news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

К 100-летию Сары Садыковой// БЫЛБЫЛ САРА//23 ноября, №47

20,12 Kb
(Продолжение. Начало в №№45,46). У нас в Казани множество музыкантов, которые были первыми и непревзойденными исполнителями творений С. Садыковой. Собрать их всех воедино, подобрать репертуар, найти новые решения интерпретации музыки композитора, новых исполнителей, открыть слушателям и зрителям мир музыки С. Садыковой - вот задачи, которые предстояло решить.

Я включила в программу Государственный Ансамбль песни и танца, Оркестр гостелерадио под управлением Рустема Утэя, ансамбль скрипачей “Рух” под руководством Оскара Гумерова, все звезды нашей музыкальной сцены.

Как выстроить программу, какими средствами выразительности преподнести сегодня слушателям сокровище наследия Сары Садыковой? Задача в том, чтобы каждая грань бриллианта заиграла чистым огнем и чтобы все, кто знал и любил ее музыку при жизни композитора, не разочаровались, а кому предстоит впервые услышать ее, сумели бы на фоне сегодняшней какафонии понять и принять мир звуков, который несет мысль и чувства, сердце и душу, самое доброе ради чего надо творить и дарить это творчество людям.

Конечно, самым близким и понятным каждому олицетворением ее творчества является песня “Жидегэн чишмэ”, которая, как эпиграф должна открыть путешествие в мир музыки Сары Садыковой. Мощное звучание оркестра и ансамбля скрипачей подняло любимую мелодию на новую высоту, наполнило новыми тембрами, глубиной чувства. И, конечно в душе у каждого звучали стихи Гумера Баширова. А на сцене появилась девушка, солистка ансамбля Сания Файзуллина, и заиграл ручей, зажурчал родник, и соскользнуло с нежной ладони заветное кольцо. Танцует девушка, и мы видим хрупкую и нежную Сару Садыкову с трепетным миром ее необъятной души, с любовью, что она завещала всем нам.

Конечно, не вместить в одну программу всего, что поет в душе.

Эпическую картину рисует в сопровождении оркестра Ш. Ахметзянов в песне “Идел кызы”.

На сцене череда певцов - первых исполнителей, в сотворчестве с которыми рождались и приходили в жизнь песни композитора. Приходилось идти на сокращения: “Яшьлегем эзлђре” пела Нафиса Василова, а хотелось спеть и “Њз илемдђ”. Только Рахимкулову подвластно вдохновенное исполнение “Кайтыгыз торналар”, да так, что зритель долго не отпускает певца, требуя повторного исполнения на бис. И жалко, что не спели знаменитую “Балкый Шђйморза утлары” на стихи Мустафы Ногмана.

Одна из талантливых первых исполнителей Нажия Теркулова подготовила прекрасную “Туган илем” на стихи З. Вали, “Чит иллергђ чыксам” прозвучала в исполнении Айдара Файзрахманова.

Тонко прозвучала песня “Бишек ќыры” на стихи Сибгата Хакима в исполнении Ании Туишевой.

Два произведения подряд исполняет Ансамбль песни и танца: простодушную “Без Казан кызлары” на стихи Гульшат Зайнашевой из программы “Былбыл Сара” в женском составе танцевальной и хоровой группы и полное глубокого драматизма полотно на стихи Мустая Карима “Љченче кљн тоташ кар ява” - в составе солиста, хора, оркестра из программы “Ђрни ђле, ђрни ул яра”.

Ярко, эстрадно звучит у Гульзады “Белегез шуны” на стихи Ахсана Баяна, а следом мягко и лирично “Ачуланма” в исполнении Мунира Якупова.

Со свойственной только Римме Ибрагимовой проникновенностью звучит “Язмыш”, которую сменяет оптимистичная “Дљнья матур” Люции Хасановой.

С теплотой и неповторимой музыкальностью поет Зайнап Фархетдинова песню “Йљрђк сере” на стихи И.Ганиевой.

И завершает первое отделение концерта Зиннур Нурмухаметов песней “Бљркет турында баллада”. Зал аплодирует стоя. Это аплодисменты и композитору, и исполнителю. Кто сегодня споет это произведение? Дай то бог, чтобы на татарской эстраде появился певец, способный понять, прочувствовать и донести до зрителя всю глубину и богатейшую палитру чувств, рожденную композитором, что было подвластно Зиннуру!

