news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Ильгиз ХАЙРУЛЛИН: «Общественная палата свое появление оправдала»

В последние годы эксперты и социологические опросы показывали, что в нашей стране народ и власть живут как будто в разных государствах, сами по себе. Все решения, подобно пресловутому закону о монетизации, принимаются закрыто, общественность к обсуждению острых проблем не приглашается. Наверно, что-то не устраивало Президента России в этой ситуации, поэтому он и решился на создание Общественной палаты. Цель - стимулировать процесс создания гражданского общества, находящегося у нас в зачаточном состоянии. А еще – повысить качество принимаемых государством решений. Ибо и законодательная, и исполнительная власти будут вынуждены работать с общественными организациями, прислушиваться к их рекомендациям и вносить коррективы в свою деятельность.

В 2006 году Общественная палата была создана и в нашей республике. О ее работе, проблемах, задачах корреспондент агентства беседует с председателем палаты Ильгизом Калимулловичем Хайруллиным.

Ильгиз Калимуллович, подходит к концу срок полномочий Общественной палаты республики. Когда она создавалась, помню, сколько было споров, какие надежды возлагали на нее оптимисты, считавшие, что через палату можно будет донести общественное мнение до власти, и как скептически были настроены пессимисты, утверждавшие, что она изначально не может оправдать своего предназначения, так как система ее формирования порочна. К кому относитесь вы – к оптимистам или пессимистам, и как оцениваете работу нашей палаты за прошедшее время?
И.Х.: Я реалист. Считаю, что Общественная палата, этот принципиально новый орган в нашей республике, впрочем, как и в России, свое появление оправдала. Говорю это не потому, что я ее возглавляю, и что мы достигли больших успехов. Нет. Слишком мало времени прошло. Еще продолжается период ее становления. Но у палаты есть своя позиция по многим важным вопросам, ее членами рассмотрены и рассматриваются законопроекты, которые по закону об Общественной палате в обязательном порядке предоставляются палате Госсоветом республики. В некоторые из них внесены наши предложения. Дана оценка некоторым непродуманным решениям исполнительных органов. В приемную палаты приходят люди с самыми разными вопросами и проблемами, причем с каждым днем посетителей все больше.

И мы постоянно обращаемся с запросами в различные государственные органы. Несмотря на то, что получаем ответы почти на все наши обращения, нас не всегда удовлетворяет качество этих ответов. Проще говоря, иногда бывают откровенные отписки.

Что касается механизма формирования палаты…Наверно, он не без изъяна. Но в сложившейся ситуации, когда, вы правы, многие решения принимаются закрыто, без совета с народом, важно было сделать первый шаг, и Президент Путин, принявший решение о создании Общественной палаты, такой шаг сделал.

Должен заметить, что принцип формирования Общественной палаты нашей республики немного другой: половина состава утверждалась Президентом республики, другая – Госсоветом. Считаю, он был абсолютно правильным при создании первого состава палаты. Полагаю, последующие должны формироваться с большим участием общественности.

Это только ваше мнение, или члены Общественной палаты тоже так думают?
И.Х.: Да, это мнение общее. Поэтому мы сейчас инициируем внесение изменений в республиканский Закон об Общественной палате. Есть и другие вопросы. Например, мы считаем ненормальным, что Общественная палата не является юридическим лицом.

В общем, думаю, как любая реформа в процессе ее реализации требует поправок и изменений, так и Общественная палата будет развиваться и становиться эффективнее. Не надо требовать сразу огромного, ведь сделаны еще только первые шаги. Мы – первопроходцы, идем наощупь, с чистого листа пытаемся создать механизмы, которые позволят наладить взаимодействие общества и власти. Идущим за нами, я думаю, будет легче. В нашем случае ошибки естественны, но лучше работать и ошибаться, чем сидеть и ждать, пока у нас общество само наладит контакты с государством. Это лучше, чем критиковать принимаемые законы и решения, и не иметь возможности вносить свои предложения, рекомендации в действия властей. Палата дает возможность наладить быструю и короткую связь между властью и обществом. Потенциал у этой структуры огромен.

