news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Концепцию развития Камской промышленной зоны внесут на утверждение Правительства Татарстана

(Елабуга, 1 ноября, "Татар-информ", Булат Сруров). Сегодня в Елабуге прошло последнее заседание рабочей группы по разработке концепции развития Камского экономического района РТ. Его провел министр экономики Татарстана Марат Сафиуллин.

В работе совещания приняли участие заместители руководителей практически всех министерств и ведомств РТ, территориального управления РосОЭЗ по РТ, руководители муниципальных образований, входящих в Камскую зону, топ-менеджеры крупных предприятий, глава Елабужского муниципального района Ильшат Гафуров.

Как уже сообщалось, согласно схеме территориального зонирования РТ Камский экономический район объединяет города Набережные Челны, Нижнекамск, Елабугу, Менделеевск, Заинск и соответствующие муниципальные районы. Во второй по уровню промышленного потенциала агломерации республики проживает 26,5 процента от общего числа татарстанцев, занятых в отраслях экономики. Они производят около 23 процента ВРП. Ключевыми отраслями промышленности являются машиностроение (автомобилестроение, электротехнические изделия), химия и нефтехимия (включая производство шин). Весомый вклад вносят также электроэнергетика (Нижнекамская ГЭС, Заинская ГРЭС, теплоэнергоцентрали), нефтедобыча, промышленность строительных материалов и пищевая промышленность. Здесь отмечается самая большая концентрация инвестиций в основной капитал – 40 процентов от общереспубликанского объема.

Из се7ми укрупненных экономических районов, очерченных Минэкономики Татарстана, в качестве приоритетной зоны выбран именно Камский промышленный узел и именно для него в первую очередь была разработана отдельная концепция развития. Дело в том, что данная зона имеет наименьший интегральный индикатор ресурсного потенциала, рассчитанный на основе оценки уровня валового территориального продукта и инвестиций в основной капитал, приходящихся на душу населения, стоимости основных производственных фондов, средней заработной платы, социальной нагрузки на одного работающего, обеспеченности дорогами, жильем и уровня безработицы.

Как отмечается в экономическом обосновании принятия концепции, предприятия Камской зоны имеют довольно высокий потенциал развития, но серьезным ограничением дальнейшего роста служит отсутствие транспортной инфраструктуры, дефицит трудовых ресурсов, серьезные экологические проблемы, недостаток учреждений образовательной и социальной сферы. Без решения этих проблем развитие базовых предприятий будет носить не инновационный, а инерционный характер, подчеркивают разработчики документа. Кроме того, эта территория перестанет быть привлекательной для инвесторов.

В концепции изложены первоочередные мероприятия инфраструктурного характера. Так, предлагается устранить сверхнормативную нагрузку на автомобильную дорогу «Набережные Челны – Казань», которая значительно превышает минимальный стандарт, а также реконструировать мост через реку Вятка в районе Мамадыша с доведением его до нормативов I технической категории. Аналогичной модернизации, по мнению разработчиков документа, требует дорога, связывающая Автоград с Нижнекамском, Камскими Полянами и Чистополем. Подстегнуть индустриальный рост в регионе могли бы и новые мостовые переходы через Каму в районе населенных пунктов Соколки и Бетьки, поскольку существующая автомобильная артерия, связывающая левый и правый берега этой реки, проходит по объекту стратегического значения – плотине Нижнекамского водохранилища, что таит в себе определенные риски. Стоимость каждого моста в действующих ценах оценивается в 15 млрд. руб.

Перечень приоритетных мероприятий по развитию инженерно-транспортной инфраструктуры содержит и иные немаловажные пункты. Для улучшения технологической оснащенности и культуры обслуживания в аэропорту «Бегишево» его имущественный комплекс может быть передан в доверительное управление ОАО «КАМАЗ». Большей мобильности трудовых ресурсов между городами региона послужит возобновление регулярного железнодорожного пассажирского сообщения на данном участке Куйбышевской железной дороги, строительство новой железнодорожной ветки от Нижнекамска через Камские Поляны в Заинск, возобновление пассажирских перевозок от речного порта «Красный Ключ» в Нижнекамском районе. Кроме того, считается целесобразным создание крупного узлового логистического центра около станций «Круглое Поле» и «Биклянь» близ Набережных Челнов, строительство причальной стенки в Менделеевском районе, речного порта в Елабуге и перенос грузового порта Автограда.

