news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Ильдар Саидов: «Конфискованный товар следует отдавать в детские дома и дома для престарелых»

«Таможня на защите интеллектуальной собственности» - пресс-конференция под таким названием прошла в агентстве «Татар-информ» в режиме оn-line. В ней приняли участие заместитель начальника Татарстанской таможни по правоохранительной деятельности Ильдар Саидов и Патентный поверенный РФ, генеральный директор авторского агентства «Артпатентъ» Григорий Бусарев. Вел беседу журналист Олег Павлов.

Мы привыкли, что контрабанда, которая проходит через руки сотрудников правоохранительных органов, выглядит материально – это золото, валюта, наркотики. Но есть контрабанда и другого свойства. Это – интеллектуальная собственность, которая наносит не меньший, а даже больший ущерб. По данным Всемирной таможенной организации, мировой ежегодный объем фальсифицированных товаров на начало 2007 года составил около 500 миллиардов долларов США. Только в Европейском союзе с 1998 по 2004 год объем поддельной продукции, изъятый таможенными службами, вырос в 10 раз. Как обстоит дело в нашем регионе? Как часто татарстанские таможенники сталкиваются с проблемой контрафакта?
И.С.:
Прежде всего, стоит разделить подобную продукцию на две категории товаров. Это – контрафактная продукция, которая завезена на территорию нашей страны контрабандным путем и контрафактная продукция, которая изготовлена на таможенной территории Российской Федерации. Ко второй категории мы не имеем никакого отношения, и никаких действий в отношении данной продукции предпринимать не можем, кроме информирования органов МВД. Что касается первой категории товаров, то это в нашей компетенции. Статьей 14.10 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконное использование товарного знака. В зависимости от того, был ввезен этот товар на таможенную территорию или он изготовлен на этой территории, имеет место разграничение полномочий между Федеральной таможенной службой и РУВД. За 2006 год таможенными органами республики было выявлено 17 фактов незаконного использования товарного знака на территории республики. По данным делам виновники привлечены к административной ответственности.

Борясь с контрафактом, Федеральная таможенная служба создала таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Что это такое и насколько велика эффективность использования такого реестра?
И.С.:
В данном реестре зафиксировано около 800 объектов интеллектуальной собственности. В документе по каждому объекту указано, кто является правообладателем той или иной торговой марки, какой логотип она имеет, каковы его отличительные особенности, кто имеет право заниматься реализацией данной продукции, телефоны и адреса поверенных. В ходе работы мы пользуемся этим реестром, если обнаруживаем товары с признаками контрафактности, после чего связываемся с поверенными и уточняем, было ли дано право тому либо иному участнику торговли право реализовывать данную продукцию. Далее проводится расследование с изъятием данной продукции из торгового оборота.

Какие товарные знаки чаще подделывают злоумышленники?
Г.Б.:
Основной удар со стороны недобросовестных производителей приходится на товары народного потребления. Самые первые подделки касались известных брендов - «Panasonic», «Adidas». С учетом того, что российский производитель активно развивается, сегодня стали часто подделываться отечественные товары. Как только товар становится популярным на рынке, у злоумышленников возникает соблазн подделать бренд. Наиболее часто контрафакт встречается среди продуктов питания, одежды, парфюмерии и других товаров. Известны случаи, когда подделывают и местных производителей из Татарстана. На территорию России, по нашим данным, активно ввозят контрафактные кондитерские изделия. К примеру, в свое время активно подделывали известные конфеты «Буратино» и «Золотой ключик». На территорию нашей страны также ввозят контрафактные продукты питания и одежду.

Какие еще товары у потребителей вызывают настороженность?
Г.Б.:
Мы плотно взаимодействуем с государственными органами по вопросам, связанным с использованием и нарушением прав на товарные знаки российских правообладателей. На протяжении ряда лет мы активно сотрудничаем с Татарстанской таможней, выступая в качестве экспертов в случаях экспорта или импорта товаров, маркированных знаками, которые принадлежат другим лицам. Одним из примеров такого сотрудничества стали дела об административных нарушениях, возбужденных таможенными органами в прошлом году в отношении двух индивидуальных предпринимателей, занимавшихся торговлей обуви. Обувь была ввезена и реализовывалась на территории Татарстана. На ней значилась маркировка, похожая на известный бренд «Carlo Pazolini». Обувь реализовывалась с маркой «Carlo Pozalini» и «Carlo Prozalini» (т.е. с изменениями одной буквы в названии).

Чтобы не стать жертвой обмана, потребитель, приходя в магазин, должен обращать внимание на малейшие изменения в названиях товара, дизайне и так далее. Как правило, сами производители четко следят за фирменным стилем и не позволяют каких-либо отклонений. Изменяя одну букву в маркировке, либо переходя с латинского на русский шрифт, недобросовестные производители пытаются пройти по острию ножа - по границе законности. То есть, они создают товар, который у потребителя ассоциируется с брендом, и в тоже время не производят в точности название, защищенное законом. Эта категория товаров представляет собой наибольшую сложность с точки зрения выявления и пресечения.

