Россия уничтожит 8 тыс. тонн токсичного оксилителя жидкого ракетного топлива

Крайне опасные вещества предстоит переработать профильным заводам за 2 года.

(Казань, 8 октября, «Татар-информ»). Министерство обороны объявило об утилизации российских запасов меланжа и амила. До конца 2015 года химические предприятия должны будут переработать более 8 тыс. т опасных смесей, которые использовались в качестве окислителей жидкого топлива ракет советских комплексов С-200 «Ангара», Р-300 «Эльбрус» и др. Об этом сегодня пишет газета «Известия».

Запасы окислителей разбросаны по всей территории страны: компоненты топлива с истекшим сроком хранения находятся в войсковых частях на Дальнем Востоке, на Урале, Северном Кавказе, в Забайкалье, Западной Сибири и в центральной полосе России. До конца 2015 года России предстоит уничтожить 1,8 тыс. т амила и 6,1 тыс. т меланжа. На эти цели из федерального бюджета выделяется 413,2 млн. рублей.

В докладе ОБСЕ за 2008 год «Жидкое ракетное топливо в регионе ОБСЕ: обзор аспектов утилизации» значится, что Россия уничтожила свои запасы из 53 тыс. т. При этом в ОБСЕ отмечают исключительную токсичность ракетных окислителей — меланж возгорается при контакте с водой, при его попадании в водоем гибнет все живое в радиусе 2 км.

В российской делегации ОБСЕ пояснили, что Россия не обязана предоставлять этой организации данные о своих запасах меланжа. «Россия уничтожает меланж за свой счет, своими силами, поэтому не обязана ставить Европу в известность о процедуре утилизации. Если бы мы делали это за счет ОБСЕ, как Украина или Киргизия, тогда бы должны были. При этом предстоит выяснить, откуда в отчете данные о том, что запасы меланжа в России уничтожены — мы им такие сведения не предоставляли», - сказал сотрудник дипмиссии.

На заводе имени Свердлова в Дзержинске, одном из головных предприятий по утилизации указанных веществ, пояснили, что сейчас утилизируются последние запасы меланжа и амила. «Со следующего года заканчивается программа ОБСЕ по утилизации химических веществ, из российских запасов мы переработали все, что было – завод занимается этим три года. На следующий год у нас программы нет», - сказал представитель завода имени Свердлова.

Доставлять груз на переработку предполагается железнодорожным транспортом.