news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

^Конституционный суд РФ запретил дополнительные проверки крупных налогоплательщиков в федеральных межотраслевых инспекциях

(Казань, 9 февраля, «Татар-информ», Анвар Мингазов). Конституционный суд РФ по жалобе ряда башкирских компаний своим определением оценил аспекты постановки на учет крупнейших российских налогоплательщиков в федеральных межотраслевых инспекциях, находящихся в Москве (по нефти, газу, алкоголю и табаку, электроэнергетике, металлургии, связи) и Санкт-Петербурге (по транспорту и машиностроению). Об этом корреспонденту агентства «Татар-информ» сегодня сообщили в агентстве «Юридические и налоговые экспертизы».

Конституционный суд РФ подтвердил право налоговых органов вести дополнительный учет крупнейших налогоплательщиков. Это компании с годовой выручкой или суммой активов свыше 10 млрд. рублей, годовой объем налоговых платежи которых превышают 1 млрд. рублей. Вместе с тем, суд указал, что порядок учета должен быть более четко определен самим законодателем. Также, по мнению суда, крупнейшие налогоплательщики не могут находиться в худшем положении по сравнению со всеми остальными налогоплательщиками. Поэтому параллельные контрольные процедуры должны быть исключены. Напомним, что в октябре 2004 году на учет в Федеральную межотраслевую инспекцию в Москве было передано ОАО «Таттрансгаз», в октябре 2005 года и в январе 2006 года начались процедуры постановки на учет ОАО «Татэнерго» и ОАО «Татнефть».

По мнению управляющего партнера агентства «Юридические и налоговые экспертизы» Эдуарда Зяббарова, функциями межрегиональных отраслевых инспекций являются методологическая помощь, анализ, разработка планов проверок и координация деятельности территориальных налоговых органов, а непосредственные контрольные процедуры (получение деклараций, документов, проведение проверок) должны осуществлять территориальные инспекции. Такой вывод следует не только из определения Конституционного суда РФ от 8 ноября 2005 г. №438-О, но и решения Высшего арбитражного суда РФ от 25.11.2004 №7448/04. Конституционный суд РФ указал, что контрольные процедуры может проводить только один налоговый орган. С учетом мнения ВАС РФ это территориальный орган. Более того, и ВАС РФ, и Конституционный суд РФ указали, что крупнейший налогоплательщик вправе «реализовывать свои права и выполнять обязанности по месту нахождения организации».

Ряд правоведов считает, что федеральные межрегиональные инспекции созданы с нарушением норм Конституции РФ и федерального законодательства (Конституционный суд РФ и ВАС РФ этот вопрос не изучали). В соответствии со статьей 21 НК РФ налогоплательщики вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов. Если налоговые органы созданы незаконно, их нельзя квалифицировать в качестве надлежаще уполномоченных органов. Любые требования таких органов к налогоплательщикам могут быть квалифицированы как незаконные и не подлежащие исполнению.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2