Каждая песня С. Садыковой это, конечно, она сама. Но в этом произведении, по-моему, воплощена ее судьба и судьба ее творений, судьба и горькая, необыкновенно яркая, и счастливая.

Второе отделение начиналось с песни “Татарстан - минем республикам”, которую исполнили сводный хор института культуры и солист Искандер Биктагиров. Песня “Сљмбел”, написанная в подлинно народной манере и ставшая для слушателей любимой народной песней предстала в исполнении хоровой группы, оркестра и солистки-танцовщицы Государственного Ансамбля песни и танца (в разное время это были Дамира Гайнутдинова и Миляуша Фатахова). Исполнители явили залу еще один светлый образ многоликой Сары Садыковой.

Ярко, величаво и очень убедительно прозвучала песня “Яшђ, Казан!” на стихи Роберта Миннуллина в исполнении Мингола Галиева и оркестра под управлением Рустема Утэя.

Глубокий тембр бархатного сопрано Клары Хайрутдиновой в сопровождении оркестра Р.Утэя проникает в сердца слушателей с песней “Мин сине ничек яраттым”.

И снова неистовый Зиннур Нурмухаметов с песней “Туй жыры” на стихи Р. Юныса. Ликует оперный театр. Море нюансов, море эмоций! Как и в песне “Бљркет турында баллада”, автор и исполнитель счастливо нашли друг друга.

Ярким контрастом, глубоко и проникновенно, звучат на фоне суперзанавеса стихи. Читает автор - Лена Шагыйрьжан.

Чык сђхнђгђ!

Син кайларда йљрисећ икђн?

Чык сђхнђгђ, нигђ кичектећ?

Хђзер, хђзер килеп ќитђрмен

Килми калыйм бњген ничек мин?

Чњ, њземе килђ? Тавышын

Ишетеп калдым таныш кељендђ.

Хђзер, хђзер чыгам, кљтегез,

Калфагымны гына киим дђ.

Дулкынлана сђхнђ, кљтђ зал,

Серле утлар кљтђ кабынып.

Болыннарныћ, эзлђп былбылын

Гљлчђчкђлђр килгђн сагынып.

Хђзер, хђзер чыгам, кљтегез,

Ќаныгызга тулам нур булып!

Саумы, сђхнђ! Саумы, ќырларым!

Арагызда калам ќыр булып!

И, как ответ на эти стихи, на этот призыв, поднимается суперзанавес и в центре сцены, в обрамлении 2-х оркестров, за роялем - знакомая фигура. Белое гипюровое платье с кружевной рюшей, аккалфак, на плечи наброшен шифоновый шарф. Облик Сары Садыковой, который нам всем близок и дорог, который обошел газеты и журналы в известном фотоснимке. Облик, который запечатлен на гравюре мемориальной доски.

Она прикасается к клавишам рояля и словно подбирает мелодию, воспроизводя созвучия, живущие пока только в ее душе. Вот первая фраза, вторая...

И вдруг робкие звуки рояля сменяются великолепием красок оркестра. Композитор опускает руки с клавиатуры. Звучащая в душе музыка переполняет ее, преодолевает все преграды и обрушивается на маленькую, хрупкую фигуру мощным потоком, заполняет сцену и зал. В оркестре звучит знаменитая “Сусау”.

Композитор слушает, откинувшись на спинку стула, затем поднимается и обходит рояль, прикасаясь к нему, как к живому существу. Увлекаемая потоком музыки, она (солистка танцевальной группы Ансамбля Фирая Ниязи) купается в море звуков.

В этом хореографическом “дуэте” рояль, словно невозмутимый молчаливый партнер, дающий полную свободу своей любимой. Ведь впереди еще много счастливых мгновений единения, настоящей любви, когда под пальцами композитора он зазвучит, запоет и заплачет.

А сейчас Былбыл Сара парит над сценой, как волшебная птица с белым шарфом - крыльями.

