news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

^Конституционный суд РФ защитил права родителей

(Москва, 15 мая, «Татар-информ», Татьяна Алешкина). Отсутствие денег у муниципальной власти - не повод повышать плату за детский садик и тем самым лишать родителей положенных им льгот. Федеральные, региональные и муниципальные власти несут общую ответственность за обеспечение единых федеральных стандартов. Такое постановление по жалобе властей Твери вынес вчера Конституционный суд России.

С жалобой в КС обратился Союз российских городов, мэрия Твери и депутаты гордумы. Дело в том, что еще в 2004 году, до вступления в силу закона о №122 (о монетизации льгот) дума Твери приняла решение о порядке расчета родительской платы. Родители имели право оплачивать лишь 20 процентов от стоимости содержания детей в дошкольных учреждениях, однако с вступлением в силу с 1 января 2005 года закона №122 расходы по компенсации этого тарифа легли на муниципальные бюджеты. Денег на компенсации у муниципальной власти, естественно, не было. В результате родителям пришлось платить за содержание ребенка в 2,5 раза больше. Не 313 рублей в месяц, а все 850 рублей.

В прошлом году в Твери опять взимали с родителей повышенную плату. В конце концов областная прокуратура вынесла протест на это решение, а впоследствии и облсуд признал незаконность повышения платы за детсадик. Аналогичная история случилась и в Екатеринбурге, где местная прокуратура также оспорила повышение платы до 1870 рублей. Проблема льготной оплаты за дошкольное учреждение, собственно, касается всех субъектов, в которых насчитывается 60,5 тысячи муниципальных детсадов.

Власти Твери и других городов считают, что вправе отказать родителям в льготной оплате детсада на том основании, что федеральный закон №122 фактически отменил эту льготу. И приводят в свою пользу железный аргумент – доходная база органов местного самоуправления после пересмотра межбюджетных отношений между Москвой и регионами сократилась.

Иными словами, у местных властей стало меньше денег, а федеральный закон требует от них не сокращать объем льгот. Статья 153 закона о монетизации говорит, что и после 1 января 2005 года - даты вступления 122-го закона в силу – областные и местные власти не вправе сокращать объем предоставляемых гражданам льгот и не могут понижать размер денежного эквивалента социальных выплат.

Суть проблемы пояснил агентству ведущий специалист Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин. "Одной рукой льготы отменяются, а другой - гарантируются в прежнем объеме". По мнению эксперта, власть в городах и селах вынуждена «расхлебывать все прелести монетизации, оказавшись между молотом закона и наковальней социальных обязательств перед гражданами".С этой позицией тверских властей не согласился представитель Совета Федерации в КС Юрий Шарандин. "Оспоренная норма не только соответствует Конституции, но и развивает положение о социальном характере государства в РФ, которое гарантирует, что общедоступность дошкольного образования является ответственностью всех уровней публичной власти", - заявил Шарандин, выступая на заседании КС.

"Если муниципалитет показывает, что им предприняты все разумные меры для наполнения местного бюджета, но их недостаточно, чтобы исполнить предписание федерального закона, то уважаемый субъект РФ и Российская Федерация должны дать деньги на обеспечение этих гарантий", - полагает сенатор.

Запутавшись в своих правах, тверские власти решили обратиться за разъяснением в Конституционный суд РФ. Вчера КС признал не противоречащей российской Конституции статью 153 закона о монетизации льгот. Как пояснил КС, расходы на содержание детей в детсадах при недостаточности муниципальных источников финансирования должны производиться за счет вышестоящих уровней власти - региональной и федеральной "в порядке компенсации дополнительных расходов".

В постановлении суда подчеркивается, что федеральные, региональные и муниципальные власти несут общую ответственность за обеспечение единых федеральных стандартов соцобеспечения.В этой связи КС напомнил, что "Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств". В условиях перехода к новой системе социальной защиты граждан "право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает и участие, и ответственность Российской Федерации за состояние дел в этой сфере", - подчеркнул КС.

По мнению члена комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политики Марата Магдеева, постановление КС безусловно нужное, но выполнить его муниципальным властям будет не просто. "Льготная оплата за пользование дошкольным учреждением - всего лишь одна из головных болей муниципалитетов, - говорит Магдеев. - У них десятки других статей расходов, на которые просто нет денег. Деньги направляются, как правило туда, где они наиболее востребованы, но на обеспечение всех льгот их все равно не хватает».

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100