news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Краевед Вячеслав Данилов: «Разве могут быть кряшены отдельным народом?»

С октября 2020 года в селе Хозесаново Кайбицкого района работает частный музей, посвященный истории и быту крещеных татар Горной стороны. Корреспондент «Интертат» побывал в музее и поговорил с его основателем, краеведом и историком Вячеславом Даниловым.

Краевед Вячеслав Данилов: «Разве могут быть кряшены отдельным народом?»
Историк Вячеслав Данилов на собственные средства построил музей в родном селе
Фото: © Салават Камалетдинов / ИА «Татар-информ»

Вячеслав Власович Данилов – известный в районе человек, в конце 70-х работал вторым секретарем Апастовского райкома КПСС. Сейчас ему 84 года. Более 20 лет своей жизни он посвятил изучению истории своего села и края, на основе архивных материалов издал две книги, опубликовал множество статей в газетах и журналах.

Вячеслав Данилов считает неверным утверждение, что кряшены – отдельная нация, добровольно принявшая христианство еще до завоевания Казани Иваном Грозным. Никаких «кряшен» нет, есть насильственно крещеные татары, говорит он. Доказательства своим словам он нашел в архивах в Казани, Чебоксарах, Москве и Санкт-Петербурге. Исторические документы гласят, что жители его родной деревни Хозесаново стали христианами в результате насильственного крещения. Копии документов он опубликовал в книге «Хуҗа Хәсән – минем гомер бишегем» («Хозесаново – колыбель моя»).

Более 20 лет Вячеслав Данилов посвятил изучению истории своего села и края, на основе архивных материалов издал две книги

Фото: © Рамиль Гали / ИА «Татар-информ»

Так, в записях ландратской переписи, в ревизских книгах 1710-1762 годов (вторая волна христианизации нерусских народов Российской империи) можно увидеть, как имена жителей села с татарских менялись на русские. Привлекает внимание и тот факт, что именно в этот период зарегистрировано большое число овдовевших женщин и детей, потерявших отцов. Значит, мужское население массово умирало, но, вероятнее всего, не на войне в рядах царской армии, иначе они отмечались бы как «погибшие». Более правдоподобным кажется версия, что татары погибали, защищая свои семьи от насильственного крещения.

«Кряшенский активист сам оказался татарином»

О своих находках и желании открыть музей Вячеслав Данилов еще весной 2020 года говорил в интервью газете «Интертат». Я поинтересовался, не вызвали ли его слова негативной реакции со стороны тех, кто хочет отделить кряшен от татарского народа.

«Был человек из Мамадышского района, он не согласился с моими доводами. Я его просто спросил: “Сколько поколений предков ты знаешь?” Оказалось, что он даже своего деда не знает. Пять лет назад из Пестречинского района человек по фамилии Петров на меня ругался. Я ему предложил поехать в Москву и покопаться в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА). Он съездил, изучил историю своего рода, села и тоже написал книгу. Его предки также оказались татарами.

Документы гласят, что жители Хозесаново стали христианами в результате насильственного крещения. Копии документов Данилов опубликовал в книге «Хуҗа Хәсән – минем гомер бишегем»

Фото: © Рамиль Гали / ИА «Татар-информ»

Разве могут быть кряшены отдельным народом? Мы ведь насильственно крещенные татары. Мари и чуваши тоже крещеные народы, но их не называют кряшенами. Например, есть арабы, исповедующие христианство. Несмотря на то что они не в исламе, национальность у них все равно не меняется, они остаются арабами.

В наших краях татары не хотели переходить в христианство, сопротивлялись, из-за этого в церковных приходских книгах их национальность указывали как “чуваши”. Вот таким способом миссионеры хотели нас оторвать и от религии, и нашей национальности.

Есть ошибочно вошедшее в обиход словосочетание “керәшен татары” (кряшенский татарин). У кряшен татар никак не может быть. Правильно будет “татар керәшене”, то есть крещеный из татар (так написано в церковных книгах). По-русски ведь звучит правильно: «крещеный татарин». А у нас перевели неверно», говорит Вячеслав Данилов.