Завершается музыка и композитор, словно даря свои мелодии новому исполнителю, кружась, уходит со сцены и выводит к зрителям музыканта со скрипкой. Это замечательный Марат Ахметов. Взмах смычка и на сцене целый букет мелодий. Скрипач исполняет феерическую “Фантазию на темы песен Сары Садыковой”.

И снова на сцене певец. “Уфа каласы ни эчен матур” поет великолепный Рустем Маликов, ему аккомпанирует на рояле сын Муса.

Маленький пианист аккомпанирует и маленькой певице Айгуль Хайри. Эта девочка с большим бантом, воспитанница хормейстера Асии Зайнашевой, участница детского вокального ансамбля серебристым голоском выводит звуки песни “Матур илем”.

Приятно, что сегодня эти дети оказались не случайными исполнителями музыки Сары Садыковой. Они учатся, профессионально занимаются музыкальным творчеством.

И, конечно, незабвенная и неповторимая Вафира Гиззатуллина с произведением “Керфегене тамармын мин” на стихи Ш.Маннапова. Исполнение как всегда яркое, искреннее, на полной эмоциональной отдаче. Аккомпанирует замечательное трио в составе: Мунира Хабибуллина - фортепиано, Люция Исмагилова - виолончель, Аделя Ибушева - скрипка.

Следом - проникновенное исполнение Зили Сунгатуллиной “Болыннарда икэу йердек без” тоже в сопровождении инструментального трио.

Опускается суперзанавес. На сцене идет перестановка, а на авансцену выходит Нафиса Василова. Другая песня и другая, неузнаваемая Василова. Это эстрадная песня в ритме современного фокстрота “Эйтерге микен”. Нафиса одета под стать произведению: блестящие серебристые пиджак и шляпа, прямая черная юбка. Я думаю, что именно в таком образе предстала бы и сама многоликая Сара ханум.

И следом снова знакомые звуки. Песню “Беренче мэхеббет” на стихи Ахмета Рашита поет дуэт: Клара Хайрутдинова и Фердинант Салахов. Подвижный темп, современная оркестровая аранжировка делают песню сегодняшней, эстрадной, праздничной.

И снова на сцене шквал музыки. Звучит знаменитое Танго Сары Садыковой в оркестровке Олега Лундстрема.

Это истинное, чувственное и страстное Танго с чисто аргентинским темпераментом. На сцене две танцующие пары. Это солисты Государственного ансамбля песни и танца Лейсан Хаметова, Лилия Сорокина, Рамиль Шайдуллин и Дамир Латыпов. Блестящее Танго взрывает зал. На сцену вышла дочь С. Садыковой известная балерина Альфия Айдарская и вручила исполнителям цветы. Это запомнится надолго!

Надо сказать, что эту композицию я с ансамблем привезла из Франции, где на Международном фестивале в городе Мартиге с нами вместе выступал аргентинский коллектив “Гранд балет Аргентина”. Они показали в своей программе целый каскад танго. Изумительная музыка, страстный темперамент, глубокая чувственность. Все это произвело на зрителей ошеломляющий эффект. Каждое танго имело свой сюжеч, свой нерв, свой исполнительский состав, неповторимые взаимоотношения партнеров. Давно мы не видели такого подлинного живого танца любви.

И когда, в процессе подготовки программы “Былбыл Сара” я заново услышала Танго Сары Садыковой, оно потрясло меня своей мощью, своим блеском. И, конечно же, я решила в постановке этого номера использовать оригинальный материал, увиденный и записанный на видео во Франции.

Так же, как и в свое время при постановке Вальса С. Сайдашева, где я воспользовалась хореографией Императорского вальса И. Штрауса в исполнении балета Венского оперного театра, так и здесь достойным для Танго Сары Садыковой был только уровень хореографии аргентинского оригинала, который я и предложила балетмейстеру.

Роскошный “Вальс о вальсе” блестяще исполнила Зиля Сунгатуллина. Череду многогранных образов С.Садыковой продолжило еще одно танго, знаменитое “Кетам сине” в исполнении Гульшат Имамеевой и Ансамбля песни и танца. (Об этой композиции я писала выше в связи с программой посвященной 50-летию Победы “Эрни эле, эрни ул яра” (“Нам дороги эти позабыть нельзя”)).

