news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Казань увидела шедевр Рафаэля «Святое семейство»

В ГМИИ РТ открылась выставка одной картины.

(Казань, 7 мая, «Татар-информ», Люция Камалова). Выставка одной картины открылась сегодня в Государственном музее изобразительных искусств Татарстана. Казанцы увидели «Святое семейство», приписываемое кисти великого итальянского художника Рафаэля Санти. Шедевр прибыл в Казань из Саранска в сопровождении вооруженной охраны.

В основе картины известный евангельский сюжет: художник показывает Марию и старца Иосифа в тот момент, когда они любуются проснувшимся младенцем Иисусом Христом. Картина, действительно, производит огромное впечатление - она словно светится изнутри глубоким внутренним светом. В глазах юной матери неземной красоты отразились любовь, нежность и тревога за судьбу сына. Четкая, уравновешенная композиция, изысканное цветовое решение картины восхищает своим совершенством.

Приезд картины в Казань стал возможен благодаря коллекционеру Александру Шадрину, который недавно привозил в столицу коллекцию работ Сальвадора Дали. «Он оказал нам большую финансовую помощь, так как транспортировка, страховка картины - все это очень большие деньги», - рассказала агентству «Татар-информ» директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева.

Местом «постоянной прописки» «Святого семейства» является Нижнетагильский музей изобразительных искусств. Произведение еще называют «Тагильская Мадонна» или, по определению известного художника, реставратора и искусствоведа Игоря Грабаря, «Мадонна из Нижнего Тагила». И это не случайно: в Нижнем Тагиле она пережила свое второе рождение.

Картина Рафаэля была найдена в 1924 году на чердаке старинного «господского дома» и передана в краеведческий музей. Сотрудники музея, промыв картину, сумели прочитать надпись, выполненную золотом по вороту платья Мадонны, она гласила: «Рафаэль Урбинас, писавший в 1509 году».

Понимая важность находки, они сообщили о ней в Москву. Через год в Тагил приехал реставратор Игорь Грабарь. Осмотрев картину, он заключил, что работа нуждается, прежде всего, в реставрации, а затем в тщательном изучении.

Три года понадобилось И.Грабарю и его коллегам реставраторам, чтобы вернуть картину к жизни: доска была разломлена на две части, они были поедены жучком, два нижних угла были им уничтожены. Параллельно И.Грабарь занимался установлением факта подлинности. Дело в том, что к этому времени было зафиксировано более 40 картин с таким же сюжетом, претендовавших называться подлинниками Рафаэля.

«Картина Рафаэля попала в Нижний Тагил благодаря владельцам уральских заводов - семье Демидовых. Предположительно «Святое семейство» приобрел Николай Демидов, живший во Флоренции и имевший большую коллекцию картин итальянских художников», - рассказала во время открытия выставки директор Нижнетагильского музея изобразительных искусств Марина Агеева.

После реставрации картина долгое время принадлежала Государственному музею изобразительных искусств им.А.С.Пушкина, затем Свердловской картинной галерее. В 1978 году «Святое семейство» было передано Нижнетагильскому музею изобразительных искусств.

Такова история самой старой картины, 500-летие со дня создания которой отметили в 2009 году. Она редко путешествует. По этой причине приезд «Мадонны» в Казань имеет еще большее значение.

Экспозицию выставки картины «Святое семейство» дополняют несколько гравюр XVIII века одного из лучших интерпретаторов Рафаэля Джованни Вольпато, а также гравюры Луиджи Россини из архива ГМИИ РТ. Выставка будет открыта для посетителей в течение месяца.
 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2