news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Красный щит и ранимый слизень: Казань открыла арт-коллаб Халиуллина и Федоровой

Совместный проект «Апокалипсис. Возрождение» модного скульптора и художницы-символиста до середины мая можно увидеть в Казанской Ратуше.

Красный щит и ранимый слизень: Казань открыла арт-коллаб Халиуллина и Федоровой

(Казань, «Татар-информ», 3 апреля, Оксана Романова). В галерее «Окно» при Казанской Ратуше открылась выставка модного молодого скульптора Аделя Халиуллина и художницы-символиста Анны Федоровой. Проект «Апокалипсис. Возрождение» навеян локдауном 2020 года в связи с пандемией коронавируса, однако оставляет надежду на возобновление привычного уклада жизни.

«Наше творчество очень созвучно. Мы очень хорошо друг друга понимаем и стали хорошими друзьями, коллегами, которые проникают в творчество друг друга. Живопись и скульптура вместе — как инь и янь. Я русская, а Адель татарин. Символично, что в Год родных языков и народного единства (объявлен в РТ в 2021 году — прим. Т-и) мы сделали проект на актуальную тему, при этом принадлежим к разным национальностям», — сказала автор идеи выставки, художница Анна Федорова.

Коллаборация картин и скульптур под единой темой случилась в творчестве впервые как для нее, так и для скульптора Аделя Халиуллина. Работы разместили по периметру выставочного зала от «темного к светлому», от «ударной волны Апокалипсиса к Возрождению». 

Если личинки, слизень, обнаженные человеческие фигуры на графических картинах Анны, появившихся в период локдауна, символизируют хрупкость, оголенность, ранимость мира и жизни в острых и непростых обстоятельствах (коробка с пуговицами, иглами, булавками, лабиринт), то переход к натюрмортам с бытовыми предметами — семейные ценности, домашний уют и любимые мелочи. 

Самая необычная скульптура выставки — «Красный щит». Обнаженные мужчина и женщина — врачи — противостоят коронавирусу. Особенность экспоната в том, что он единственный здесь выполнен из пластилина, эффект металлического блеска создается благодаря специальной акриловой краске, а под скульптурой наряду с названием размещено предупреждение о хрупкости композиции.

«Сделана она была в 2020 году, но воплощение ее в материалах дорогое и долгое, а предоставить людям хотелось именно сейчас. Сама отливка в металле обошлась бы тысяч в 50, плюс задумка, мой ручной труд. Чтобы доработать, дочеканить, нанести патину ушло бы месяца три», — пояснил скульптор Адель Халиуллин.

Итоговая цена его произведений (представленных на выставке) колеблется от 500 до 3500 евро. Халиуллин — автор статуэтки Х мусульманского кинофестиваля, 13 бюстов аллеи Героев ВОВ в Тетюшах, бюстов писателей Аксенова, Прилепина, Бродского (последний приобретен Союзом писателей России). Какое-то время он жил и работал в Санкт-Петербурге, участвовал в реставрации Эрмитажа, Этнографического музея, Морского Собора в Кронштадте и др. Сейчас снова живет и творит в Казани, в том числе по заказу — наградные статуэтки для фестивалей, событий года, в интерьеры ресторанов и т. д.

«Мы с Анной космополиты, ни к чему не привязаны, ни к каким рамкам — импрессионизм, хохлома или станковая скульптура. Здесь есть одна такая, но этим я показываю, что могу лепить и станковые скульптуры, и не потому, что я не умею лепить, у меня порождаются абстрактные работы. Когда ты достаешь это (вдохновение — прим. Т-и) изнутри, ты не можешь выполнить, создавая строго только тело. Абстрактная скульптура рождает образы, а образы не привязаны к внешнему. У многих моих скульптур не проработаны глаза, мышцы — они абстрактны, но читаются как человек. Каждый человек принадлежит к какому-то этносу, но в то же время человек — нечто общее», — подчеркнул Адель Халиуллин.

При этом он признался, что к своим национальным корням относится с уважением. Так, классическая скульптура «Батыр» — визуализация его детских представлений о сильном мужчине, страннике на сильном коне, изрезанном в боях. Работая над ней, скульптор изучал материалы этнического музея, стараясь передать национальные черты, верно изобразить нагрудный диск, защищающий от стрел, сапоги с узором. Вторая подобная работа на выставке, понятная и близкая к этнической теме, — шаман.

В проект «Апокалипсис. Возрождение» вошли скульптуры, созданные за последние лет восемь. Самую последнюю — «Энергия» — Адель Халиуллин закончил за день до выставки. В каждой из них обязательно теплится надежда — всегда можно распутаться и найти выход, найти себя.

«Скульптуру „Страх“ я начал создавать еще в Питере. Человек закрылся в своей внутренней колбе. Его руки, ноги скрещены, он отрицает этот мир и спрятался внутри себя. Эта работа пугала меня, я хотел поставить для себя восклицательный знак — разбить колбу и идти дальше такими семимильными шагами, счастливым и прекрасным. Так появились „Брызги счастья“ — он разбил эту колбу, освободился», — подытожил скульптор.




Галерея: Выставка «Апокалипсис. Возрождение»
autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2