Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Ильнур МИРГАЛЕЕВ: «В этом году ЕГЭ будут сдавать 17 тысяч выпускников татарстанских школ»
Ильнур МИРГАЛЕЕВ: «В этом году ЕГЭ будут сдавать 17 тысяч выпускников татарстанских школ»
Последний звонок прозвучит скоро для сотен тысяч российских школяров, ностальгически оповещая о том, что настала пора навсегда попрощаться с учебными классами, строгими педагогами и веселыми, шумными одноклассниками, ставшими за одиннадцать лет почти что родными. Звонкая его трель станет одновременно и «боевым» сигналом – впереди выпускные экзамены и штурм вуза. Волнение выпускников и их родителей подогревает и «очная ставка» с пресловутым ЕГЭ, который в нынешнем году пройдет в 78 регионах страны, в том числе и в Татарстане. О том так ли страшен этот «зверь», как его «малюют», о перспективах эксперимента в нашей республике и полярных мнениях по поводу единого госэкзамена - наше интервью с начальником отдела организации ЕГЭ Министерства образования и науки РТ Ильнуром Миргалеевым.
- Шествие по учебным заведениям страны ЕГЭ с «благословения» Минобраза России начал в 2001 году. На старте поучаствовать в эксперименте рискнули лишь единичные территории. Однако уже спустя два года ЕГЭ провели в 48 регионах, а в 2005 году список расширился до 78 субъектов Федерации, включая Татарстан. Отчего республика вошла в эксперимент с четырехлетним «опозданием»?
- Действительно, число регионов, как и выпускников, сдававших ЕГЭ, в последние годы росло в геометрической прогрессии. В 2001-м единый госэкзамен сдавали 30 тысяч школьников, в 2002-м - уже 300 тысяч, в нынешнем году, по прогнозу, этой формой оценки качества знаний будет охвачен уже 1 миллион российских выпускников (83, 3 процента от общего числа учащихся, которые закончат школьный курс в этом году). Что касается «паузы», выдержанной Татарстаном перед вступлением в эксперимент, то мы вообще привыкли все делать не спеша, предпочитая безоглядному «прыжку в новое» мягкое вхождение в реформы. Следуя пословице «семь раз отмерь – один раз отрежь», мы наблюдали за другими регионами, тщательно анализируя их опыт. Следует также иметь в виду, что ЕГЭ - не только сфера министерства, полноправными участниками процесса являются также вузы и ссузы, которым также требовалось время на подготовку.
- И вот, наконец, свершилось. Татарстан объявил список предметных экзаменов, которые выпускникам этого года предстоит сдавать в форме ЕГЭ – это русский язык, математика, физика и химия. 22 апреля в республике прошел пробный ЕГЭ по математике, участие в котором приняли 30 тысяч 340 выпускников (63,24 процента от общего количества). Что можно сказать о его результатах?
- Результаты пробного экзамена пока еще только обрабатываются. Процесс этот требует времени, поскольку первоначально плоды стараний школьников проходят компьютерную обработку в Казани, в Республиканском центре мониторинга качества образования, затем сканируются и отправляются в Москву, в Федеральный центр тестирования. Кроме того, с бланков с развернутыми ответами выпускников (задание типа С) делаются две копии – которые вручаются для проверки педагогам-экспертам. Каждую работу проверяют два эксперта. В том случае, если их оценки существенно разнятся (расхождение более двух баллов) - назначается третий эксперт. На эту роль заблаговременно резервируется 25 процентов от общего числа экспертов, оценивающих работы выпускников, а таковых на сегодняшний день подготовлено 900 человек из числа учителей-предметников и преподавателей вузов и ссузов. Хочу подчеркнуть, что схема проверки результатов ЕГЭ построена таким образом, что эксперты не могут знать автора работы. Ответы ребят помечены специальными штрих-кодами, соответствующими штрих-коду на бланке регистрации. Результаты пробного ЕГЭ по математике станут известны после майских праздников. Однако, сразу оговорюсь, что эти результаты не участвуют в конкурсе для поступления в вузы и ссузы. Целью пробного экзамена являлась апробация техники, которая будет использоваться во время настоящих испытаний, ознакомление организаторов ЕГЭ и самих школьников с новой процедурой сдачи экзамена, а также проверка своих возможностей для учеников.
Что касается впечатлений от пробного ЕГЭ, то целостную картину могут дать только окончательные результаты, обработка которых, как я уже сказал, пока не завершена. К тому же судить по ним о результатах работы школ было бы не совсем верно, поскольку экзамен проводился только по одному предмету – математике. Естественно, наибольшее число заявок на участие в этом ЕГЭ поступило от математических школ. Хотя многие школы без специализированных «уклонов» также захотели поучаствовать в эксперименте из желания лучше ознакомиться с новой технологией оценки знаний учащихся и оценить свои силы, поскольку задания рассчитаны на классический школьный стандарт. В ходе проверок пунктов проведения ЕГЭ специалисты министерства, естественно, интересовались у ребят, насколько сложно им было справиться с заданиями. Большинство выпускников признало, что задачки решить можно, надо только чуть-чуть получше подготовиться. Были, конечно, и те, кто признал, что задания им «не по зубам».