Но ведь палата – это не нечто абстрактное, это кадры, люди, в нее входящие. Мало создать структуру, надо вдохнуть в нее жизнь. И потенциал структуры, эффективность ее работы напрямую зависят от потенциала членов палаты. Кто они, на что они способны, не боятся ли возразить власти, защитить интересы общества, или действуют по принципу «чего изволите» и «будет сделано»… Их авторитет - это тоже инструмент влияния на власть.
И.Х.: Конечно. Хотя одного авторитета мало. Нужно еще много работать. Прошедшие полтора года показали, кто из членов палаты наиболее активен. К сожалению, дав согласие на вхождение в Общественную палату, не все оказались готовы к серьезной и трудной работе в ней, очевидно считая, что это просто почетная должность, и их участие сведется лишь к присутствию на заседаниях. А черновую работу будут за них делать другие. Оказалось, что работа в палате требует очень большой отдачи и затраты сил, нервов и времени. В составе палаты 50 человек, комиссий семь, некоторые члены палаты работают в двух-трех комиссиях. Не многие в состоянии тянуть такой воз. Ведь у всех есть еще основная работа, где они, в отличие от Общественной палаты, зарплату получают.

Ильгиз Калимуллович, почти все социологические опросы показывают низкую общественную активность людей – лишь 3-7 процентов привлекает работа в каких-либо объединениях, ассоциациях, клубах. Хотя в республике зарегистрированных общественных организаций очень много, действуют на самом деле единицы, да и те практически не имеют веса и влияния. Но ведь палата не может существовать сама по себе, без взаимодействия с общественными организациями?
И.Х.: Безусловно. Поэтому налаживание контактов с общественными организациями вопрос чрезвычайно актуальный. Все члены палаты представляют республиканские общественные организации. Раз организация человека выдвинула, значит, она наделила его правом высказываться от ее имени, вносить предложения, принимать и отвечать за принимаемые решения. Какой бы вопрос не обсуждался, любой член палаты может высказать свое мнение, в том числе и на заседании Совета палаты. Он может быть категорически против, может иметь свою точку зрения, но он должен участвовать в дискуссии, чтобы потом не сказать: «а мое мнение не спросили».

Мы используем разные формы взаимодействия с общественными организациями. Например, совместные акции. По предложению представителя Республиканской ассоциации онкологических больных Общественная палата выступила инициатором проведения в октябре прошлого года в Набережных Челнах акции «Вместе против рака» по профилактике рака молочной железы. Акцию поддержал профсоюз КамАЗа. На предприятии были осмотрены свыше двух тысяч женщин. Результат – десятки спасенных жизней, план по улучшению санитарно-гигиенических условий для работниц на вредных производствах, выделение дополнительных средств для продолжения обследования женщин и т. д.

Другая форма сотрудничества с общественными организациями – участие их представителей в «круглых столах», общественных слушаниях, в заседаниях рабочих групп, комиссий палаты. Ведь чем более демократично и квалифицированно представлено мнение, тем более верное решение может быть принято. Это особенно ярко проявляется при обсуждении болезненных для общества вопросов, например, реформы ЖКХ. При Общественной палате создана постоянно действующая рабочая группа из представителей палаты, товариществ собственников жилья, других организаций, связанных с этой сферой. На слушания собираются общественники из Казани и республики, председатели ТСЖ, старшие по дому, то есть люди, досконально знающие проблему изнутри, приглашаются представители властных структур. Разговор идет очень острый, часто очень жесткий, но конкретный, плодотворный с выходом на эффективное решение. Рекомендации по результатам общественных слушаний направлены в Кабинет Министров республики, соответствующие министерства и ведомства, в Правительство России, Государственную Думу.

Такая совместная работа, на мой взгляд, дает важный импульс для повышения активности граждан: они видят, что могут, наконец, повлиять на ситуацию. И власть вынуждена прислушаться к мнению палаты, потому что это мнение граждан.

