерство культуры Татарстана и лично Зилю Валееву за оказание финансовой помощи и веру в нас. 

- Как вы считаете, почему именно «Сенной базар» оценили высшим баллом?

Р.А.: - Да, ведь в репертуаре были и такие, как «Борис Годунов» Пушкина, «Юлий Цезарь» Шекспира, однако выбрали нас. В игре на первый план должны выйти мнение, психология человека, а манера игры актеров должна соответствовать форме спектакля. А большинство  отличались только формой – это светоэффекты, другие технологии. И в результате теряется смысл, что и является «минусом». Если вернемся к нашему спектаклю, то жюри сказало буквально следующее: «В этой постановке форма и актерская игра представляли собой единое целое. Это были две волны, которые помогли раскрыть метания поэта и его жизнь».

- Как зрители восприняли спектакль в целом и в частности образ Тукая. Ведь он раскрывается параллельно тремя актерами…

Р.М.: - Восприняли очень хорошо. После игры вся сцена была устлана букетами цветов. В зале, рассчитанном на 800 мест, не было ни одного свободного места. Конечно, немаловажную роль сыграла в этом и татаро-башкирская общественная организация «Туган тел», по приглашению которой на спектакль приехали наши соотечественники из городов Оша, Жалал-Абад, Нарын, Чолпан-Аты, Талас и др.

Р.А.: - Что касается образа Тукая, то это виртуальный спектакль, здесь в одном пространстве играют три Тукая: маленький Апуш, тяжелобольной Тукай и поэт Тукай, который оценивает свое прошлое и даже видит свое будущее. Об этом уже говорится в самом начале спектакля. И благодаря такому ходу зритель за 2,5 часа получает для себя достаточно много информации, и не только биографического характера, но и в философском плане.

- Ваши планы на следующий сезон?

Р.А.: - К 100-летию татарского профессионального театра мы готовим шекспировский «Король Лир». Сегодня уже идет работа над текстом.     

P.S. На днях на имя министра культуры Татарстана Зили Валеевой от татаро-башкирского общества «Туган тел» поступило письмо. В нем, в частности, говорится: «Выражаем искреннюю благодарность за возможность услышать и увидеть артистов Казанского ТЮЗа, за активное участие на Сабантуе на кыргызской земле». 

Гульнар Абдуллина

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100