news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Культура//"БАРЛАУ" - МУЗЫКА БУДУЩЕГО//3 июня, №22

Судьба каждого композитора, пусть и самодеятельного (так говорят о тех, кто не получил специального музыкального образования), это архипелаг удач и неудач, одержимость музыкой, ее особым миром, который таит в себе божественное начало. Об иных вещах можно поведать только голосом свирели или виолончели, только скрипкой или гармошкой.

Например, почему так привилась столетия тому назад гармошка в татарских деревнях. Она хорошо передавала строй татарской песни и  была сродни татарскому характеру, позволяла передать задушевную ноту и неудержимость веселья.  Всегда звучала на сабантуях, где посвист ветра в ушах скачущего и побеждающего джигита сочетался с песней девушки, ради которой он так старался. Позволяла рассказать о нежной любви, но также и пропеть оду своей родине. Поэтому, кто попал во власть музыки, тот не мог уже изменить этой страсти. Знаем мы также, что в большинстве татарских домов гармошка стоит на почетном месте, дожидаясь, когда хозяин после трудов праведных снова развернет ее меха.

РНМЦ МК Татарстана постоянно опекал композиторское движение самодеятельных авторов. В 1999 году впервые был проведен фестиваль под  названием «Барлау». В этом году Казань вновь собрала прежних победителей и новых участников. Мы обратились с рядом вопросов к председателю правления общественной организации самодеятельных композиторов РТ Рифу Гатауллину, курирующему это направление в Республиканском научно-методическом центре.  

-Риф Хабуллович, расскажите о целях и задачах « Барлау», структуре фестиваля?

-Чтобы шло интенсивное развитие самодеятельного творчества, повышение мастерства, обогащение репертуара, необходимо собирать исполнителей с новыми произведениями. Не случайно мы свой фестиваль назвали: «Барлау» (что в переводе с татарского означает «отбор». – Прим.ред.). 

Организаторы фестиваля - Министерство культуры, РНМЦ, исполком Всемирного конгресса татар и Общественная организация композиторов Татарстана. В преддверии фестиваля нами было прослушано около трехсот песен самодеятельных авторов. Лучшие произведения татарских самодеятельных композиторов Москвы, Башкортостана, Ижевска, Омска, Новосибирска, Ульяновска, Пермской области, Набережных Челнов, Казани, районов республики прозвучали  в концертном зале Татгосфилармонии.

-  Риф Хабуллович, какие проблемы выявил «Барлау» и каковы пути их решения?

- Сейчас нет госцензуры. Но руководители частных радиостанций, которые передают в эфир татарскую музыку, не всегда следят за качеством выпускаемой в эфир продукции. Об этом говорили многие на конференции, состоявшейся в рамках «Барлау». Порой звучат безликие песни, не выдерживающие никакой критики. Три студии звукозаписи, работающие в Казани, также выпускают аудио- и видеокассеты, не отвечающие высоким требованиям. Наша задача  - пропагандировать искусство в традициях татарской народной музыки, а не засорять эфир низкопробными шлягерами на татарском языке. Не случайно на нашем фестивале в исполнении лучших музыкантов-профессионалов прозвучали сочинения самодеятельных татарских композиторов, многих из которых уже нет в живых. Их творчество - высокий образец служения своему народу, а музыка выдержана в национальных традициях. 

- На «Барлау» приехал Адип Гаязов - самодеятельный автор-исполнитель из Актюбы.  Он поведал, что много лет тому назад на телевидении был первым исполнителем вашей песни. Будучи профессиональным композитором, как вы осуществляли принципы народности?

