news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

<i>Холод не тетка.</i> </br>Помянешь и лето, когда шубы нету

Какими бы теплыми и малоснежными ни становились зимы и как бы ни ускорялся темп жизни современной женщины, редкая представительница прекрасного пола откажется облачиться зимой в меховую шубку, чтобы почувствовать себя королевой. В этом году в татарстанских зверосовхозах на потребу модницам вырастили 150000 голов норок, 10000 лисиц (в основном чернобурых), 2000 голов песца и 5000 голов соболя.

Кормят на убой
Известно, что натуральная шуба - покупка не из дешевых. Как рассказали в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РТ, больше половины себестоимости шкурки зверька составляют расходы на питание животного. Например, для выращивания одной норки в течение полугода требуется 55 - 60 килограммов корма. В основном это субпродукты и морская рыба: минтай, мойва, килька плюс витамины. Причем рыбу для кормления норок доставляют аж из Мурманска. Из-за дороговизны такого рациона в хозяйствах стали частично переходить на сухой корм, например, богатую белком рыбную муку.
 
Как раз сейчас в татарстанских зверосовхозах - а их осталось четыре из десяти: «Матюшинский» (Лаишевский район), «Берсут» (Мамадышский район), «Бирюлинский» (Высокогорский район) и ОАО «СХП Кощаковский» (Пестречинский район) - идет забой животных на пушнину. Впрочем, на шубы пустят не всех. Лучших представителей породы оставят «на развод». Как сообщили нам, к примеру, в Бирюлинском зверосовхозе, в этом году здесь увеличили поголовье серебристо-черных лисиц и соболей. Хотя в целом поголовье животных в зверосовхозах сейчас сокращается. Специалисты объясняют это снижением спроса на меха.
 
- Объясняется это и изменением моды, и отсутствием у людей свободных денег, и трудностями с получением кредитов, - говорит ведущий советник отдела развития животноводства Минсельхозпрода РТ Фарид Валеев. - В прошлом году на складах татарстанских зверосовхозов осталось нереализованной продукции на сумму около 100 миллионов рублей. Поэтому, чтобы улучшить генофонд животных и сохранить саму отрасль пушного звероводства, мы решили сократить поголовье. Но это лишь временная мера.
 
Чтобы сохранить свою нишу на рынке пушнины, татарстанские звероводы стараются расширить ассортимент своей продукции и закупают на стороне зверьков с оригинальными расцветками и фактурой меха - например, белую норку, коротковолосую махагони. По словам Валеева, если раньше в Татарстане выращивали норок 4 - 5 цветов, то сейчас - порядка 10.
 
Ниже ворс - больше спрос
Производители изделий из меха, в свою очередь, констатируют, что норка наряду с овчиной по-прежнему пользуется популярностью у покупателей. Правда, чтобы угодить взыскательному вкусу современных модниц, норку тонируют, стригут, выщипывают, выжигают лазером, перфорируют. Также поступают и с мутоном.
 
По словам главного инженера ОАО «Мелита» Александра Парсанова, длинношерстный мех нынче отошел на задний план: чернобурку, красную лисицу, песца сейчас в основном используют для отделки. «Боярские» шубы до пят сегодня тоже неактуальны. Современные дамы, как правило, выбирают короткие полушубки из стриженого или щипаного меха: они легкие, в них удобно ездить в машине и не жарко. Оценили любительницы натурального меха и бобра. Этот мех очень стойкий, достаточно теплый, шелковистый на ощупь.
 
- Что касается норки, то здесь предложение превысило спрос, поскольку к нам стали везти очень много норковых шуб из Китая и Турции, - говорит Парсанов. - У российской норки мех длиннее и теплее, с более густым подпушком, а покупатели предпочитают низковорсовую норку. Чтобы получить такой мех, в наших зверосовхозах стали скрещивать российскую норку с заграничной.
 
Поскольку прошлая зима была поздняя и теплая, у меховщиков, так же как и у звероводов, с прошлого года осталось немало продукции на складах. Но то, что не продали тогда, производители рассчитывают продать сейчас - нынешняя зима согласно прогнозам обещает быть более холодной.
Есть у татарстанских зверосовхозов возможность заработать и на внешнем рынке. Как рассказали в Минсельхозпроде РТ, почти всего соболя, выращенного у нас, вывозят на ежегодный международный аукцион в Санкт-Петербурге, откуда собольи шкурки расходятся по всему миру.
 
Дизайн против мехов
Падением спроса на меха озабочены не все, есть люди, которые этому рады. Например, французская кинозвезда Брижит Бардо, которая уже не первый год призывает женщин всего мира отказаться от натуральных шуб в пользу искусственных. А нынче Всемирный альянс против мехов объявил международный конкурс плакатов и фотографий под названием «Дизайн против мехов». В России его проводит Центр защиты прав животных «Вита». Зоозащитники утверждают, что предложение изделий из меха давно уже превысило спрос. Магазины и фабрики заполнены непроданными шубами, но, несмотря на это, в мире ежегодно убивают миллионы 7 - 8 месячных норок, лис, песцов и других животных, которые всю свою недолгую жизнь проживают в тесных клетках. А каракульча - это вообще мех еще не родившихся ягнят, которых искусственно вынимают из утробы матери в угоду капризам моды.
 
Евгения ЧЕРНОУСОВА

© Редакция приложения к районным и городским газетам РТ. Главный редактор - Ольга Мачнева.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2