Насильственная христианизация татар началась после завоевания Казани Иваном Грозным. Первая волна не дает особых результатов. Начатая Петром Первым и его дочерью Елизаветой вторая волна была сильнее. В 1731 году в Свияжске была создана «Новокрещенская контора», а на основе Указа, изданного 11 сентября 1740 года, начинается поголовная христианизация мусульман и язычников. Насильственное крещение жителей деревни Хозесаново приходится на этот период.

Музей крещеных татар Горной стороны расположен в двухэтажном новом здании

Фото: © Салават Камалетдинов / ИА «Татар-информ»

«Если бы музей стал государственным, я бы не переживал за его будущее»

Музей крещеных татар Горной стороны расположен в двухэтажном новом здании. Оно построено на средства Вячеслава Данилова и его сына Эмиля. На первом этаже – стенды о жизни и деятельности знаменитых земляков – выходцев из Молькеевского  (Мәлки), Старо-Тябердинского (Иске Тәрбит), Чутеевского (Чүти), Хозесановского СП. Экспозиция дополнена снимками сельчан во время их работы на строительстве, зернотоке, на уборке урожая, на памятных мероприятиях.

На фотографиях также можно увидеть женщин, запечатленных 60-70 лет назад в национальной одежде. Тут же выставлены средство передвижения местных крестьян – «кошевка» (легкие сани для выезда) и двухколесная арба «уфалла», которая применялась в крестьянском хозяйстве.

В папках – копии документов переписи XVIII века, церковных приходских книг. В фонде музея также имеются оригиналы документов, относящихся к XIX веку. По словам Вячеслава Данилова, эти экспонаты будут выставлены после приобретения стеклянных стеллажей.

Большинство экспонатов относятся к периоду до середины XX века

Фото: © Салават Камалетдинов / ИА «Татар-информ»

На втором этаже – орудия труда сельского жителя, домашнаяя утварь, деревянная посуда. Несколько видов национальных костюмов, бывших в обиходе примерно в середине прошлого века, вышитые полотенца.

Большинство экспонатов относятся к периоду до середины XX века. Вячеслав Данилов знает предназначение каждого инструмента, умеет им пользоваться. Много лет назад именно с таким инструментом работали его родители и он сам. В связи с этим он вспомнил историю из детства.

«В те времена лошадей не хватало, приходилось запрягать быков. Это очень капризное животное! Если встанет, то его просто так не сдвинешь с места. Особенно в жару было очень трудно с ним справляться. Как-то мой бык ни с того ни с сего прямо со своей телегой прыгнул в реку Кубня – как тогда я жив остался?! Помню, как старшие, чтобы бык шел дальше, поджигали пучок соломы и подносили ему под хвост. Сегодня это, наверное, кажется дикостью, в то время, видимо, так делали от безысходности», – говорит собеседник.

Вячеслав Данилов знает предназначение каждого инструмента, умеет им пользоваться

Фото: © Салават Камалетдинов / ИА «Татар-информ»

Большую часть экспонатов в музей передали родные, друзья, односельчане Вячеслава Данилова. Некоторые – из его личной коллекции. Одна из комнат обустроена мебелью 2000-х годов – потому, что жизнь наша стремительно меняется и привычные нам вещи тоже постепенно уходят в историю.

Вячеслав Власович мечтает свой частный Музей крещеных татар Горной стороны зарегистрировать как филиал Национального музея Республики Татарстан. 6 сентября он направил об этом письмо Президенту Татарстана. Обращение также подписали около трех десятков представителей татарской интеллигенции. Но пока ни положительного, ни отрицательного ответа краевед не получил. Вячеслав Данилов подозревает, что письмо затерялось в коридорах власти.

«Если бы музей перешел на государственное обеспечение, я бы не переживал за его будущее. Если нет – кто после меня будет платить за электричество, газ, кто будет следить за порядком и обновлять экспозицию? Музей людям нужен. Сюда уже приезжают школьники из окрестных деревень, районов, краеведы. Другого такого музея, посвященного крещеным татарам, в Татарстане нет.

Вячеслав Власович мечтает свой частный музей зарегистрировать как филиал Национального музея Республики Татарстан

Фото: © Салават Камалетдинов / ИА «Татар-информ»

Если этот очень красивый музей получит государственный статус, это был бы большой вклад в укрепление единства татарского народа. Здесь очень хорошо видно, что кряшены – одна из групп татарского народа», – говорит Вячеслав Данилов.