- Мне повезло. У меня учителя были народники. Они-то и пробудили  во мне любовь к татарскому фольклору и нашим национальным традициям. Мои учителя - Сара Садыкова и известный татарский фольклорист Шамиль Шарифуллин, который еще в те времена  первым выпустил хоровой концерт из мунаджатов, хотя они были под строгим запретом. Мои наставники, можно сказать, завещали мне не уступать и  пяди «народной земли». Ведь для нас фольклор – это земля, суть жизни, ее основа. Я родом из деревни Янги Болгар Верхнеуслонского района. Как много сохранилось в этом крае исконно татарских песен, но каток советской власти был неумолим. И все как бы замерло. Сейчас нам нужно выпестовать нежные всходы нашей татарской народности, всячески противостоять чужеродным влияниям, которые поганят культуру древнего народа, жившего тут более тысячи лет. Выбирая репертуар, мы должны быть строги к себе. Этому меня учили и первые исполнители моих сочинений Альфия Авзалова, Марат Шакиров,  поэты Фаннур Сафин, Мударис Аглямов и Ильдар Юзеев. Благодаря таким учителям у меня сформировался строгий вкус. Всегда стремился выбрать хорошие стихи, несущие идею, философскую настроенность.

Если все эти строгие требования предъявишь сам себе при сочинении нового произведения, то оно непременно найдет отклик у слушателя. Я заметил, что на хорошие стихи невозможно написать плохую музыку. Много полезного дал мне поэт Рафис Курбанов, работавший долгое время в худсовете радиокомитета.

 -Риф Хабуллович, какие вопросы обсуждались на конференции самодеятельных композиторов, состоявшейся на  второй день фестиваля?

 - Самые злободневные. Доктор  искусствоведения Земфира Сайдашева, долгие годы собирающая   фольклор, отметила, что творчество самодеятельных композиторов является хорошей питательной средой для профессионалов. Иногда  самодеятельными композиторами создаются такие произведения, которые становятся городским бытовым фольклором. Еще она  заметила такое явление: городской фольклор на основе авторской песни вытесняет народный фольклор прошлых веков. И, как правило, лучшие песни всегда остаются, народ их перерабатывает, добавляет что-то свое. И так идет современный процесс создания фольклора, продолжения традиции уже в нашем XXI веке. Она обратилась к самодеятельным авторам: «Будьте смелее, пишите, чтобы сделать новые открытия!».

Другой участник конференции  Габдулхак Ахундзянов прибыл из Казахстана. Он работает в татарской музыкальной школе искусств, которая пропагандирует татарскую музыку на казахстанской земле, сохраняет татарский фольклор.  Габдулхак Ахундзянов отметил, что раньше в городе Семипалатинске было 9 мечетей, нынче их три; были татарские слободки, нынче они исчезли. И все-таки татарского населения в этом регионе по-прежнему много, поэтому татарские музыкальные школы здесь крайне нужны. Он привез русскую шестилетнюю девочку-вокалистку, Варю Семенову, которая исполнила его песни. В них особая мелодика, которая родилась от слияния двух культур. Звучание татарских песен тут особенное и очень своеобразное.

Васим Ахметшин из Набережных Челнов рассказал на конференции о развитии самодеятельного композиторского движения в Закамской зоне. Он подчеркнул, что композиторское движение в этом регионе весьма развито и они подумывают о создании своего музыкального объединения. Известный композитор Масгут Имашев  рассказал о творцах самодеятельного композиторского творчества, которые вошли в историю татарского искусства со своим музыкальным наследием. Как он считает, достойными продолжателями самодеятельного творчества  стали Марс Макаров, Талгат Валеев. Будучи членом правления общественной организации композиторов Имашев рассказал также о работе, проделанной организацией за пять истекших лет. Указал, что многие не хотят всерьез заниматься самообразованием, повышением творческого мастерства, варятся в собственном соку.

А экс-министр культуры РТ Ильдус Тарханов отметил положительную роль «Барлау» в формировании композиторского движения по Татарстану и  регионам компактного проживания татар.

Добавлю только, что самые яркие песни композиторов будут включены в сборник «Лучшие песни года», а их исполнители будут приглашены на запись в студию РНМЦ.

Людмила СУХАНОВА

 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2