Нарастание динамики и эмоциональности завершилось мощной кульминацией - финалом, когда на сцену вышли все участники концерта и вместе с Государственным ансамблем песни и танца исполнили неувядаемое произведение на стихи Хасана Туфана “Казан кичлере”. Этот номер с хореографией солиста танцевальной группы Ансамбля балетмейстера Тагира Латифуллина стал украшением многих концертных программ.

Гениальная музыка, гениальные строки:

Ак булып, саф булып исте калсын

Казаннын, кадерле кичлэре...

Сагынырбыз, дуслар, бу кичлэрне

Чэчлэргэ чал керген чорда да...

Мэнгеге, гомерге истэ калсын

Казаннын, кадерле кичлэре.

Все время, пока исполняется песня, зал аплодирует стоя.

Завершился концерт, который передавался прямой трансляцией по всей республике. В оркестре под управлением Рашида Мустафина снова звучит музыка “Казан кичлэре”. Зал не перестает аплодировать. В ложе стоя аплодируют Минтимер Шарипович Шаймиев и его супруга Сакина ханум. Никто не расходится. Зрители еще и еще аплодируют маленькой хрупкой женщине, которая смотрит на нас с портрета на сцене.

Мне выпала большая честь быть сценаристом и режиссером и второго юбилейного концерта, посвященного 95-летию С. Садыковой, который состоялся в театре оперы и балета им. М. Джалиля 17 декабря 2001 года.

Время делает гениальную музыку еще более прекрасной. Перефразируя известное выражение, хочется сказать: “Гениальное видится на расстоянии”.

Проходят годы и сегодня нам еще нужнее музыка Сары Садыковой, полная живых неувядающих чувств. Мы испытываем жажду по чистому роднику талантливого источника. Да, это то самое “Сусау”, то самое “Жидегэн чишмэ”, которые увековечила Сара Садыкова в своих произведениях.

Если это талантливо, то талантливо на все времена! Всегда молодое, всегда доброе, оптимистичное и прекрасное наследие Сары Садыковой переживет века!

И огромное счастье быть причастным к вечному, нести в душе радость общения с гениальным творцом, какой навсегда останется в наших сердцах Былбыл Сара!

(Продолжение. Начало в №№45,46). У нас в Казани множество музыкантов, которые были первыми и непревзойденными исполнителями творений С. Садыковой. Собрать их всех воедино, подобрать репертуар, найти новые решения интерпретации музыки композитора, новых исполнителей, открыть слушателям и зрителям мир музыки С. Садыковой - вот задачи, которые предстояло решить.

Я включила в программу Государственный Ансамбль песни и танца, Оркестр гостелерадио под управлением Рустема Утэя, ансамбль скрипачей “Рух” под руководством Оскара Гумерова, все звезды нашей музыкальной сцены.

Как выстроить программу, какими средствами выразительности преподнести сегодня слушателям сокровище наследия Сары Садыковой? Задача в том, чтобы каждая грань бриллианта заиграла чистым огнем и чтобы все, кто знал и любил ее музыку при жизни композитора, не разочаровались, а кому предстоит впервые услышать ее, сумели бы на фоне сегодняшней какафонии понять и принять мир звуков, который несет мысль и чувства, сердце и душу, самое доброе ради чего надо творить и дарить это творчество людям.

Конечно, самым близким и понятным каждому олицетворением ее творчества является песня “Жидегэн чишмэ”, которая, как эпиграф должна открыть путешествие в мир музыки Сары Садыковой. Мощное звучание оркестра и ансамбля скрипачей подняло любимую мелодию на новую высоту, наполнило новыми тембрами, глубиной чувства. И, конечно в душе у каждого звучали стихи Гумера Баширова. А на сцене появилась девушка, солистка ансамбля Сания Файзуллина, и заиграл ручей, зажурчал родник, и соскользнуло с нежной ладони заветное кольцо. Танцует девушка, и мы видим хрупкую и нежную Сару Садыкову с трепетным миром ее необъятной души, с любовью, что она завещала всем нам.

Конечно, не вместить в одну программу всего, что поет в душе.

Эпическую картину рисует в сопровождении оркестра Ш. Ахметзянов в песне “Идел кызы”.

