news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Искусствовед: «Чишминские мавзолеи в Башкирии были построены татарскими зодчими»

Делегация ученых из Татарстана посетила конференцию «Вехи истории» в Челябинской области. Одна из главных тем мероприятия касалась Чишминских мавзолеев в Башкирии и архитектурного наследия Золотой Орды. Искусствовед и архитектор Гузель Валеева-Сулейманова рассказала о конференции и об архитектурных особенностях булгаро-золотоордынских мавзолеев.

Гузель Валеева-Сулейманова

Фото: © «Миллиард.Татар»

«Именно архитектура позволяет нам установить связь между мавзолеями в Болгаре и в Чишминском районе Башкортостана»

– Гузель Фуадовна, недавно вы вернулись с симпозиума «Вехи истории», прошедшего 12-14 октября в Челябинске. Какие темы там поднимались?

– Симпозиум, имеющий статус всероссийского с международным участием, затронул вопросы, связанные с историей татарских ханств – Золотой Орды, Казанского и Сибирского ханств, границ российских территорий, земельных вотчин, засечных линий, населения, административного управления и других. Совместно с коллегами я приняла участие в работе проходившего в рамках симпозиума круглого стола: «Мавзолеи Средневековья Волго-Уралья, Крыма, Казахстана: проблемы исследований». Полезными для моей темы были доклады, касающиеся золотоордынской тематики, поскольку исследуемые мавзолеи относятся к данной эпохе. Сама локация круглого стола, прошедшего в поселке Варна Челябинской области, соответствовала выбранной тематике, поскольку именно там находится построенный из кирпича и реконструированный в недавнее время мавзолей, получивший в народе мифическое название мавзолея Тамерлана.

– Существуют разного рода спекуляции вокруг Чишминских мавзолеев. Действительно ли они были построены правителями Золотой Орды?

– Время строительства и принадлежность Чишминских мавзолеев – так называемого мавзолея Тура хана, Хусаин-бека, Малого кэшэне и принадлежность их монументальному зодчеству Волжской Булгарии, точнее Булгарского улуса Золотой Орды, теперь не вызывают у специалистов никаких сомнений. Археологи, историки, архитектуроведы, языковеды, эпиграфисты пришли к общему выводу о том, что мавзолеи были построены не ранее первой половины XIV века и относятся к золотоордынско-булгарской архитектурной школе. Все они возведены из камня с использованием прогрессивных строительных технологий и конструктивных решений, присущих архитектуре крупнейших мусульманских государств того времени, и относятся к памятникам монументального зодчества, которое, как известно, могло появиться и существовать на территориях с высокоразвитым экономическим, административно-политическим и идеологическим устройством.

Просто так, на пустом месте, такие сооружения не возникают, даже если около места строительства есть доступный для него камень (в данной местности его нет). Нужна, во-первых, политическая элита государства с необходимой идеологией и идеологическим намерением для принятия решения о появлении данных сооружений. Во-вторых, необходимо привлечение зодчего, наделенного специальными знаниями для возведения подобных масштабно и пропорционально выверенных по размерам мавзолеев, с точными математическими расчетами данных сооружений, имеющих к тому же сложные конструкции и, самое важное, соответствующих стилю и достижениям в архитектуре соответствующей эпохи крупных мусульманских держав. В-третьих, должны быть опытные строители, способные рассчитать нагрузки каменных стен, сводов, шатров.

Мавзолеи возведены с использованием в строительстве таких конструктивных элементов, как тромпы в интерьерах, которые снижают давление свода на стены, треугольные скосы – так называемые мамлюкские срезы для увеличения количества граней при переходе от четверика основания к восьмерику промежуточного яруса и многое другое, что относится к достижениям мировой средневековой архитектурной практики.

Мавзолеи построены в зоне лесостепи, и на этой территории в золотоордынскую эпоху и позже проживало и проживает оседлое татарское население. Камни, из которых они построены, – привозные. Их палеомагнитный анализ выявил происхождение камней, в том числе туфовых известняковых, использованных в конструкциях сводов, из Болгарского месторождения, о чем свидетельствуют данные из исследования уфимского археолога Г.Н. Гарустовича, посвященного Чишминским мавзолеям.

«Этот архитектурный прием является отличительной особенностью, выделяющей Булгарские и Чишминские мавзолеи из общей панорамы архитектуры Золотой Орды»

– Какие отличительные особенности у архитектурной школы Булгарского улуса Золотой Орды?

