news_header_top_970_100
16+

Инструменты контроля производительности помогут перевозчикам управлять бизнесом

Инструменты контроля производительности помогут перевозчикам управлять бизнесом
Руслан Галеев, генеральный директор инжиниринговой компании VESA SYSTEM
Фото: пресс-служба ООО «Веса Систем»

Прошедший 2023 год стал трансформационным для компаний-грузоперевозчиков. Участники рынка активно перестраивали бизнес-процессы, чтобы минимизировать влияние внешних факторов и сократить издержки, связанные с ростом цен на логистику в целом. Несмотря на восстановление и увеличение объемов грузопотока, спрос на автомобильные перевозки в течение всего года заметно опережал предложение, дефицит был спровоцирован нехваткой водителей, транспортных средств и запчастей. Дополнительно на него повлияли рост стоимости топлива, курса валют и изменение ставки рефинансирования.

В 2023 году автоперевозки внутри России подорожали в среднем на 30–40%, и в ближайшее время изменения тренда не ожидается. В компаниях, входящих в топ-10 российских перевозчиков, рассказали, что в наступившем году планируют ускорить внедрение цифровых сервисов для оптимизации бизнес-процессов и разработать дополнительные, в том числе нематериальные, механизмы стимулирования персонала. Главная задача — повысить общую эффективность и сократить издержки.

О том, какие задачи грузоперевозчиков можно решить при помощи цифровых систем контроля и как их внедрение позволяет влиять на рентабельность бизнеса, рассказал генеральный директор инжиниринговой компании VESA SYSTEM Руслан Галеев

— Руслан, как вы считаете, есть ли шанс выжить в сегодняшних непростых условиях у небольших компаний-перевозчиков, чей парк исчисляется в нескольких десятках машин?

— Чтобы обеспечить стабильность и дальнейшее развитие, собственникам придется, прежде всего, перестроить подход к процессам — поменять операционное мышление на проектное. Развитие бизнеса грузоперевозок должно происходить через развитие производительности каждой единицы транспорта, которую необходимо контролировать и измерять. «Нельзя управлять тем, что нельзя измерить» — фраза Альберта Эйнштейна как нельзя лучше иллюстрирует эту идею. Автор великой теории относительности понимал, что очень важно измерять то, что мы хотим контролировать или улучшить.

Собственники небольших компаний нередко ведут логистический учет себестоимости перевозок и тонно-километров приблизительно — в голове или в тетрадке, то есть фактически не управляют своим бизнесом. Проблема производительности — глобальная проблема. Если говорить об упущенной выгоде, то существует проблема недогрузов. Есть такой показатель — КИГ — коэффициент использования грузоподъемности. Часто перевозчик сознательно предпочитает недогрузить машину, боясь штрафов. В практике нашей компании был такой случай: клиент ездил с недогрузом в 2 тонны. Мы установили бортовые весы нашего производства — прямой рост выручки составил 10%. Не менее важная задача — пресечь обман со стороны отправителя грузов. Типовая ситуация: отправитель утверждает, что загрузил 5 тонн груза, а по факту грузит 10. Как следствие, у перевозчика возникает риск поломок и простоев. Что же касается штрафов — административная ответственность за перегруз по-прежнему находится на стороне перевозчика. В случае оперативного контроля при помощи бортовых весов, обмана и убытков можно было бы избежать.

— Как грузоперевозчики могут снизить себестоимость и потери?

— Контролировать каждый пройденный километр. Наша компания выпускает бортовые системы взвешивания с 2018 года. За это время мы накопили массу примеров того, как можно повысить рентабельность бизнеса просто начав измерять, контролировать и анализировать результаты. Датчики VESА в совокупности с системой мониторинга транспорта позволяют в режиме реального времени фиксировать, где машина загрузилась, где выгрузилась, сколько простаивала, какое количество топлива израсходовано и в конечном итоге сопоставлять выручку с каждого тонно-километра с его себестоимостью. Таким образом грузоперевозчик может контролировать экономику бизнеса и предпринимать шаги для увеличения маржинальной дельты. Наши бортовые системы могут быть использованы практически на всех типах техники. Особенно хорошо датчики VESA зарекомендовали себя в отраслях магистральных перевозок, добычи, АПК и жилищно-коммунального хозяйства.

— На сегодняшний день на российском рынке работает не более 10% крупных компаний-перевозчиков. Остальные участники — малый и микробизнес с парком от 3-5 машин.
Насколько бортовые системы взвешивания могут помочь оптимизировать бизнес небольших транспортных компаний? И нужно ли им это?

— До 90% перевозчиков — это маленькие компании с небольшим парком автомобилей, как правило, индивидуальные предприниматели. Им свойственно решать задачи по мере их поступления, не анализируя и не строя прогнозов. Купить новую резину, отремонтировать машину подешевле, нанять водителя, который будет ездить, а не спать — все замыкается на операционных вопросах, а в конечном итоге все равно схлопывается в экономику.

Малый бизнес не слишком задумывается об анализе, недооценивает возможности управления бизнес-процессами. При этом учет и измерения позволяют найти точки роста доходной части и возможности для снижения себестоимости и потерь. Воровство может обернуться для грузоперевозчика убытками в несколько миллионов рублей. Ведь далеко не всегда воруется песок и щебень, иногда может пострадать и дорогостоящий груз. Левые рейсы — это расход топлива и оплата нецелевого труда водителя из кармана того же ИП-шника. Чтобы увеличить дельту между выручкой и себестоимостью, достаточно просто поставить систему мониторинга транспорта и при помощи бортовых систем отслеживать все точки загрузки и выгрузки, простои, расход топлива, воровство и оперативно влиять на логистические цепочки. Но люди, как правило, не любят анализировать и разбираться в мелких деталях. Отсюда достаточно большое количество неудавшихся стартапов. Практика нашей компании показывает, что установка бортовых систем взвешивания позволяет грузоперевозчикам увеличить доходную часть бизнеса на 20-50% в коротком периоде.

Реклама. ООО «Веса Систем»

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100