На сцене череда певцов - первых исполнителей, в сотворчестве с которыми рождались и приходили в жизнь песни композитора. Приходилось идти на сокращения: “Яшьлегем эзлђре” пела Нафиса Василова, а хотелось спеть и “Њз илемдђ”. Только Рахимкулову подвластно вдохновенное исполнение “Кайтыгыз торналар”, да так, что зритель долго не отпускает певца, требуя повторного исполнения на бис. И жалко, что не спели знаменитую “Балкый Шђйморза утлары” на стихи Мустафы Ногмана.

Одна из талантливых первых исполнителей Нажия Теркулова подготовила прекрасную “Туган илем” на стихи З. Вали, “Чит иллергђ чыксам” прозвучала в исполнении Айдара Файзрахманова.

Тонко прозвучала песня “Бишек ќыры” на стихи Сибгата Хакима в исполнении Ании Туишевой.

Два произведения подряд исполняет Ансамбль песни и танца: простодушную “Без Казан кызлары” на стихи Гульшат Зайнашевой из программы “Былбыл Сара” в женском составе танцевальной и хоровой группы и полное глубокого драматизма полотно на стихи Мустая Карима “Љченче кљн тоташ кар ява” - в составе солиста, хора, оркестра из программы “Ђрни ђле, ђрни ул яра”.

Ярко, эстрадно звучит у Гульзады “Белегез шуны” на стихи Ахсана Баяна, а следом мягко и лирично “Ачуланма” в исполнении Мунира Якупова.

Со свойственной только Римме Ибрагимовой проникновенностью звучит “Язмыш”, которую сменяет оптимистичная “Дљнья матур” Люции Хасановой.

С теплотой и неповторимой музыкальностью поет Зайнап Фархетдинова песню “Йљрђк сере” на стихи И.Ганиевой.

И завершает первое отделение концерта Зиннур Нурмухаметов песней “Бљркет турында баллада”. Зал аплодирует стоя. Это аплодисменты и композитору, и исполнителю. Кто сегодня споет это произведение? Дай то бог, чтобы на татарской эстраде появился певец, способный понять, прочувствовать и донести до зрителя всю глубину и богатейшую палитру чувств, рожденную композитором, что было подвластно Зиннуру!

Каждая песня С. Садыковой это, конечно, она сама. Но в этом произведении, по-моему, воплощена ее судьба и судьба ее творений, судьба и горькая, необыкновенно яркая, и счастливая.

Второе отделение начиналось с песни “Татарстан - минем республикам”, которую исполнили сводный хор института культуры и солист Искандер Биктагиров. Песня “Сљмбел”, написанная в подлинно народной манере и ставшая для слушателей любимой народной песней предстала в исполнении хоровой группы, оркестра и солистки-танцовщицы Государственного Ансамбля песни и танца (в разное время это были Дамира Гайнутдинова и Миляуша Фатахова). Исполнители явили залу еще один светлый образ многоликой Сары Садыковой.

Ярко, величаво и очень убедительно прозвучала песня “Яшђ, Казан!” на стихи Роберта Миннуллина в исполнении Мингола Галиева и оркестра под управлением Рустема Утэя.

Глубокий тембр бархатного сопрано Клары Хайрутдиновой в сопровождении оркестра Р.Утэя проникает в сердца слушателей с песней “Мин сине ничек яраттым”.

И снова неистовый Зиннур Нурмухаметов с песней “Туй жыры” на стихи Р. Юныса. Ликует оперный театр. Море нюансов, море эмоций! Как и в песне “Бљркет турында баллада”, автор и исполнитель счастливо нашли друг друга.

Ярким контрастом, глубоко и проникновенно, звучат на фоне суперзанавеса стихи. Читает автор - Лена Шагыйрьжан.

Чык сђхнђгђ!

Син кайларда йљрисећ икђн?

Чык сђхнђгђ, нигђ кичектећ?

Хђзер, хђзер килеп ќитђрмен

Килми калыйм бњген ничек мин?

Чњ, њземе килђ? Тавышын

Ишетеп калдым таныш кељендђ.

Хђзер, хђзер чыгам, кљтегез,

Калфагымны гына киим дђ.