– Булгарские зодчие применяли в строительстве технологию возведения двух параллельных стенок, между которыми закладывался известняковый раствор с включениями бутового камня. Эта система постройки характерна и для Чишминских мавзолеев. Если мы посмотрим на размеры квадратных оснований, образующих куб первого яруса, то они варьируют от 6 на 6 м до 11 на 11 м. Куб основания переходит в восьмерик через треугольный скос, в литературе он получил название «мамлюкский срез», так как характерен для архитектуры Египта в период правления династии Мамлюков.

Получается своеобразное ярусное сооружение с восьмигранным поясом второго яруса, на котором покоится сферический купол внутреннего покрытия. Над ним построена восьмигранная пирамидальная конструкция шатра. Тем самым здания наших мавзолеев были покрыты двойным куполом. Внутренний полусферический заменяет потолок, внешний пирамидальный – шатровый купол. Вход в мавзолеи осуществляется посредством пристроенного портала. Это единая объемно-пространственная структура сооружения, которая представлена во всех мавзолеях в Болгаре и рассматриваемых нами Чишминских мавзолеях, а также в мавзолее – «башне Тамерлана».

Мавзолей Джучи-хана

Фото: ru.wikipedia.org

– Эта архитектурная система придумана в Волжской Булгарии?

– Вот тут заключается самое интересное в исторических закономерностях, связанных с формированием школ монументального зодчества. Когда мы начинаем изучать архитектурные приемы, использованные при строительстве наших мавзолеев, то находим в них следы влияний архитектуры Хорезма, Крыма, Малой Азии и Закавказья. Дело в том, что данная система сложилась в Средней Азии и в Иране. При отсутствии портала она получила название системы в стиле «восточного классицизма». Если мы вспомним мавзолей Саманидов в Бухаре или мавзолей Санджара в Мерве, относящиеся к домонгольскому периоду, то обнаружим в них зарождение данной ярусной системы.

У интересующих нас мавзолеев присутствует портал в форме неширокого коридора. Портальные мавзолеи появляются в тюркской мусульманской архитектуре конца XII – начала XIII века. Например, мавзолей Текеша в Куня –Ургенче, который в 1212 году вошел в состав территории чингизидской империи. В Центральной Азии конструкции порталов достаточно крупные и богато декорированы, в отличие от школы булгарского зодчества, учитывая климатические условия. Таким образом, тюрко-мусульманская традиция строительства порталов пришла из Средней Азии и была перенесена тюрками-сельджуками на территорию Малой Азии. В булгаро-татарской архитектуре они появились в эпоху Золотой Орды.

– Есть ли особые маркеры выделяющие мавзолеи из общей архитектуры Золотой Орды?

– Есть одна важная деталь, которую обычно исследователи золотоордынских булгарских мавзолеев не упоминают, – это выделенные нами выше «мамлюкские срезы». Мы знаем, что Золотая Орда поддерживала связи с мамлюкским Египтом. Основной путь этих связей пролегал через золотоордынское государство на территории Крыма. О связях в архитектуре города Болгар, Крыма и мамлюкского Египта высказывал свое мнение архитектор и искусствовед Фуад Валеев. В Крыму, как и в Среднем Поволжье, есть и были постройки мавзолеев с такими же треугольными скосами на фасадах. Этот архитектурный прием является отличительной особенностью, выделяющей Болгарские и Чишминские мавзолеи из общей архитектурно-конструктивной системы строительства зданий мавзолеев (и не только) Золотой Орды. Этот важный маркер свидетельствует, о том, что Чишминские мавзолеи были построены татарскими зодчими и строителями по устоявшейся в Среднем Поволжье и Приуралье системе каменного строительства.

Есть и другие общие явления, объединяющие архитектуру булгаро-татарских мавзолеев. Все они ориентированы входом на юг, у всех фасады прорезаны арочными проемами окон. Внутри мавзолеев, в местах, где стена переходит в свод, используются тромпы. Грани шатра имеют небольшие прямоугольные отверстия, они созданы для того, чтобы влага в виде конденсата не собиралась во внутреннем своде.

– Как мамлюкский срез мог попасть в Поволжье?

– Во-первых, в результате политических, торговых и культурных связей Булгарского улуса с Египтом, управлявшемся тюркской династией мамлюков, которых исследователи считают выходцами из Крыма. Кроме того, в Булгарском и Крымском улусах Золотой Орды совпадают правящие элиты из племен Кыпчак, Барын, Мангыт и Ширин. Например, на карте территории Крыма XV-XVI столетий обозначены границы родовых владений этих племен. Эти роды владели землями и позже на территории Казанского ханства.

