КМПО расширит сотрудничество с «Газпромом»
(Казань, 28 апреля, «Татар-информ», Булат Сруров). Сегодня в здании заводоуправления ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение» состоялось совещание по вопросам взаимовыгодного сотрудничества с ОАО «Газпром».
В итоговой части мероприятия приняли участие Премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов, его первый заместитель Равиль Муратов и начальник Департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа российского газового монополиста Богдан Будзуляк.
На совещание были приглашены менеджеры и инженеры ОАО «КМПО», представители Казанского компрессорного завода и НИИ «Турбокомпрессор», руководители подразделений и дочерних предприятий ОАО «Газпром» - ООО «Тюментрансгаз», ООО «Таттрансгаз», ООО «Волготрансгаз», ООО «Газкомплектимпэкс», ДОАО «Оргэнергогаз» и др. После рабочей встречи, которая прошла в закрытом режиме, генеральный директор ОАО «КМПО» Дамир Каримуллин и замначальника транспортного департамента «Газпрома» Александр Шайхутдинов посвятили журналистов в некоторые детали договоренностей.
Представитель газового монополиста напомнил, что в свое время «Газпром» поставил перед казанскими моторостроителями задачу разработать газоперекачивающий агрегат (ГПА) «Волга-16». Такой заказ был сделан в расчете на крупномасштабные проекты – освоение в 2010-2016 году трех крупных месторождений на полуострове Ямал (их суммарные запасы оцениваются в 6 триллионов кубометров), Штокмановского месторождения, строительства Североевропейского газопровода и газопровода «Алтай». Несколько месяцев назад ОАО «КМПО» поставило на запущенную в этом году компрессорную станцию «Приполярная» на Ямальском направлении первую серийную установочную партию агрегатов «Волга-16», после чего началось их испытание. В зависимости от результатов работы во время пуска, наладки, первых часов эксплуатации, руководство ОАО «Газпром» намеревалось принять решение о повсеместном использовании данной модели ГПА. «Я могу поздравить завод и его коллектив – станция на сегодняшний день запущена, она отработала первую тысячу часов, показала свою состоятельность, то, что агрегат может и будет работать, - отметил А.Шайхутдинов. - Сейчас он находится на профилактике, но в ближайшее время будет запущен в серийную эксплуатацию».
Хорошие отзывы газовиков о новой установке послужили основой для размещения нового заказа на ОАО «КМПО». Так, сегодня стороны договорились об изготовлении еще 5 ГПА «Волга-16» для оснащения строящейся компрессорной станции «Ново-Арзамасская», призванной, начиная с зимы 2008-2009 года, обеспечивать газом северо-западные регионы страны, где есть определенная напряженность с энергоресурсами. Как пояснил Дамир Каримуллин, срок исполнения нового заказа - февраль будущего года. Кроме того, завод должен передать «Газпрому» еще 2 ГПА в течение 2007 года, которые будут установлены в Помарах. Производственный цикл изготовления одного агрегата составляет 6 месяцев.
А.Шайхутдинов проинформировал журналистов, что на реализацию амбициозных планов «Газпрома», начиная с 2010 года, потребуется ежегодно по 120-150 ГПА для реконструкции действующей транспортной системы, а также от 40 до 80 агрегатов - для оснащения новых газопроводов. Заказы будут размещаться на тендерной основе, подчеркнул он, и для всех российских производителей (КМПО, Пермского моторного завода с ГПА «Урал», Уфимского моторостроительного ПО с «Невой-16») будут созданы равные условия участия в конкурсе. По мнению менеджера «Газпрома», серия «Волга» должна изготавливаться в объемах от 35 до 45 агрегатов в год, причем в ближайшие 2 года КМПО предстоит выйти на выпуск 10-15 агрегатов ежегодно с постепенным наращиванием мощности. В этой связи гендиректор казанского завода отметил, что сегодня предприятие способно выпускать, как минимум, 10 ГПА в год. «15 нам тоже по плечу, - добавил он. - Мы полностью перепрофилировали под это направление деятельности зеленодольский филиал КМПО и ведем работу по оснащению предприятия. У нас есть инвестиционный проект, по которому мы закупаем дополнительное оборудование, меняем технологию». Часть требующихся для этого средств моторостроители планируют выделить из поступлений от недавнего облигационного займа в объеме 1 млрд. рублей. По словам Дамира Каримуллина, через год стоит задача довести мощность выпуска до 20 ГПА с дальнейшим увеличением производственного потенциала. Он сообщил также, что стоимость одной установки составляет «чуть больше ста миллионов рублей», в целом же ОАО «Газпром» обеспечивает предприятие заказами в объеме 2,3-2,5 млрд. рублей в год (помимо ГПА, газовики традиционно закупают и ремонтируют на КМПО около 100 турбинных установок класса НК-16 в год, стоимость каждой варьирует в пределах 2-3 млн. долларов). В целом же объем произведенной продукции на ОАО КМПО в 2006 году был равен 2,9 млрд. руб., из которых 70 процентов приходится на «газовую» тематику, отметил Д.Каримуллин.