Своим преемником он считает учителя истории в школе села Хозесаново, молодого краеведа и аспиранта Азата Раззакова.

«Предметы дети лучше осваивают на родном языке»

Школа села Хозесаново расположена в соседнем с музеем здании. В ней учится 81 ребенок из двух деревень. Школа современная, прекрасно оборудована, в каждом кабинете – интерактивные доски, созданы все условия для обучения. Предметы ведутся на татарском и русском языках. Так как дети общаются на татарском, предметы они лучше осваивают на родном языке, объясняет Азат Раззаков. Термины ученикам дают на русском языке, подготовка к экзаменам тоже идет на русском.

Школа села Хозесаново расположена в соседнем с музеем здании. В ней учится 81 ребенок

Фото: © Салават Камалетдинов / ИА «Татар-информ»

«Жители села вышли против строительства церкви»

В кряшенском селе Хозесаново нет церкви. Православные миссионеры вплоть до установления советской власти много раз пытались построить в селе храм, однако натыкались на сопротивление жителей села. Самая сильная и последняя попытка была предпринята в 1914 году. Однако планам миссионеров помешала сначала Первая мировая война, а потом уже Октябрьская революция. И хотя жители деревни считались крещеными, известно, что несколько десятков жителей в своих домах украдкой исповедовали ислам. Документы с записями о таких фактах, рапорты священнослужителей сохранились в архивах. Их копии мне показал Вячеслав Данилов. В советские годы привлечение населения к религии прекращается и такие примеры перестают регистрировать в официальных документах.

Рядом с местом, предназначенным для строительства церкви, есть старинное мусульманское кладбище. Хотя более двух веков здесь никого уже не хоронят, жители села содержат этот участок в порядке. Территория кладбища огорожена. Однако надгробия здесь не сохранились. Посередине кладбища растет старая береза, вокруг нее – могильная оградка. Жители говорят, что здесь похоронен основатель деревни Хужа Хасан. Старожилы знают его как большого мудреца и обладателя знаний.Сюда приезжают на помолиться из многих деревень Апастовского, Буинского, Зеленодольского районов Татарстана и из Заказанья.

В селе есть старинное мусульманское кладбище. Хотя больше века здесь никого уже не хоронят, жители села содержат этот участок в порядке

Фото: © Салават Камалетдинов / ИА «Татар-информ»

«Когда я был маленьким, в засушливые дни односельчане приходили на это кладбище своих предков и проводили обряд «вызова дождя». Для этого сначала молились, затем варили кашу, «янгыр боткасы» («каша для дождя»), потом сами обливались водой и обходили улицы деревни, обливая водой других. Удивительно, но после этого обычно шел дождь», вспоминает Вячеслав Данилов.

Автор: Рифат Каюмов; перевод с intertat.ru

Данилов Вячеслав Власович  является организатором, застройщиком и создателем «Музей крещенных татар Нагорной стороны Республики Татарстан» в селе Хозесаново Кайбицкого района РТ. Он родился 30 октября 1937 г. в вышеупомянутом селе Хозесаново, является ветеранам труда РТ, инвалидом второй группы. В 83-летнем возрасте Вячеслав Власович, завершив строительство здания музея, комплектовал его экспонатами, мебелью и оборудованием. Потом торжественно открыл его 6 октября 2020 г. для эксплуатации. Данилов использовал для этих целей все свои личные пенсионные сбережения и весомую финансовую помощь своего младшего сына Эмиля Вячеславовича.