А вот опросы показывают, что далеко не все граждане знают о работе Общественной палаты, некоторые и не подозревают о ее существовании.
И.Х.: Мне кажется, те, кто хотят знать, думают, что и как изменить в нашей жизни к лучшему, кого волнуют проблемы страны и общества, те стремятся найти и обнаруживают интересующую их информацию. Я уже говорил вам, что к нам обращаются все больше людей. Они же нас находят! Потому что хотят найти. Кстати, хороший признак, что приходят уже не только с частными, личными, вопросами, но и касающимися общественной жизни.

Тем не менее, согласен, Общественная палата должна быть представлена в СМИ гораздо в большей степени, чем сейчас. Хотя информация о нашей работе размещается в электронных газетах, время от времени появляется в выпусках республиканских телеканалов, в некоторых печатных изданиях, действительно, информационных площадок мало. Нам нужны регулярное время в сетке вещания телевидения и радио, постоянные колонки в разных газетах, а может быть, свои издания. Это актуально и для Общественной палаты России.

Но центральные СМИ много рассказывали о московском конфликте в Южном Бутове, когда благодаря Общественной палате РФ ситуация с принудительным выселением людей была разрешена. К слову, именно эта ситуация и позволила всему обществу узнать о существовании такого органа, как Общественная палата России.
И.Х.: Но работа общественных палат не состоит сплошь из таких ситуаций. Есть другие аспекты, менее заметные, менее скандальные, но от этого не менее важные. Рассмотрение частных вопросов нужно, но все-таки основная наша задача – обращение к социально-значимым проблемам. За полтора года через Общественную палату прошли 33 проекта законов РТ, касающихся всего населения, 5 проектов постановлений Кабинета Министров. Мы внесли в них свои рекомендации, многие из которых учтены.

Я бы не сказала, что вопрос о принудительном расселении людей не такой важный. Ведь эта ситуация далеко не единична, она сплошь и рядом. Кстати, Ильгиз Калимуллович, Президент Путин одной из главных задач Общественной палаты России назвал деятельный общественный контроль за органами власти. Он даже говорил – цитирую - «очень важно наладить действенный общественный контроль за расходованием огромных бюджетных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов». В законе РТ об Общественной палате слов об общественном контроле я не нашла.
И.Х.: Контроля не любит никто. Скажу пока, что в нашей палате этот вопрос дискутируется. Точки зрения самые разные, но большинство считают необходимым внести соответствующие поправки в республиканский закон.

А вы как думаете?
И.Х.: Считаю, что поправка нужна, и рано или поздно, нашим законодателям придется ее принять. Но что считать общественным контролем? Каковы его механизмы? Все должно быть четко прописано. Я, например, считаю, что если члены палаты поднимают вопросы, на которые власть по каким-то внутренним причинам хотела бы закрыть глаза, это есть форма общественного контроля. Постоянный мониторинг деятельности исполнительной, законодательной, муниципальной власти, регулярные опросы общественного мнения по наиболее актуальным и значимым вопросам – это тоже формы гражданского контроля. К слову, должен признать, что наше слабое звено - мониторинг выполнения принятых законов и решений исполнительными органами власти.

На мой взгляд, самое важная задача – пробудить в людях социальную активность, инициативу, веру в то, что от тебя, как от гражданина, зависит очень многое. Не молчи, говори, но говори и предлагай по делу! Если нам удастся аккумулировать общественное мнение по самым важным вопросам, мнение, свободное от партийных, коммерческих, личных интересов и представить его в максимально сбалансированной форме, то Общественная палата свою задачу, я считаю, выполнит.

Если учесть, в какой апатии и безверии по отношению к органам власти пребывают сейчас люди, задача архисложная. Хотя… при наличии неравнодушных союзников, успешных дел у палаты и реальной пользы от них, может, и не такая уж невыполнимая. Позвольте пожелать вашей, то есть нашей, палате хорошей настырности, независимости и смелости в защите прав татарстанцев.

Спасибо за беседу.

Вела беседу Татьяна ВОРОНОВА

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400