news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Илсур САФИУЛЛИН: «Структура налоговых поступлений в 2007 году существенных изменений не претерпит»

12 октября на 26-м пленарном заседании Госсовета РТ депутаты рассмотрят в первом чтении проекта закона «О бюджете Республики Татарстан на 2007 год». Обсуждение проекта закона уже прошло на заседаниях комитетов парламента республики. Детали главного финансового документа Татарстана на будущий год обсуждались и на пресс-конференции в ИА «Татар-информ». На вопросы журналистов ответил председатель комитета по бюджету, налогам и финансам Госсовета РТ Илсур Сафиуллин.

Илсур Миннурович, представляя на заседаниях комитетов парламента проект бюджета республики, и первый заместитель Премьер-министра РТ - министр экономики и промышленности Борис Павлов и министр финансов РТ Радик Гайзатуллин говорили, что он будет «напряженным». На ваш взгляд, с чем это связано?
И.С.: Надо сказать, что те, кто отвечает за проект бюджета, а в дальнейшем и за его реализацию, наверное, должны так говорить. Чем меньше доходов и расходов закладывает Правительство, тем легче будет исполнять бюджет. Это обычная практика, не только в нашей стране, но и во всем мире. Для того и существует процедура прохождения бюджета через парламент, чтобы выяснить, насколько те цифры, которые заложены в бюджете, соответствуют реалиям экономики. Основная работа в комитетах была посвящена именно этому процессу. Депутаты скрупулезно изучали информацию о бюджете, возникали и спорные моменты. В итоге в заключениях комитетов все они отражены. Правительство республики делает все, чтобы учесть замечания парламентариев еще на этой стадии. Ко второму чтению все они будут оформлены в виде поправок, и думаю, консенсус будет найден.

Другой вопрос, что пока мы не имеем ясности по всей бюджетной сети, насколько она соответствует возможностям нашей республики, насколько ее структура эффективна. Именно она – предмет изучения органов власти всех уровней в последние 2-3 года. На сегодня пока мы имеем неравномерное распределение бюджетных учреждений. Бюджетная система поставлена таким образом, что мы финансируем то, что имеем. Однако к 2009 году мы должны перейти к нормативному финансированию. Потому что такие законодательные нормативы созданы на федеральном уровне. Это работа по повышению эффективности каждого рубля, то есть вложения бюджетных средств должны приносить большую отдачу, чем сейчас.

Насколько в этом году изменилась структура налоговых поступлений? Как удается решать проблему сборов земельного налога?
И.С.: Одно из достижений российской налоговой системы в том, что на будущий год структура доходов от налоговых поступлений не претерпевает серьезных изменений. Не вводятся новые налоги, однако проводится перераспределение налогов между различными уровнями бюджетов.

Основной налог, зачисляемый в республиканский бюджет – налог на прибыль. По нему для налогоплательщиков изменения приятные. Вводятся ускоренная амортизация, также можно будет списывать убытки прошлых лет в текущем году за счет прибыли. Кроме того, сумму средств направляемых на НИОКР, можно будет списать в течение первого года со дня перевода денег. Также есть возможности для расчета амортизации вычислительной техники, для предприятий, занимающихся инновационной деятельностью. Надо сказать, эти освобождения могут и уменьшить уровень поступлений от налога в бюджет республики. Но я думаю, они будут компенсированы более эффективной и доходной работой предприятий, можно сказать, что это работа на будущее.

Изменения также происходят в области НДФЛ. Это второй по значимости налог для нашего бюджета. Он собирается сложно, на следующий год поступления от него запланированы в размере 12,3 миллиарда рублей, что на 1,8 миллиарда больше, чем в этом году. Но при этом увеличиваются налоговые вычеты, теперь они будут достигать 50 тысяч, то есть вдвое больше, чем было раньше.

Также с этого года начал действовать новый закон о налоге на дарение. То есть имущество, добровольно переданное вам родственниками или иными лицами, облагается куда меньшим налогом, чем скажем, было 2 года назад. Я считаю, что заложенные в бюджете 12,3 миллиарда рублей будет собрать весьма трудно. Однако сборы налогов у нас каждый год увеличиваются. Идет работа по выведению зарплат из тени, и думаю, в этом направлении все будет успешно.

Следующие налоговые поступления – это акцизы. Здесь изменения связаны с налогообложением нефтяной отрасли. Теперь акцизы будут платить только производители нефтепродуктов. С одной стороны, это упрощает процедуру составления налоговой отчетности для предприятий, с другой - изменения должны отразиться на качестве бензина. Переработчикам станет невыгодно ухудшать качество бензина, приобретая его по более дорогим ценам. Сумма поступлений, впрочем, планируется на уровне прошлого года.

Также изменения касаются и порядка начисления единого сельскохозяйственного налога. С 2007 года все поступления, хотя и небольшие, будут идти в местные бюджеты. Я думаю, это правильный шаг, потому что предприятия, которые платят этот налог, имеют непосредственное отношение к муниципалитетам. С одной стороны, ответственность за сбор этого налога лежит на местных администрациях, с другой – они заинтересованы, чтобы этот налог вырос. Теперь они должны будут оказывать всяческое содействие сельхотоваропроизводителям, в частности, это касается оформления земель, ссуд, регистрационных форм и так далее. Раньше ведь этот налог шел в республиканский бюджет, и руководители на местах не были заинтересованы в развитии местных предприятий. То есть, это сделано и для того, чтобы устранить все бюрократические проволочки на местном уровне.