Дулкынлана сђхнђ, кљтђ зал,

Серле утлар кљтђ кабынып.

Болыннарныћ, эзлђп былбылын

Гљлчђчкђлђр килгђн сагынып.

Хђзер, хђзер чыгам, кљтегез,

Ќаныгызга тулам нур булып!

Саумы, сђхнђ! Саумы, ќырларым!

Арагызда калам ќыр булып!

И, как ответ на эти стихи, на этот призыв, поднимается суперзанавес и в центре сцены, в обрамлении 2-х оркестров, за роялем - знакомая фигура. Белое гипюровое платье с кружевной рюшей, аккалфак, на плечи наброшен шифоновый шарф. Облик Сары Садыковой, который нам всем близок и дорог, который обошел газеты и журналы в известном фотоснимке. Облик, который запечатлен на гравюре мемориальной доски.

Она прикасается к клавишам рояля и словно подбирает мелодию, воспроизводя созвучия, живущие пока только в ее душе. Вот первая фраза, вторая...

И вдруг робкие звуки рояля сменяются великолепием красок оркестра. Композитор опускает руки с клавиатуры. Звучащая в душе музыка переполняет ее, преодолевает все преграды и обрушивается на маленькую, хрупкую фигуру мощным потоком, заполняет сцену и зал. В оркестре звучит знаменитая “Сусау”.

Композитор слушает, откинувшись на спинку стула, затем поднимается и обходит рояль, прикасаясь к нему, как к живому существу. Увлекаемая потоком музыки, она (солистка танцевальной группы Ансамбля Фирая Ниязи) купается в море звуков.

В этом хореографическом “дуэте” рояль, словно невозмутимый молчаливый партнер, дающий полную свободу своей любимой. Ведь впереди еще много счастливых мгновений единения, настоящей любви, когда под пальцами композитора он зазвучит, запоет и заплачет.

А сейчас Былбыл Сара парит над сценой, как волшебная птица с белым шарфом - крыльями.

Завершается музыка и композитор, словно даря свои мелодии новому исполнителю, кружась, уходит со сцены и выводит к зрителям музыканта со скрипкой. Это замечательный Марат Ахметов. Взмах смычка и на сцене целый букет мелодий. Скрипач исполняет феерическую “Фантазию на темы песен Сары Садыковой”.

И снова на сцене певец. “Уфа каласы ни эчен матур” поет великолепный Рустем Маликов, ему аккомпанирует на рояле сын Муса.

Маленький пианист аккомпанирует и маленькой певице Айгуль Хайри. Эта девочка с большим бантом, воспитанница хормейстера Асии Зайнашевой, участница детского вокального ансамбля серебристым голоском выводит звуки песни “Матур илем”.

Приятно, что сегодня эти дети оказались не случайными исполнителями музыки Сары Садыковой. Они учатся, профессионально занимаются музыкальным творчеством.

И, конечно, незабвенная и неповторимая Вафира Гиззатуллина с произведением “Керфегене тамармын мин” на стихи Ш.Маннапова. Исполнение как всегда яркое, искреннее, на полной эмоциональной отдаче. Аккомпанирует замечательное трио в составе: Мунира Хабибуллина - фортепиано, Люция Исмагилова - виолончель, Аделя Ибушева - скрипка.

Следом - проникновенное исполнение Зили Сунгатуллиной “Болыннарда икэу йердек без” тоже в сопровождении инструментального трио.

Опускается суперзанавес. На сцене идет перестановка, а на авансцену выходит Нафиса Василова. Другая песня и другая, неузнаваемая Василова. Это эстрадная песня в ритме современного фокстрота “Эйтерге микен”. Нафиса одета под стать произведению: блестящие серебристые пиджак и шляпа, прямая черная юбка. Я думаю, что именно в таком образе предстала бы и сама многоликая Сара ханум.

И следом снова знакомые звуки. Песню “Беренче мэхеббет” на стихи Ахмета Рашита поет дуэт: Клара Хайрутдинова и Фердинант Салахов. Подвижный темп, современная оркестровая аранжировка делают песню сегодняшней, эстрадной, праздничной.

И снова на сцене шквал музыки. Звучит знаменитое Танго Сары Садыковой в оркестровке Олега Лундстрема.