Итоговая часть совещания (с участием главы татарстанского Правительства и руководителя транспортного департамента «Газпрома») проходила в присутствии прессы. В качестве ведущего выступил Богдан Будзуляк. Он отметил, что КМПО, ранее производившее двигатели для ГПА, успешно начал осваивать выпуск всего агрегата. По его словам, было крайне важно запустить первую установочную партию «Волги-16» на станции «Приполярная» непосредственно перед минувшей зимой, и «Газпром» по началу сомневался, что казанцы успеют к намеченному сроку. Однако при помощи главного акционера в лице Правительства РТ предприятие справилось с этой задачей и не подвело заказчика, подчеркнул Богдан Будзуляк. Он заверил машиностроителей, что в перспективе у них появится очень много заказов, поскольку помимо названных А.Шайхутдиновым проектов, «Газпром» будет осваивать также месторождения в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, строить Южно-Европейский газопровод (так называемый «Голубой поток 2»). «Хотелось бы, чтобы газоперекачивающая техника российских заводов применялась не только у нас, но и в зарубежных проектах: Казахстане, Узбекистане, Туркмении, Азербайджане, Индии, Пакистане, Корее и Иране», - пожелал начальник департамента «Газпрома».
Богдан Будзуляк попросил высказать свое мнение о ГПА «Волга-16» прочих представителей газового концерна. Так, член совета директоров ОАО «КМПО» и директор ООО «Тюментрансгаз» Павел Завальный отметил, что имеются «кое-какие замечания, касающиеся эстетики установки», однако изготовитель пообещал учесть данную претензию и устранить ее в ближайшее время. При монтаже ГПА «Волга-16» проблем с силовым агрегатом не возникало, в то же время инженеры «Газпрома» высказали нарекания к турбинам, а точнее – камерам сгорания, которые подлежат замене после непродолжительной работы. Недовольство газовиков вызывает качество исполнения компрессора в составе установки, произведенного на ОАО «Казанькомпрессормаш» (ККМ). «Компрессор оказался слабонадежным, мы никак не можем его отладить, периодически наблюдалась вибрация, сложно идет его доводка», - сообщил Павел Завальный.
Премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов заверил гостей, что добьется от ОАО «ККМ» повышения качества своей продукции. «По итогам сегодняшнего совещания мы обязательно сделаем выводы, – подчеркнул он. - Продукция предприятий Татарстана – это наш имидж, и мы не позволим, чтобы они делали некачественный товар. КМПО и ККМ должны выйти на полноценный агрегат, который могли бы использовать и «Газпром», и предприятия других государств». Обращаясь к машиностроителям, глава Правительства отметил, что, сотрудничая с «Газпромом», у них появляется перспектива «как минимум на 70 лет», и под подписанный сегодня протокол совещания они с легкостью могут претендовать на проектное финансирование со стороны банков. Однако для этого предстоит полностью перестроить форму работы и технологию. «Счастье для нас, что мы производим и силовую установку, и компрессор, - сказал Рустам Минниханов. – Кому, как ни нам следует обеспечить газовую отрасль надежными агрегатами?». По его признанию, в реализации проекта ГПА «Волга-16» руководство республики больше опасалось за КМПО, а не ККМ. Теперь же Правительство РТ полностью берет на себя управление проектом, для достижения единой технической политики двух предприятий.