news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Культура//АЛМАЗ МОНАСЫПОВ: “ВСЕ, ЧТО Я ДЕЛАЮ – ЭТО ДЛЯ КАЗАНИ И ТАТАРСТАНА...”//4 январь, №1

6,11 Kb
Алмазу Монасыпову, одному из самых известных творцов музыки не только в Татарстане, но и в России, исполнилось 80 лет. Он отмечен почетными званиями заслуженного деятеля искусств Российской Федерации и Республики Татарстан, удостоен Государственной премии имени Габдуллы Тукая. Он один из самых ярких представителей татарских композиторов старшего поколения и представитель старейшего рода, давшего учителей, ученых, книгоиздателей, музыкантов, много сделавших для просвещения своего народа.

Верный этой традиции Алмаз Закирович, вернувшись с фронта, окончил Казанскую консерваторию, стал виолончелистом, дирижером, композитором, чьи прекрасные сочинения  уже полвека радуют поклонников музыки, и основал целую династию музыкантов.

Его восьмидесятилетие торжественно отметила общественность Казани. Указом Президента РТ за большой вклад в развитие музыкального искусства, многолетний доблестный труд на благо Республики Татарстан Алмаз Монасыпов награжден медалью “За доблестный труд”, которую ему и вручил Минтимер Шаймиев. Сердечно поздравила юбиляра заместитель Премьер-министра – министр культуры РТ Зиля Валеева и вручила ему медаль «В память 1000-летия Казани». В адрес А.Монасыпова пришли поздравительные телеграммы из разных российских регионов, и одна из них от главы Управления мусульман России, муфтия шейха Равиля Гайнутдина. Приехал на юбилей и председатель Союза композиторов России Владислав Казенин. Он высоко оценил вклад Алмаза Монасыпова в сокровищницу музыки нашей страны. Поздравили его также председатель Союза композиторов РТ Рашид Калимуллин и представители других творческих союзов республики.

А концертная программа юбилейного вечера в БКЗ   им.С.Сайдашева открылась Третьей симфонией А.Монасыпова, которая прозвучала впервые, спустя тридцать лет после ее создания. Исполнил это масштабное и драматическое произведение Государственный симфонический оркестр РТ под управлением маэстро Рустема Абязова. Затем прозвучали и другие сочинения, вошедшие в золотой фонд татарской музыки. Это симфония «Джалиль», воспевшая бессмертный подвиг поэта-воина, вокально-симфоническая поэма «В ритмах Tукая» и фрагмент поэмы «Предания Древнего Булгара» - ее исполнил Государственный фольклорный ансамбль под управлением Айдара Файзрахманова. Затем на сцену поднялись дочь композитора Светлана, сын Джанбек, внуки Рустем и Максим, внучка Mapтина. Все они музыканты, как и самый юный из них, шестилетний правнук Игорь, который сыграл фортепьянную “Юмореску” прадеда.

Увенчало же юбилейное торжество новое сочинение А.Монасыпова «Праздничная увертюра» в честь 1000-летия любимой Казани.

А в преддверии своего юбилея Алмаз Монасыпов ответил на вопросы нашего корреспондента.

- Алмаз Закирович, вы не только виолончелист, дирижер и композитор, но еще и педагог. Ученикам вашим повезло, а вам - с учениками?

- Я ими доволен. Александр Миргородский был выдающимся музыкантом, но рано ушел из жизни. Шамиль Шарифуллин очень интересный композитор, и я рад, что его заслуги отмечены Тукаевской премией. Лариса Черткова растит сейчас молодых композиторов в Набережных Челнах. Но, к сожалению, так получилось, что я преподавал недолго.

- Последние тридцать лет вы живете в Москве. Что побудило вас переехать туда?

- Могу только одно сказать и понимайте, как хотите: «климатические условия» того времени в Казани были для меня мало подходящи. А в Москве ко мне очень хорошее отношение. Много раз представлял на фестивале “Московская осень” свои песни, симфонию «Джалиль» и другие произведения. Их высоко оценили. Прекрасные отношения у меня с руководством московского и федерального союзов композитopoв. Но по правде говоря, я, конечно, казанский, и все, что делаю, это все для Казани и родного Татарстана. Не зря же, когда возвращаюсь в Москву, тут же заглядываю в календарь, когда мне идти за билетом в Казань.