Чишминские мавзолеи находились в границах северных территорий Булгарского улуса Золотой Орды. По архивным и родословным источникам, обследованным историками для выяснения принадлежности территории и населения Чишминского района, было выявлено, что на ней проживали татарские роды племени минг/мангыт, названия селений и роды которых отражены на карте Генерального межевания 1646 года и раздельных грамотах с родословными, которые при разделении земель являлись юридическими документами «княжества и тарханства». Рода татарского племени минг восходят к Идегею.

Фото: © «Миллиард.Татар»

«Принято считать, что строительство мавзолеев в период расцвета Золотой Орды в XIV веке было связано с идеологической повесткой»

– Гузель Фуадовна, зачем Золотая Орда возвела монументальные сооружения на периферии?

– Чишминские мавзолеи находились в границах северных территорий Булгарского улуса Золотой Орды. Скорее всего, они были символом власти и манифестацией религиозных и политических устоев для оседлого и полуоседлого населения отдаленных территорий Улуса Джучи. Чтобы построить такие сооружения, надо было иметь сильное административное управление и развитую архитектурную школу монументального строительства. Зодчий должен был получить заказ, грамотно спроектировать и рассчитать конструкции зданий (все они построены по определенному метрическому модулю), потом должны были быть разработаны, добыты в каменоломнях и доставлены на место строительные камни (мавзолеи построены из трех видов камней) и затем осуществлено строительство группой мастерами каменных дел. Все это сложные и трудоемкие процессы возведения зданий, которые невозможно осуществить в не населенных жителями районах.

– Есть гипотеза, что мавзолеи построены не Золотой Ордой, а кочевниками. Правдиво ли это утверждение?

– Конечно, это утверждение явно некомпетентное, ошибочное, оно не учитывает исторические закономерности развития общества, отметает весь ход истории монументального зодчества, появлению которого мы обязаны достижениям в строительной культуре средневековых государств и династиям правителей. Теперь часто в Википедиях можно столкнуться с ошибочными и любительского характера утверждениями, иногда доходящими до абсурда. Я думаю, «Миллиарду татар» можно посвятить целую серию статей по разоблачению такого рода нелепых википидических высказываний.

Чишминские мавзолеи находятся на территории татарских кладбищ с характерным для них особым типом надгробий – каберташ, характерным для оседлого населения. Среди них выявлены эпитафии, относящиеся к ХIV веку, впервые они были научно атрибутированы крупным ученым Г.Ф. Юсуповым.

– Откуда тогда возникла версия с кочевниками?

– Когда кто-то пишет, что мавзолеи построены кочевниками, то молчит о том, кем управлялась данная территория и в какое государственное объединение она входила, кто был заказчиком строительства данных мавзолеев. Как я уже говорила ранее, невозможно построить монументальные каменные сооружения без достаточно развитой индустрии строительных материалов, а тем более не учитывая своеобразный региональный золотоордынский стиль архитектурного облика мавзолеев. Без солидной базы и развитой системы каменного зодчества это сделать невозможно. Кроме того, на данной территории лесостепи проживало оседлое население, которое на своих кладбищах (учеными зафиксировано 7 кладбищ с 12 надгробиями) ставило каменные надгробия с резной каллиграфическими эпиграфикой и частично с орнаментальным декором в стиле эпитафий городского и сельского населения Золотой Орды и преемственно продолжало эту традицию в период Казанского ханства и впоследствии в составе Российского государства.

Сейчас в Чишминском районе проживают татары в основанных ими деревнях, и в целом откуда и с какой целью возникают предположения о том, что и мавзолеи, и кладбища относятся к памятникам степной кочевой культуры, в современных условиях цивилизованного общества трудно понять. До появления карты Генерального межевания вся эта территория называлась «Минской волостью». После раздела земли в 1671 году на территории Минской волости возникло множество территориальных татарских объединений. Я не являюсь специалистом в области истории заселения территорий, но опираюсь на приведенные в трудах ученых документы и сделанные ими выводы в рамках информации, содержащейся в этих документах. Отвечаю целиком и полностью за обоснование архитектуры мавзолеев и их происхождение.

Валеева-Сулейманова Гузель Фуадовна – доктор искусствоведения, архитектор, главный научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, профессор Казанского архитектурно-строительного университета.

Владислав Безменов, «Миллиард.Татар»

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2
autoscroll_news_right_240_400_3