- И все же, городским ребятам, сутками не вылезающим из «всемирной сети», имеющим под рукой библиотеки, читальные залы, а, если сильно «припечет», то и репетиторов, наверное, было проще справиться с заданиями по ЕГЭ в силу общей «продвинутости»?
- Это не совсем правильное суждение. Есть и среди сельских школьников ребята, которые показывают блестящие результаты.
Конечно, более точно мы сможем судить, когда станут известны результаты пробного ЕГЭ. Однако, первое впечатление от его проведения в городах и на селе, не указывает на резкую разницу между деревенскими и городскими школярами.
- В какие сроки будет проводиться основной ЕГЭ?
- Сроки основного ЕГЭ – едины на всей территории страны. Проходить он будет два этапа. В мае-июне ЕГЭ будут сдавать выпускники этого года, а в июле – выпускники прошлых лет и ссузов, желающие поступить в высшие учебные заведения, и выпускники нынешнего года, которые по уважительной причине не смогли принять участие в «первой волне». 24 мая выпускники 2005 года сдают химию, 3 июня – русский язык, 8 июня – математику, 15 июня – физику. 16 июня – «резервный день» для тех, кто не явился на сдачу ЕГЭ в установленный срок. В этот день можно будет пройти ЕГЭ по всем перечисленным предметам, кроме математики. На «королеву наук» в качестве резервного дня отведено 17 июня. «Вторая волна», как уже было сказано, пройдет в июле. Выпускники прошлых лет и те ребята, что не смогли поучаствовать в первом этапе ЕГЭ, приходят в пункт проведения экзамена имея при себе соответствующее направление вуза или ссуза, в который они планируют поступать. ЕГЭ для них пройдет по следующему графику: 18 июля – математика, 21- русский язык, 27 – химия, 29 июля – физика, 31 июля – резервный день. По всем общеобразовательным предметам, включенным в список ЕГЭ в Татарстане, ответы на задания даются в письменном виде. Продолжительность ЕГЭ по математике – 4 часа, по физике – 3,5 часа, по русскому языку и химии – 3 часа. Время, отведенное для подготовительных процедур (инструктаж участников ЕГЭ, вскрытие специальных пакетов, заполнение бланков регистрации) в продолжительность экзамена не включается. Для проведения Единого госэкзамена в республике подготовлено 153 пункта ЕГЭ на базе школ, вузов и ссузов. В пробном ЕГЭ по математике были задействованы 124 из них.
- Адаптированы ли контрольно-измерительные материалы ЕГЭ в республике к потребностям национальных школ? Можно ли перевести их на татарский язык?
- Темы заданий по ЕГЭ на татарский язык не переводятся. Мы просто не имеем на это права, поскольку они находятся в федеральной базе данных, к которой мы не имеем доступа. Однако, учитывая, что национальные школы также выполняют общероссийский стандарт по общеобразовательной программе, мы, с разрешения Министерства образования и науки РФ, разработали аналоги контрольно-измерительных материалов на татарском языке по трем предметам – физика, химия, математика, выполненные согласно тем же критериям, по которым они выполняются в Федеральном Институте педагогических измерений. Это - уникальный для России эксперимент. Выпускники, сдавшие ЕГЭ на татарском, получат свидетельство, которое будет действительно в вузах, расположенных на территории Татарстана. Если же кто-то из них захочет получить высшее образования в вузе за пределами республики, то таким ребятам придется сдавать ЕГЭ на русском языке.
- В 2005 году по результатам ЕГЭ абитуриенты смогут попытать счастья при поступлении в 78 московских вузов, включая МЭИ, МИФИ, Российский медицинский университет, Московский государственный институт международных отношений. Вместе с тем, в большинстве специализированных учебных заведений, например, Академии ФСБ, результаты ЕГЭ приниматься не будут. Не участвует в эксперименте и главный вуз страны – МГУ им. Ломоносова. Его ректор Виктор Садовничий не изменил своей позиции и по-прежнему выступает ярым противником эксперимента. Какова ситуация по татарстанским вузам?
- По решению Совета ректоров вузов и директоров ссузов РТ, в вузах расположенных на территории республики, не менее 50 процентов специальностей и направлений будут отданы под ЕГЭ. В ссузах республики – 100 процентов. Понятно, что речь идет лишь о четырех предметах, по которым школьники сдают выпускные экзамены в форме ЕГЭ.
- Сдавать выпускнику традиционные экзамены или проходить испытание в форме ЕГЭ – дело, как известно, добровольное. Однако, судя по только что Вами сказанному, свобода выбора в этом случае – понятие весьма относительное?
- Получается, что так.
- Сколько татарстанских выпускников-2005 уже изъявили желание сдавать ЕГЭ?
В этом году в республике закончат школу 47 тысяч 980 ребят. Из них 17 тысяч 16 выпускников будут сдавать Единый госэкзамен.
- Не получится ли так, что за данными тестов вузы проглядят многих российских самородков – потенциальных ломоносовых, циолковских, мичуриных?
