news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

<B> КОММЕРСАНТЪ</B>: Премия Дружбы народов

Итак, к нобелевскому финишу пришел турецкий писатель Орхан Памук, последние несколько недель возглавлявший список фаворитов британской брокерской фирмы Ladbrokes, традиционно принимающей ставки на нобелевских кандидатов. То, что имя лауреата оказалось настолько предсказуемым, демонстрирует факт вообще-то уже известный: Нобелевская премия по литературе на сегодняшний день – факт жизни политической, а не жизни искусства. Орхан Памук – писатель в основном хороший. А если иметь в виду, что премию он получил с формулировкой "За обнаружение новых символов столкновения и переплетения культур в ходе поисков меланхолической души его родного города", то есть в основном за многостраничное исследование города на Босфоре, а также собственной души под названием "Стамбул, город воспоминаний", то с фактом получения этим автором Нобелевки так и подмывает смириться. "Стамбул, город воспоминаний" – книга совсем хорошая. Там описан "стамбульский хюзюн" (специфический вариант печали, который неизменно охватывает человека на почти уже утративших величие и подлинность улицах Стамбула), там говорится о стыдной, но неизбежной тоске по империи (в случае Памука – оттоманской) и о "взгляде европейца", о том взгляде "чужого", которым всякий восточный человек нет-нет да и окидывает себя и свой народ. Этот пусть не новый, но окончательно сейчас оформившийся нобелевский тренд для российской культуры (в смысле нобелевских перспектив) представляется весьма позитивным. Ведь когда собственно литература совсем окончательно и наглядно перестала быть смыслом этой премии, можно перестать комплексовать по поводу отсутствия у нас приличных авторов. Авторов у нас, может, и нет, зато мусульман и вообще людей восточной культуры очень много. Так что в принципе материал есть. И ведь кому как не нам описывать конфликт Востока и Запада не как противостояние, а как трудный путь к взаимопониманию. Что сейчас и требуется. Причем в Казани "переплетений культур" можно при желании найти не меньше, чем в Стамбуле. Да ведь и сам нобелевский лауреат в недавнем интервью заявил, что русских и турок многое объединяет, например, "их объединяет специфическое чувство потери". Это чувство потери на христианско-мусульманской почве оказывается очень востребовано.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2