Ильдар Муратович, вы уже упомянули о реестре объектов интеллектуальной собственности. Насколько правообладатели изъявляют желание включать в реестр данные о своих товарах?
И.С.:
Эта процедура в целом зависит от желания правообладателя. В Федеральной таможенной службе существует порядок включения объектов в реестр, который предусматривает подготовку ряда документов. Хотя правообладатели сами заинтересованы в этом, к сожалению, они не все из них обращаются в Федеральную таможенную службу.

Г.Б.: Думаю, что основной причиной занесения торгового знака в реестр являются опасения правообладателей и производителей, что их товар настолько популярен в России, что есть основания остерегаться его подделки. Здесь определяющим фактором является известность марки товара. Товар, который только успел появиться на рынке, еще не настолько известен. Следовательно, опасения, что его начнут подделывать, преждевременны.

Как происходит выявление подделок?
И.С.:
В реестре объектов интеллектуальной собственности указаны отличительные признаки и особенности запатентованной продукции. К примеру, особенности швов изделия, особенности нанесения логотипа и его расположения. Проверяя товар, мы проверяем наличие указанных признаков. Когда у нас возникают сомнения, мы принимаем меры к изъятию товара и отправляем его на экспертизу.

Как часто проведенные экспертизы подтверждают ваши опасения?
И.С.:
По всем делам, которые были возбуждены нами в прошлом году, экспертиза подтвердила, что товар является контрафактным. Когда мы выявляем очевидные признаки контрафактности, то вправе этот товар изъять. Если экспертиза будет не в нашу пользу, мы будем ответственны за то, что лишили владельца прав на товар. Поэтому мы стараемся изымать лишь тот товар, у которого на сто процентов имеются такие признаки.

Что происходит с задержанной контрафактной продукцией? Какова ее дальнейшая судьба?
И.С.:
К сожалению, рассмотрение дел административных правонарушений по статье 14.10 КоАП РФ находится в компетенции суда. Из всех дел, которые мы возбудили в прошлом году, во всех случаях товар изымался из оборота, но лишь в 50 процентах случаев был наложен штраф на его владельцев. К сожалению, суд зачастую принимает решение лишь о конфискации товара. Дальнейшая судьба данного товара непонятна, поскольку его использование в торговом обороте возможно лишь с разрешения правообладателя. А убрать логотип с товара, не испортив при этом его торговый вид, бывает просто невозможно. Зачастую такая продукция уничтожается. С учетом того, что нынешний год объявлен Президентом РТ Годом благотворительности, было бы правильно, если бы суд принимал решение о конфискации товара с последующей его передачей нуждающимся - в детские дома и дома для престарелых. Этот вопрос на сегодняшний день мы пытаемся решить.

В городе практически на каждом углу есть магазины под названием «Конфискат». Имеют ли они причастность к таможенным органам?
И.С.:
Смело могу заявить, что никакого отношения эти магазины к таможне не имеют. Последнюю реализацию изъятых товаров Татарстанская таможня проводила примерно в 1996 году. На сегодняшний день таможня вообще не имеет права заниматься реализацией подобной продукции. Этим правом в данном случае наделен полномочный орган - Российской фонд федерального имущества. 50 процентов товара в подобных магазинах являются контрафактным. Доказать, что товар был ввезен контрабандным путем очень сложно, доказать обратное – практически невозможно. Те люди, которые занимаются реализацией данной продукции, заметают следы, скрывая, где они ее приобрели. В настоящее время мы как раз прорабатываем схему решения данного вопроса. Реализация контрафактной продукции возможна лишь с разрешения правообладателя. Даже если таможенные органы изъяли контрафактный товар, никто не имеет право пустить его в торговый оборот без разрешения правообладателя. На моей памяти еще не было ни одного такого случая, когда правообладатель давал такое согласие.

Выходит, что подобные магазины реализуют товар, прикрываясь именем таможни, авторитет которой достаточно высок.

И.С.: Наверно, стоит включить в реестр объектов интеллектуальной собственности слово «таможня», тогда можно будет привлекать к административной ответственности злоумышленников, пользующихся нашим добрым именем.

Г.Б.: Следует отметить, что в России уже были попытки со стороны некоторых людей зарегистрировать слово «конфискат». Таким образом они пытались возвести свою деятельность в законные рамки. Но «конфискат» не является словом, которое можно зарегистрировать как товарный знак. Так что попытки не увенчались успехом.

И последний вопрос. На ваш взгляд, возможно ли в будущем увеличение либо уменьшение потока контрафактной продукции?
И.С.:
Если не будут поставлены преграды, то поток контрафакта увеличится. Однако за незаконное использование товарного знака существуют свои меры наказания. Мы намерены защищать права правообладателей и будем бороться с ввозом контрафактной продукции. Что касается ее изготовления на территории нашей страны, считаю, что совместные действия правоохранительных органов приведут к успеху.

Г.Б.: Могу добавить, что без инициативы самих правообладателей коренным образом изменить ситуацию будет сложно. Законодательство построено таким образом, что инициатива должна исходить от самих правообладателей. Поэтому необходимо повышать правовую культуру самих авторов, предпринимателей. Не все еще знают о существовании реестра объектов интеллектуальной собственности и механизме защиты своих торговых марок.

Материал подготовила Наталья РЫБАКОВА

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400