Вячеслав Власович с 1985 г. является заслуженным экономистом ТАССР, имеет высшее экономическое и среднеспециальное сельскохозяйственное образование. В своё время он обучался на «Первых Высших офицерских курсах «Выстрел» им. маршала Советского Союза Шапошникова Б.М. и стал подполковником запаса. Данилов заслуженный краевед Республики Татарстан. Им написаны три исторические книги о своей родной деревне Хозесаново и окрестных населённых пунктах родного края. Эти его книги занимают достойное место в Российской Государственной библиотеке в Москве и в Национальной Библиотеке Республики Татарстан, а также в библиотеке Президента РТ и др. Статьи Вячеслава Данилова и его очерки опубликованы на страницах многих газет и журналов республики и в ряде книг разных авторов. Он долгие годы (22 года) работал в Апастовском районе (нынешний Кайбицкий район в этот период входил в состав Апастовского района РТ). В 1975-м году его выдвигают на должность Председателя Апастовского районного Комитета Народного контроля, а в 1976 г. уже на должность второго секретаря Апастовского райкома КПСС. Он более 10 лет успешно и плодотворно проработал на этой должности, заработал непререкаемый авторитет не только в районе, но и в Республике Татарстан. При его непосредственном участии в районе были построены: в колхозе им. М. Джалиля – свинокомплекс; в колхозе им. Куйбышева - комплекс по выращиванию племенных тёлок, средняя школа, сельский дом культуры в селе Бурундуки; в колхозе Память Ленина - средняя школа, дом культуры, участковая больница, здание механической мастерской филиала «Райсельхозтехника»; в колхозе Правда - свинокомплекс в селе Ст. Чечкабы, дом культуры и двухэтажная больница в Б. Кайбицах и ряд животноводческих помещений в деревне Кушманы; в колхозе «Путь к коммунизму» - молочный комплекс и ряд других объектов; в колхозе «Ульянково» - дом культуры, средняя школа, овцекомплекс; в колхозе «Подберезье» - дом культуры, средняя школа и ряд животноводческих объектов; в колхозе им. Кирова - два железобетонных моста через реку Кубня и один железобетонный мост через реку Инеш, механическая мастерская, дом культуры, ряд коровников и телятников в сёлах Хозесаново и Турминском, подготовлены проектные и финансово-юридические документы Хозесановского детского сада и средней школы; в колхозах 50 Лет Татарии, им. Ильича, Восход, Юлдуз построены многочисленные животноводческие объекты. Здесь перечислено не более одной десятой доли всех построенных объектов в районе. Вячеслав Данилов с начала 1985 г. работал в Казани на разных ответственных и руководящих должностях республики.

Вячеслав Власович за период своей долголетний работы удостоен многих государственных правительственных наград СССР и Республики Татарстан.

Например, 22 апреля 1970 года от имени Президиума Верховного Совета СССР он награждается медалью «За доблестный труд» в ознаменование 100-летия В.И. Ленина.

От 18 января 1974 года по итогам социалистического соревнования 1973 года награждён «Значком ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ».

От 7 января 1974 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР награждён медалью «За трудовую доблесть З№382644».

От 1 декабря 1984 года награждён Всесоюзном Ленинским Коммунистическим Союзом молодёжи памятным значком ЦК ВЛКСМ «60 лет с именем В.И. Ленина».

От 1985 года медалью Татарской АССР «Заслуженный работник Республики».

От 27 октября 1997 года Указом Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева «Почётной грамотой Республики Татарстан».

От января 2001 года «Благодарственным письмом Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева».

От 13 декабря 2005 года  Указом Президента РФ  награжден  медалью «В память 1000 летия Казани»

От 30 октября 2012 года Указом Президента РТ награжден  медалью «За доблестный труд»

От октября 2017 г. от имени ЦК КПРФ награждён памятной медалью «100 лет Великой Октябрьской революции», а от имени Г.А. Зюганова почётной грамотой ЦК КПРФ.

От 23 октября 2017 года награждён Указом Президента Республики Татарстан Минниханова Р.Н. «За заслуги перед Республикой Татарстан «медалью ордена №196».

От 2018 года награждён памятной медалью «100 лет Красной армии».

От 2018 года Почётным орденом «100 лет Ленинскому Комсомолу».

От 13 февраля 2020 года награждён «Благодарственным письмом» РОО Центр Национального Развития, штаб татар в городе Москва.

От 1 октября 2020 года Вячеслав Власович награждён медалью Международного Союза «Всемирный конгресс татар» за большие заслуги перед татарским народом №1068.

От 2020 года награждён медалью Российской Федерации «75 лет Великой Победы в ВОВ».

От 10 февраля 2021 года награждён медалью «100 лет образования Татарский Автономный Советской Социалистической Республики» № 0593.

Данилов В.В. в течение 16 лет подряд работал депутатом Апастовского Райсовета депутатов трудящихся и членом его исполкома, около 18 лет был внештатным инструктором татарского обкома КПСС. Имеет многочисленные почётные грамоты и благодарственные письма, а также ценные подарки от различных Министерств и от глав районов Республики Татарстан и не только.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2
autoscroll_news_right_240_400_3