Не скрою: московский период считаю для себя наиболее важным, ибо шел двусторонний процесс. С одной стороны, отделившись от Казани, я ее лучше увидел, а с дpyгoй – Moсква формиpyeт более широкий взгляд на жизнь, взаимоотношения с людьми и обществом.

- Скажите, пожалуйста, что вас волнует сегодня, как композитора и как человека.

- В музыке - процесс утери татарских интонационных корней. Он углубляется и к чему это приведет, не знаю. Да и утеря национального языка, хотя здесь и есть положительный сдвиг. В последнее время усилился приток людей из деревни, а она сохранила татарский язык. Однако нельзя не заметить, что с этим притоком снижается общий уровень культуры из-за низкого культурного уровня приехавших. И тем не менее надежда именно на них, потому что они учились в татарской школе. Мы же в городе были лишены этой возможности долгое время в силу многих причин. Возьмем меня: когда я уехал в Москву, бегло разговаривать на татарском языке не мог, так как в Казани учился в русской школе. И научился родному языку в Москве. Там же и арабскую графику осилил, благодаря книгам на арабском шрифте из маминого сундука, книгам в то время запрещенным.

- В чем по-вашему назначение искусства вообще и музыкальнoго в частности?

- Это трудный вопрос. Дело в том, что, если вы думаете, что я сочиняю музыку для кого-нибудь, вы ошибаетесь. Это я реализую свой характер. Разве симфонии я  для народа писал? Нет, мне нужно было высказаться. Так что, когда люди громко провозглашают, что пишут для народа, это вранье! И «Праздничную увертюру» к тысячелетию Казани я написал не по заказу (никогда не писал заказной музыки, мне это не интересно), а чтобы выразить свое личное отношение к этому знаменательному событию.

Что касается назначения искусства... Композитор, на мой взгляд, имеет право написать достойное сочинение только тогда, когда он увидел и выразил то, что другие не увидали;  когда он сказал своим произведением то, что люди еще не знают. И если композитор пробудил у слушателей какие-то мысли, чувства, эмоции, которые побуждают к действию. Вот в этом, думаю, назначение искусства музыкального, а также изобразительного - живописи, скульптуры...

- Мы с вами с горечью, как и многие, наблюдаем то, что сегодня значительная часть молодежи заражена попсой и другой духовной отравой, льющейся в изобилии с экранов телевизора, кинематографа и с эстрады. В чем по-вашему причина этой тяги к суррогатам искусства?

- Причина, по-моему, простая. У нас было устоявшееся общество, а перестройка перемешала все социальные слои, и критерии понизились. А что делать?

Если  взять  уровень музыкального образования, то он у нас сейчас очень низок. Музыкальные школы бедствуют и для большинства людей нотные знаки - китайская грамота. В Прибалтике же, в Западной Европе люди приходят на симфонический концерт с партитурами. У нас этого нет и начинать надо с общего музыкального образования.

- Наша российская культура переживает не лучшие времена, она у правительства на положении пасынка, как и наука. Почему это происходит?                          

- Это результат, как я уже сказал, перемешивания общества и перехода на рыночные отношения. Фактически сегодня футбол, автомобильные гонки и лошадиные бега приносят правительству гораздо больше денег, нежели, например, симфония. Ho, надеюсь, что придет время, когда среди «денежных мешков» найдутся спонсоры, меценаты, которые захотят помочь культуре и искусству.

- Вы хотели бы изменить что-то в своей жизни и в стране?

- В жизни не хотел бы, тем более в стране. Слава Богу, что мы ушли от брежневских времен и КПСС. Должно пройти достаточно времени, чтобы мы и другие поколения осознали по-настоящему то, что сделал Горбачев. С тех пор страна выходит из кризиса и потихоньку развивается. Идем вперед путем пробок и ошибок. И это естественно.

- Из поэтов, кто у вас самые любимые?     

- Это Тукай, Дэрдмэнд. Была еще Сажида Сулейманова, поэтесса изумительная. А недавно получил сборник потрясающего поэта Ангана Атнабаева, который жил в Уфе. Я написал уже три романса на его стихи. И в Казани знаю очень хорошую поэтессу Ильсию Иксанову. Написал на ее стихи песню «Казаным-2», поскольку у меня уже была песня «Казаным», ставшая популярной.

А эту новую отдал молодому талантливому певцу Владимиру Васильеву.

- В чем секрет вашего творческого долголетия?

- Этого не знаю.

- Что для вас в жизни главное?

- Главное – жить, доставляя людям радость.

Армен Малахальцев

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2