Хотелось бы отметить, что налог на имущество предполагается собрать в тех же пределах, что и в этом году. А вот по налогу на добычу полезных ископаемых запланирован рост на 23 процента. Это связано с тем, что средняя цена на нефть держится на достаточно высоком уровне, поэтому и расчеты сделаны, исходя из этих цифр, в среднем это 57 долларов за баррель. Общая сумма здесь должна составить 2884 миллиона рублей. Но надо учесть то, что от акцизов освобождается нефть, добытая на малодебитных скважинах. Для нефтяников республики это плюс, но в то же время будут потери у бюджета республики. В целом же доходы бюджета республики должны составить 53697278,7 тысячи рублей, расходы – 56214359,8 тысячи.

На недавнем заседании возглавляемого вами комитета было принято решение о снятии с рассмотрения на пленарном заседании 12 октября проекта закона о снижении ставок налога на игорный бизнес. Каков ваш прогноз о дальнейшей судьбе этого закона?
И.С.: Наши депутаты предложили не включать его в повестку дня сессии и рассмотреть после 18 октября. То есть срока, который отведен на то, чтобы предприятия, занимающиеся игорным бизнесом, переехали на территорию МКСК «Казань» и поселка Камские Поляны. После этого дня, убедившись в соблюдении ими республиканского закона о деятельности игорного бизнеса, можно будет принять решение об уменьшении налога на один год.

С января 2006 года республика живет по законам местного самоуправления. Будет ли меняться в будущем году система межбюджетных отношений?
И.С.: Для всех это новое явление, однако в некоторых районах республики мы и до этого закрепляли за органами местного самоуправления некоторые налоги. В принципе власть на местах уже овладела механизмами сбора и регулирования этих налогов. Сегодня мы видим, что это происходит в близлежащих к Казани районах.

Самое важное сегодня то, что советы местного самоуправления начали считать свои деньги. Да, пока этих денег, в частности, на обеспечение всех функций, не хватает. Налоговая база на местах такова, что даже республиканский фонд выравнивания бюджетов не всегда может помочь. Хотя надо сказать, что образование, медицинское обслуживание обеспечиваются в полном объеме и на эти нужды средства у местного самоуправления есть. Другое дело, что нет у местных бюджетов денег на жилищно-коммунальные услуги, обустройство территорий. Вот это глобальная проблема, пожалуй, всего бюджета страны. Решение, на мой взгляд, надо искать на федеральном уровне, может быть, путем принятия национальных программ. Есть приоритетный национальный проект по развитию АПК, но в реализации его участвуют люди, которые живут на селе, ходят на работу на современные и усовершенствованные предприятия села по грязи и разбитым дорогам. Здесь необходим, мне кажется, национальный проект по строительству дорог. Впрочем, насколько я знаю, он уже намечается.

В Татарстане изначально была принята модель, когда советы местного самоуправления создавались на основе предыдущих органов власти на селе. Это позволило быстрее разобраться в структуре расходов и потребностей, которые существуют у них сегодня. Идет процесс по регистрации земли и имущества, находящихся на территории поселений, ведь для них налог на землю и имущество – основной источник дохода. В будущем наверняка встанет вопрос об укрупнении поселений, и будет правильно, если инициатива пойдет от них. Поселения сами будут нащупывать возможности объединения. Как следствие, изменится структура учреждений образования, культуры, здравоохранения. Но, с моей точки зрения, дальнейшая оптимизация здесь невозможна без создания развитой транспортной сети, проведения всех современных телекоммуникаций. Однако, самый главный итог – то, что они научились считать свои деньги, что позволило нам лучше представлять налоговую базу на местах.

На каком уровне проходит сейчас обсуждение бюджета?
И.С.: На данный момент оно идет по многоступенчатой системе. Я бы призвал проводить обсуждение местных бюджетов с привлечением максимального количества жителей поселений. Далее существующие проблемы передаются на районный уровень. Муниципальным районам это сделать легко, так как в районном совете депутаты представляют в основном поселения. Готова помочь и фракция «Единая Россия» на всех уровнях власти. Также есть проект бюджета на официальном сайте Госсовета. Мы публикуем его в Интернете уже третий год.

5 октября проводятся парламентские слушания. Кто в числе приглашенных, насколько предложения, высказанные там, способны повлиять на судьбу проекта?
И.С.: Эти слушания организованы для тех партий и общественных организаций, чьих представителей нет в Госсовете. Они объединяют значительные слои населения, и мы обязаны учитывать их интересы. Также планируются выступления представителей муниципальных районов. Они смогут задать свои вопросы министрам. Далее все выступления протоколируются и направляются депутатам, с тем чтобы они смогли учесть их в процессе подготовки законопроекта.

Подготовил Тимур ШАЙДУЛЛИН

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100