- 100-бальная система ЕГЭ позволяет достаточно дифференцированно оценить качество знаний учеников. Шкалирование этой балльной системы каждый конкретный вуз устанавливает сам. Естественно мы предложим свои рекомендации. Скажем, с 35 баллов – это «тройка», а с 75 – «пятерка». Однако вуз, где, к примеру, основательно готовят по специальности «химия», может в случае большого наплыва абитуриентов на эту специальность самостоятельно «поднять планку», чтобы выбрать лучших из лучших.
- Тем не менее, не секрет, что у ЕГЭ есть как сторонники, так и ярые противники из числа российской профессуры, преподавателей школ. В качестве аргументов оппоненты новой системы называют отсутствие возможности достоверно оценить при тестировании качество знаний учащихся, их практические навыки, необходимость «тупой зубрежки» – как метода подготовки к ЕГЭ. Звучат и опасения, что новая система оценки знаний вызовет рост коррупции в сфере образования. Каково ваше мнение на этот счет?
- Я считаю, что приведенные доводы - это рассуждения людей, которые как следует не вникли в суть ЕГЭ. По поводу коррупции. Масса людей - экспертов, организаторов, специалистов органов образования - участвует в ЕГЭ, эксперты, проверяющие работы школьников, не знают их авторов, результаты экзамена проходят компьютерную обработку, все работы помечены штрих-кодами, по которым выпускнику выдается свидетельство о результатах ЕГЭ. В Федеральном центре тестирования собираются и обрабатываются данные ЕГЭ со всей России, а это, как я уже сказал, 1 миллион работ.
Чтобы помочь конкретному ребенку вся эта масса народа должна собраться вместе и договориться между собой, что в принципе не возможно. Теперь о качестве знаний. Некоторые считают, что отыскать правильные ответы на задания можно интуитивно. Но ведь интуиция опирается на знания. Если ребенок не знает ответа на вопрос, то «методом тыка» он естественно не наберет нужное число баллов. В задании типа «В» выпускник должен дать краткий свободный ответ, в задании типа «С» требуется уже развернутый ответ – согласитесь, для того, чтобы справиться с такими заданиями, нужен изрядный уровень подготовленности, и такие задания вполне могут выявить и качество знаний, и творческие способности ученика. К тому же, мы не против того, чтобы для выявления особо одаренных ребят предлагались какие-то дополнительные испытания, например, в форме собеседования. Но эти испытания должны быть абсолютно «прозрачными»: выпускник должен заранее знать по каким критериям его будут дополнительно оценивать. Думаю, ни у кого сегодня не вызывает сомнения необходимость реформы системы оценки качества знаний в России. Она назрела и ее нужно проводить. Если же у кого-то есть конкретные предложения по совершенствованию механизма этой реформы, то их нужно предлагать – ясно, конкретно, открыто. Главное, чтобы это делалось в форме конструктивных предложений, а не скептических реплик, за которыми нет ничего практически полезного.
- Признаюсь, заглянув перед нашей беседой на федеральный портал ЕГЭ, где приведены варианты заданий за 2003-2004 год, я невольно посочувствовала нынешним выпускникам. Угадать «в ходе какой войны произошли сражение у деревни Лесной, морские сражения у мыса Гангут и острова Гренталь» (задание по истории) мне было бы не по силам, несмотря на репутацию былой школьной «отличницы» и примерной студентки «альма-матер». Остается надеяться, что у современных выпускников и впрямь – «ума палата».
- Понаблюдав за ходом пробного ЕГЭ, я пришел к мнению, что мы – родители, учителя – больше паникуем, чем сами дети. Мы переживаем, что ребятам придется совсем уж туго. А разве в прежние времена выпускнику было легко? Он сначала сдавал экзамены в школе, потом все лето готовился и сдавал экзамены в институт. Разве когда мы поступали в вузы и сдавали экзамены профессорам, мы испытывали меньше стресса? И разве тогда требования к уровню знаний были ниже?
- Планируется ли в перспективе расширить в республике список школьных предметов, которые будут сдаваться в форме ЕГЭ?
- Список предметов будет расширяться поэтапно. На следующий год помимо математики, физики, химии и русского языка в него войдут и другие предметы. Какие именно пока не скажу. В настоящее время мы пока ничего не планировали, нужно сначала закончить этот год. Ясно одно - к 2008 году ЕГЭ окончательно выйдет из рамок эксперимента и будет проводиться по всем предметам.
- Что бы вы посоветовали татарстанским выпускникам, которым ЕГЭ предстоит в этом году?
- Советую готовиться по версиям, которые есть на федеральном портале ЕГЭ. По приказу министра образования и науки РТ в районных отделах образования рабочие места специалистов, ответственных за проведение ЕГЭ, оборудованы компьютерами с выходом в Интернет, откуда они могут свободно скачивать всю необходимую информация по ЕГЭ и распространять ее по учебным заведениям, в том числе сельским. Действует также министерский web-сайт, где есть отдельный раздел ЕГЭ, содержащий всю нормативную информацию, сведения о вузах и т.д. Его адрес: www.ksu.tatedu.ru
Ирина КСЕНОФОНТОВА
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»