В области социальной сферы было предложено включить в концепцию строительство многофункциональной клиники международного класса в Набережных Челнах, сети гостиничных комплексов, новых жилых микрорайонов, образовательных учреждений, высокооснащенных региональных центров экологической и гидрометеоэкспертизы.

Руководитель рабочей группы Марат Сафиуллин проинформировал коллег, что на сегодняшний день разработка концепции практически завершена и для внесения отдельных корректировок министерствам и ведомствам, а также муниципалитетам отводится недельный срок. После окончательных согласований документ будет внесен в Правительство РТ для утверждения в виде специального постановления. В течение последующих двух месяцев участники разработки концепции должны будут подготовить бюджетное, организационное и финансовое обоснование ее положений. «В принципе, все высказанные ранее пожелания были нами учтены, - отметил министр экономики Татарстана. – Единственное, в Минздраве считают, что высокотехнологичные медицинские центры должны быть сосредоточены в Казани, а в Камской зоне следует провести модернизацию существующей сети».

В ходе полуторачасового обсуждения проекта концепции члены рабочей группы внесли свои предложения по корректировке документа. Так, по мнению руководства Елабужского муниципального районы, документ не дает ответа на вопрос, что произойдет с сельским хозяйством в регионе и откуда промышленные предприятия (особенно, резиденты ОЭЗ «Алабуга») будут привлекать трудовые ресурсы. Ильшат Гафуров также внес предложение создать на подведомственной ему территории туристско-рекреационную особую экономическую зону регионального значения.

Первый замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Павел Чернов высказал позицию, что не стоит забывать о развитии автомобильного транспортного коридора «Север-Юг» - по направлению к городам Ижевск и Самара, а также соединении с артерией «Балтика - Китай», а именно, ее татарстанским участком «Казань - Оренбург». Он также пожелал, чтобы в концепцию были включены положения, способствующие ускоренному росту промышленности строительных материалов в Камском экономическом район.

Заместитель главы Минстроя РТ – генеральный директор ГУП «Татинвестгражданпроект» Ирек Файзуллин попросил учесть, что уже в ближайшей перспективе ОЭЗ «Алабуга» будет обеспечивать колоссальный грузопоток в регионе, а потому транспортной составляющей концепции и, особенно, строительству мостов и речных портов стоит придать первостепенное значение. Он также высказал свою точку зрения по поводу проектов массовой жилой застройки внутри треугольника «Нижнекамск - Набережные Челны - Елабуга». В этой связи глава поселка городского типа Камские Поляны Игорь Привалов заметил, что в данном населенном пункте имеется колоссальная недозагруженность социальной и инженерной инфраструктуры, которая может быть использована для строительства новых спальных районов для Нижнекамска. Для этого, продолжил И.Привалов, необходима высокопропускная автотрасса до города нефтехимиков.

Подводя итог заседания, Марат Сафиуллин поблагодарил его участников за высказанные пожелания и озвучил свою точку зрения на обсуждаемые моменты. По его словам, концепция не является «библией» и может корректироваться со временем. Тем не менее, министр не склонен придавать документу статус республиканской программы, так как концепция по Камской промышленной зоне и так является составной частью схемы размещения производительных сил РТ. В заключение он попросил представителей ОАО «Татэнерго», дирекции ОЭЗ «Алабуга» и крупных предприятий региона просчитать недостающие потребности в энергетических мощностях на среднесрочную перспективу и внести их в повестку дня ближайшего заседания совета директоров республиканской энергетической компании.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2