Это истинное, чувственное и страстное Танго с чисто аргентинским темпераментом. На сцене две танцующие пары. Это солисты Государственного ансамбля песни и танца Лейсан Хаметова, Лилия Сорокина, Рамиль Шайдуллин и Дамир Латыпов. Блестящее Танго взрывает зал. На сцену вышла дочь С. Садыковой известная балерина Альфия Айдарская и вручила исполнителям цветы. Это запомнится надолго!

Надо сказать, что эту композицию я с ансамблем привезла из Франции, где на Международном фестивале в городе Мартиге с нами вместе выступал аргентинский коллектив “Гранд балет Аргентина”. Они показали в своей программе целый каскад танго. Изумительная музыка, страстный темперамент, глубокая чувственность. Все это произвело на зрителей ошеломляющий эффект. Каждое танго имело свой сюжеч, свой нерв, свой исполнительский состав, неповторимые взаимоотношения партнеров. Давно мы не видели такого подлинного живого танца любви.

И когда, в процессе подготовки программы “Былбыл Сара” я заново услышала Танго Сары Садыковой, оно потрясло меня своей мощью, своим блеском. И, конечно же, я решила в постановке этого номера использовать оригинальный материал, увиденный и записанный на видео во Франции.

Так же, как и в свое время при постановке Вальса С. Сайдашева, где я воспользовалась хореографией Императорского вальса И. Штрауса в исполнении балета Венского оперного театра, так и здесь достойным для Танго Сары Садыковой был только уровень хореографии аргентинского оригинала, который я и предложила балетмейстеру.

Роскошный “Вальс о вальсе” блестяще исполнила Зиля Сунгатуллина. Череду многогранных образов С.Садыковой продолжило еще одно танго, знаменитое “Кетам сине” в исполнении Гульшат Имамеевой и Ансамбля песни и танца. (Об этой композиции я писала выше в связи с программой посвященной 50-летию Победы “Эрни эле, эрни ул яра” (“Нам дороги эти позабыть нельзя”)).

Нарастание динамики и эмоциональности завершилось мощной кульминацией - финалом, когда на сцену вышли все участники концерта и вместе с Государственным ансамблем песни и танца исполнили неувядаемое произведение на стихи Хасана Туфана “Казан кичлере”. Этот номер с хореографией солиста танцевальной группы Ансамбля балетмейстера Тагира Латифуллина стал украшением многих концертных программ.

Гениальная музыка, гениальные строки:

Ак булып, саф булып исте калсын

Казаннын, кадерле кичлэре...

Сагынырбыз, дуслар, бу кичлэрне

Чэчлэргэ чал керген чорда да...

Мэнгеге, гомерге истэ калсын

Казаннын, кадерле кичлэре.

Все время, пока исполняется песня, зал аплодирует стоя.

Завершился концерт, который передавался прямой трансляцией по всей республике. В оркестре под управлением Рашида Мустафина снова звучит музыка “Казан кичлэре”. Зал не перестает аплодировать. В ложе стоя аплодируют Минтимер Шарипович Шаймиев и его супруга Сакина ханум. Никто не расходится. Зрители еще и еще аплодируют маленькой хрупкой женщине, которая смотрит на нас с портрета на сцене.

Мне выпала большая честь быть сценаристом и режиссером и второго юбилейного концерта, посвященного 95-летию С. Садыковой, который состоялся в театре оперы и балета им. М. Джалиля 17 декабря 2001 года.

Время делает гениальную музыку еще более прекрасной. Перефразируя известное выражение, хочется сказать: “Гениальное видится на расстоянии”.

Проходят годы и сегодня нам еще нужнее музыка Сары Садыковой, полная живых неувядающих чувств. Мы испытываем жажду по чистому роднику талантливого источника. Да, это то самое “Сусау”, то самое “Жидегэн чишмэ”, которые увековечила Сара Садыкова в своих произведениях.

Если это талантливо, то талантливо на все времена! Всегда молодое, всегда доброе, оптимистичное и прекрасное наследие Сары Садыковой переживет века!

И огромное счастье быть причастным к вечному, нести в душе радость общения с гениальным творцом, какой навсегда останется в наших сердцах Былбыл Сара!

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2